ua en ru

В поисках доходов: к чему приведут проблемы Кабмина с наполнением госбюджета-2018

В поисках доходов: к чему приведут проблемы Кабмина с наполнением госбюджета-2018 Александру Данилюку и Владимиру Гройсману придется искать источники доходов бюджета (УНИАН)

С начала года в казну поступило меньше налогов, чем ожидали чиновники. Кроме того, планам правительства помешали в Национальном банке, уведомив, что перечислят на 6 млрд гривен прибыли меньше, чем прописано в госбюджете.

У Кабинета министров появился повод беспокоиться о доходах государственного бюджета. В первом квартале чиновники не выполнили план по сбору налогов, в том числе из-за укрепления курса гривны и активного возмещения НДС. В последующие месяцы ситуация может усугубиться как минимум по двум причинам: если Национальный банк перечислит меньше прибыли, чем ожидалось, и если НАК "Нафтогаз Украины" не заплатит в госбюджет дивиденды за 2017 год. При этом власти не спешат с началом приватизации госимущества, что также сказывается на бюджетных планах Министерства финансов. Подробнее – в материале РБК-Украина.

Доходы государственного бюджета растут, но медленнее, чем ожидают в правительстве. Недобор по доходам по итогам первого квартала составил больше 6,1 млрд гривен или 3,1% от плана. За первые три месяца в казну поступило 193,5 млрд гривен при 199,7 млрд гривен запланированных, следует из данных Государственной казначейской службы. И это при том, что по сравнению с 2017 годом доходы в 2018 году должны вырасти почти на 16% - до 919,4 млрд гривен.

В начале года правительство больше всего подвели налоговые и таможенные платежи: по налогам недобор составил 4,4 млрд гривен, по таможне - 1,7 млрд гривен. В Государственной фискальной службе (ГФС) на запрос РБК-Украина к моменту выхода публикации не смогли прокомментировать причины невыполнения плана, указав лишь, что доходы растут по сравнению с прошлым годом.

С таможни в первом квартале собрали 74,9 млрд гривен, с налоговых платежей - 126,1 млрд гривен. Это на 12% и почти на 7% соответственно больше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако сразу на 25% по сравнению с первым кварталом прошлого года (на 6,7 млрд гривен) увеличилось возмещение НДС – до 33,6 млрд гривен.

Если же ориентироваться на более подробный анализ Госказначейства по итогам первых двух месяцев, на недобор платежей в бюджет в начале года, помимо увеличившегося возмещения НДС, повлияло падение сборов рентной платы за пользование недрами, а также акцизного налога с произведенных в Украине товаров. Детальные данные за три месяца Госказначейство еще не опубликовало.

Прибыль монополиста

И хотя план госбюджета в первом квартале не был выполнен, в ГФС указали, что сбор платежей в общий фонд (без учета возмещения НДС) вырос почти на 16 млрд гривен или 9% по сравнению с первым кварталом прошлого года.

"Самая большая сумма перевыполнения (по сравнению с первым кварталом 2017 года, - ред.) достигнута по налогу на прибыль предприятий – "плюс" 7,4 млрд гривен. Это объясняется декларированием НАК "Нафтогаз Украины" по итогам 2017 года налога в существенных объемах, при том что по результатам 2016 года были задекларированы убытки", - пояснили РБК-Украина в ГФС. В ведомстве также уточнили, что в первом квартале в госбюджет уплачено 29,2 млрд гривен налога на прибыль, что почти на 16 млрд гривен больше, чем за такой же период прошлого года.

Как пояснил РБК-Украина высокопоставленный собеседник в финансово-экономическом блоке правительства, прибыль НАКа, по сути, спасла бюджет от еще большей дыры по итогам первого квартала. "Проблема не в том, что кто-то плохо или неправильно рассчитал доходы госбюджета. В начале года у нас совпало все, что могло неудачно совпасть", - отметил собеседник. В частности, по его словам, из-за того, что курс гривны оказался выше по отношению к доллару и евро, чем ожидали в правительстве, в начале года не удалось выполнить план по таможенным платежам – импортному НДС и ввозной пошлине.

Кроме того, по словам собеседника, несмотря на перечисление прибыли от "Нафтогаза", компания все еще должна госбюджету дивиденды за 2017 год. Источник издания в Кабмине пояснил, что после положительного для НАКа завершения разбирательства с "Газпромом" в Стокгольмском арбитраже, компания потенциально может перечислить в казну до 30 млрд гривен. Однако пока, по словам чиновника, пожелавшего не указывать его имя в публикации, окончательная сумма не утверждена и не согласована. "Во-первых, "Газпром" еще с НАК не рассчитался. Во-вторых, у компании есть необходимость в закупках газа. Да и к тому же сейчас есть проблема с покупкой гривны в таких больших объемах", - отметил собеседник.

НБУ, приватизация и МВФ

Головной боли правительству добавил и Национальный банк, уведомив о том, что перечислит в 2018 году в госбюджет почти на 6 млрд гривен меньше прибыли, чем планировал Минфин – 44,6 млрд гривен. В Нацбанке такое решение объяснили необходимостью увеличить отчисления в резервы, как того требует от них законодательство.

Еще одна проблема – приватизация, от которой на покрытие дефицита госбюджета в 2018 году запланировано направить более 21 млрд гривен. Напомним, доходы от приватизации предназначены для финансирования дефицита. В первом квартале Фонд государственного имущества, согласно отчету ведомства, перечислил в казну около 35 млн гривен. Разницу, неполученную от приватизации, правительство будет вынуждено компенсировать, в частности, за счет внутренних займов – ОВГЗ, как это уже делалось раньше.

Чиновникам уже сейчас нужно думать и о пути отступления, если Украина останется без внешнего кредитования. Уже больше года правительство не получает финансирования от Международного валютного фонда, находясь с кредитором в затяжных переговорах по цене на газ и формированию Антикоррупционного суда.

Кредиты МВФ напрямую не касаются госбюджета, поскольку оседают в золотовалютных резервах НБУ. Однако от наличия действующей программы с Фондом зависит выделение макрофинансовой помощи от ЕС, на которую рассчитывают в Минфине. В интервью РБК-Украина министр финансов Александр Данилюк говорил, что правительство рассчитывает получить от ЕС около 1 млрд евро. Кроме того, без МВФ Украине будет крайне сложно разместиться на внешних рынках. Напомним, в 2018 году Минфин запланировал выпуск еврооблигаций на 2 млрд долларов.

Минимальная зарплата, субсидии и пенсии

Учитывая отставание от плана по доходам госбюджета, правительству будет непросто выполнить свое обещание о повышении минимальной зарплаты до 4200 гривен. Чиновники Минфина публично уже заявляли, что пока для этого нет достаточного ресурса.

С другой стороны, повышения "минималки" ожидают в Министерстве социальной политики, рассчитывая таким образом увеличить поступления Единого социального взноса, который является источником наполнения Пенсионного фонда. В текущем году на дотацию ПФ в госбюджете предусмотрено 139 млрд гривен.

Однако, как рассказал РБК-Украина высокопоставленный правительственный чиновник, есть риск, что по итогам года эта сумма вырастет еще на 11 млрд гривен, в том числе из-за увеличения выплат военным пенсионерам. Отметим, с начала года Пенсионный фонд уже был вынужден брать займы у Госказначейства для выплаты пенсий. В январе-марте с Единого казначейского счета Пенсионный фонд привлек около 17 млрд гривен. К началу апреля задолженность ПФ составляла около 1,5 млрд гривен.

Что же касается других защищенных статей расходов, как, например, субсидии и зарплаты бюджетникам, здесь правительство также не станет играть с огнем, особенно в преддверии выборов 2019 года. Хотя определенные трудности в этом плане есть. Как рассказал РБК-Украина исполнительный директор Ассоциации городов Александр Слобожан, в марте Минфин перекрыл перед местными бюджетами многомиллиардный долг по жилищным субсидиям, который образовался в конце прошлого и начале этого года.

"Очень серьезная проблема была в январе-феврале. В марте ее закрыли. Задолженность сейчас накапливается. Мы ждем, что к июню правительство рассчитается за первый-второй квартал. Все зависит от их поступлений. Проблема заключается в том, что у них на данный момент нет оборотных средств. Но они берут на себя обязательства, что будут погашать долги", - объяснил Слобожан.

Что же касается, к примеру, субвенции социально-экономического развития, инфраструктурной субвенции и финансирования проектов Фонда регионального развития, то подобного типа рода расходы относятся к капитальным, и далеко не всегда выполняются в полном объеме. Как следует из отчета Счетной палаты о выполнении госбюджета в 2017 году, все расходы в прошлом году были недофинансированы на 31 млрд гривен, в том числе из-за того, что Кабмин медлил с утверждением порядков использования и распределений средств по проектам и объектам.

По другим субвенциям – медицинской и образовательной, проблем с финансированием нет. По словам Александра Слобожана, есть моменты, связанные со справедливостью распределения средств через областные и районные бюджеты между городами, однако это проблема другого характера, независящая от наличия средств в госбюджете.