ua en ru

Правительство без тарифов. Кабмину пока не разрешают вмешиваться в работу регулятора

Правительство без тарифов. Кабмину пока не разрешают вмешиваться в работу регулятора .
Президент Петр Порошенко ветировал проект закона, который обязывает национальный регулятор согласовывать с Кабинетом министров тарифы на коммунальные услуги, если они устанавливаются на уровне ниже экономически обоснованного.

Президент Петр Порошенко ветировал проект закона, который обязывает национальный регулятор согласовывать с Кабинетом министров тарифы на коммунальные услуги, если они устанавливаются на уровне ниже экономически обоснованного. Глава государства уверен, что принимать подобные решения правительство может только после того, как найдет в госбюджете средства на компенсацию тарифной разницы. Депутаты с предложениями согласны и считают, что документ нуждается в доработке. В самом регуляторе отмечают, что для начала нужно четко определить критерии экономического обоснования тарифов.

Президент Петр Порошенко вернул парламенту законопроект №0919, которым предусмотрены изменения в законодательство относительно процедуры установления цен (тарифов), со своими предложениями. Глава государства ветировал документ, которым Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) фактически разрешалось устанавливать тарифы на коммунальные услуги на уровне ниже экономически обоснованного. В этом случае, законопроект обязывал регулятор согласовывать такие решения с Кабинетом министров.

Пойти на такой шаг правительство могло только после "определения соответствующим решением источников возмещения разницы между регулируемыми и экономически обоснованными ценами". Для реализации этого механизма парламент предлагал внести изменения в профильные законы "О ценах и ценообразовании", "Об электроэнергетике", "Об основах функционирования рынка природного газа".

Впрочем, Президент считает, что законопроект, который 10 февраля был принят во втором чтении 234 голосами, "не может быть подписан на таких условиях". Глава государства отмечает, ст. 23 Бюджетного кодекса предписывает осуществлять какие-либо бюджетные платежи только при наличии бюджетного назначения, которое закреплено законом о госбюджете.

"Предусмотренные законопроектом изменения могут привести к тому, что у Кабмин будет обязан определить источники финансирования между регулируемыми и обоснованными ценами, которые не подкреплены налогами госбюджета", - считает Петр Порошенко.

Поэтому он предлагает разрешить правительству согласовывать цены и тарифы, не обоснованные экономикой, только "с одновременной подаче в парламент законопроекта, которым установлены источники покрытия разницы в госбюджете".

Законопроект №0919 парламент пытался принять неоднократно. И в феврале депутаты смогли набрать необходимое количество голосов только со второй попытки. Сам же документ был зарегистрирован еще в январе 2013 года народным депутатом Павлом Коржом (тогда - Партия регионов) и направлен на устранение пробелов в законодательстве.

Согласно пояснительной записке, причиной такой законодательной инициативы было то, что действие новой редакции закона "О ценах и ценообразовании" распространялось лишь на регулирование тарифообразования в сфере естественных монополий. Таким образом, не попадала под действие профильного закона процедура ценообразования на смежных рынках, к которым относятся поставки природного газа и электроэнергии.

Поэтому законопроектом предусматривалось закрепить за НКРЭКУ полномочия, которыми де-факто комиссия и так обладала. В частности, компетенцию регулятора предлагалось расширить и на установление тарифов на газ и электроэнергию для населения, в том числе дифференцированные по объему потребления.

Кроме того, НКРЭКУ должна была устанавливать цены на газ собственной добычи для госпредприятий и теплокоммунэнерго. При этом, Нацкомиссия также должна была согласовывать предельную стоимость газа для промышленности и бюджетных учреждений с Министерством экономики и социального развития, а решение об установлении цен и тарифов ниже обоснованного уровня - приниматься только после согласования с Кабинетом министров.

Впрочем, очевидно, что блокировать решение народных депутатов Президента вынуждает необходимость выполнения требования Международного валютного фонда по установлению тарифов на природный газ и тепловую энергию для всех категорий потребителей на уровне, покрывающем затраты на производство услуг по производству, транспортировке и поставке ресурсов, отмечают эксперты.

В парламенте предложения Президента оценивают позитивно и намерены поддержать их. "Мы согласны с решениями главы государства о том, что в бюджете должны быть предусмотрены соответствующие расходы на покрытие тарифной разницы, если правительство и регулятор решат установить тарифы на уровне ниже экономически обоснованного", - заявил РБК-Украина замглавы фракции "Батькивщина" Сергей Соболев, который 10 февраля настаивал на принятии законопроекта №0919.

По его словам, согласовывать тарифы с Минэкономразвития необходимо, чтобы избежать заангажированности регулятора. "Кроме того, если тарифы необоснованы, то обязательно необходимо энергетическим предприятиям компенсировать образовавшуюся разницу. У нас во фракции считают, что источниками для выплаты возмещения может стать налог на землю под монополиями и крупными предприятиями, а также повышение ставки налога на дивиденды с 5% до 17%, увеличение рентных платежей на добычу железной руды, транспортировку нефти, газа, аммиака", - сказал Сергей Соболев.

Дозвониться к членам фракции "Блок Петра Порошенко", "Народный фронт" и "Самопомич", разбирающимся в вопросе, сегодня не удалось - никто не брал телефон.

Напомним, до последнего повышения тарифов на природный газ, электрическую и тепловую энергию для населения, они покрывали себестоимость услуг в среднем на 60-70%. Утвержденное регулятором повышение с 1 апреля стоимости тепла на 71,8% и газа, более чем в 3 раза для бытовых абонентов, по словам главы Нацкомиссии Дмитрия Вовка, полностью покрывает затраты на производство, транспортировку и поставку этих ресурсов. При этом, на возмещение разницы между обоснованными и регулируемыми тарифами в госбюджете на 2015 год предусмотрено 500 млн грн при потребности коммунальной теплоэнергетики в 5-6 млрд грн компенсационных выплат.

Вместе с тем, необходимо четко определить критерии экономической обоснованности тарифов, отмечают в НКРЭКУ. "Экономически обоснованные тариф - это не строго определенная категория. Мы обращались к экспертам, которые при определении экономического обоснования использовали совершенно разные данные, - сказал РБК-Украина член Нацкомиссии Андрей Герус. - Поэтому решение вернуть и доработать законопроект - правильное, поскольку необходимо взвешенно подойти к его принятию, чтобы его нормы были действительно рабочими".

Украина не может себе позволить абсолютно независимый регулятор, уверен экс-министр по вопросам ЖКХ Алексей Кучеренко. "В тех экономических условиях, в которых оказалась страна, мы не можем себе позволить отдать регулирование сферой коммунальных услуг только регулятору", - сказал экс-министр ЖКХ.

Он подчеркнул, что надо не вносить изменения в отдельные законы, а принять полноценный закон про Нацкомиссию - орган регулирования монополий в сфере энергетики и коммунальных услуг. "А мы принимаем ситуативные решения, которые могут нам позволить избежать кризиса платежей за услуги ЖКХ, но не помогут реформировать систему функционирования отрасли в целом", - резюмировал эксперт.