ua en ru

Почему срываются инвестиции в порт "Южный"

Почему срываются инвестиции в порт "Южный" Из-за задержки с утверждением финплана порта "Южный" перспективы его модернизации остаются туманными
Кабинет министров наконец-то принял финансовый план государственного стивидорного предприятия "Морской торговый порт "Южный". Из-за сильной задержки с его утверждением под угрозой срыва находятся инвестиции в его модернизацию. В результате в выигрыше окажутся частные стивидорные компании.

Кабинет министров наконец-то принял финансовый план государственного стивидорного предприятия "Морской торговый порт "Южный". Из-за сильной задержки с его утверждением под угрозой срыва находятся инвестиции в модернизацию порта. В результате в выигрыше окажутся частные стивидорные компании.

Активный рост

В текущем году доход государственного стивидорного предприятия "Морской торговый порт "Южный" возрастет, по сравнению с 2014 г., почти в два раза - до 2,1 млрд грн. Соответствующие показатели заложены в финансовом плане госпредприятия, утвержденном недавно правительством. При этом, как ожидается, чистая прибыль порта увеличится в 4,7 раза - до 772 млн грн.

Увеличение дохода обусловлено увеличением объема обработки грузов и ростом курса доллара США, сообщили в Министерстве инфраструктуры. Многие ставки за услуги порта установлены в иностранной валюте.

Кроме того, порт планирует в 2015 г. существенно увеличить отчисления в пользу государства, а именно, в государственный и местные бюджеты, а также в государственные целевые фонды. Если по факту в 2014 г. эта сумма составила 402 млн грн., то уже в 2015 г. она должна достигнуть 969 млн грн., или в 2,4 раза больше.

Также, согласно финлану, в 2015 г. порт планирует направить на капитальные инвестиции 593 млн грн.

Больше всего средств будет потрачено на приобретение основных фондов, в частности, перегрузочного оборудования. На последнее выделено 218 млн грн. Кроме того, в порту запланировано строительство подстанции за 80 млн грн и очистных сооружений производственно-ливневых стоков за 73 млн грн.

Также "Южный" намерен направить несколько десятков миллионов гривен на модернизацию и реконструкцию своих активов, в частности, портальных кранов (1,5 млн грн), угольно-рудного комплекса (24,6 млн грн), инженерных сетей и сооружений (15,2 млн грн), сетей электроснабжения и электротехники (46,3 млн грн) и т. д.

Конкуренция усиливается

Эксперт транспортного рынка Владимир Шемаев уверен, что для государственных стивидорных компаний, таких как "Южный", важно, чтобы государство инвестировало в модернизацию перегрузочных мощностей.

"В последние годы в регионе существенно окрепли частные стивидорные компании, у которых более современное оборудование и, соответственно, выше скорость перегрузки, нежели у государственных. Если государственные стивидоры хотят не отставать от частных, они должны инвестировать в свои мощности по перевалке", - заявил он.

Одна из самых актуальных проблем государственных терминалов - устаревшее как морально, так и технически, оборудование, согласился консультант экспертного центра "ЦТС-консалтинг" Андрей Исаев. Поэтому, по его мнению, обновление перегрузочного оборудования является приоритетом, решающим ряд задач.

"В частности, для грузоотправителя - это снижение логистических расходов, для порта - увеличение конкурентоспособности, для сотрудников - повышение культуры труда и безопасности. Например, установка в госпорту "Южный" кранов Tukan позволила резко увеличить интенсивность обработки судов и приблизиться по этому показателю вплотную к ведущим мировым портам. Так, крупнотоннажные суда дедвейтом более 200 тыс. т в госпорту "Южный" грузились железорудным сырьем с интенсивностью более 50 тыс. т в сутки, что сопоставимо с австралийскими портами", - рассказал Андрей Исаев.

Однако, по его информации, новых кранов в "Южном" установлено всего три, в то время как всего их в порту более трех десятков и все требуют замены.

"Средний возраст остальных кранов - 20 лет. А краны - только часть технологической цепочки порта, самая видимая. Износ другого портового оборудования не меньше, чем у кранового хозяйства", - подчеркнул Андрей Исаев.

Он также напомнил, что следует в числе прочего учитывать необходимость в текущем ремонте перевалочного оборудования, которое в порту интенсивно используется.

"Поэтому инвестиции в основные фонды крайне необходимы. И нужно говорить не о том, необходимы ли они, а насколько достаточны", - отметил эксперт.

Риск не успеть

Несмотря на возрастающую конкуренцию, государственный стивидор может и не успеть освоить все утвержденные инвестиции. Причина - позднее утверждение финплана.

Согласно законодательству, процедура принятия финплана включает в себя получение подтверждений от заинтересованных органов исполнительной власти: Министерства финансов, Министерства экономического развития и торговли, Министерства юстиции, Государственной фискальной службы, Кабинета министров, рассказали в пресс-службе Мининфраструктуры. Из-за чрезмерной забюрократизированности процедура занимает довольно много времени.

Текущий механизм утверждения финансовых планов в госпортах крайне несовершенен, считает Андрей Исаев.

"Объемы работ рассчитываются по времени на один год, поэтому затягивание с принятием финпланов приводит к тому, что порты не успевают освоить ими же заработанные средства. Как результат, госпредприятия портовой отрасли хронически недофинансируются, что приводит сегодня к их явному отставанию от темпов частных терминалов и постепенному "умиранию", - заявил он.

Владимир Шемаев отметил, что для того, чтобы направить те или иные средства на капитальные инвестиции, госпредприятия должны иметь утвержденный финплан на год. Однако в Украине довольно широко распространена практика, когда финпланы для госпредприятий утверждаются на текущий календарный год во втором полугодии или даже ближе к концу года.

"Поэтому для того, чтобы избежать риска неосвоения инвестиций, госпредприятия проводят тендеры до утверждения финплана, и уже после его принятия контракты вступают в силу - начинаются работы и проходят оплаты", - пояснил Владимир Шемаев.

По его данным, в этом году ГП "МТП "Южный" уже провел часть тендеров, однако другая часть пока что только планируется к объявлению.

"Это будет сделано после официальной публикации об утверждении финплана на сайте Кабмина. В "Южном" сделают все возможное, чтобы успеть освоить инвестиции", - предположил Владимир Шемаев.

Вместе с тем в Мининфраструктуры утверждают, что до принятия правительством финансового плана порт не мог использовать средства, предусмотренные на осуществление капитальных инвестиций. Из-за позднего принятия есть риск, что завершить все запланированное по этой статье финплана в полном объеме до конца 2015 г. не удастся, считают в ведомстве.

Концессия как вариант

Задержка с модернизацией может отразиться на инвестиционной привлекательности государственного стивидора "МТП "Южный", который в этом году проходит процедуру оценки с тем, чтобы в будущем привлечь частные инвестиции. Рассматриваются различные варианты привлечения, но чаще всего со стороны чиновников звучат заявления о концессии.

При этом гендиректор компании-стивидора "Трансинвестсервис" Андрей Ставницер оценил "Южный" не менее чем в 300 млн долл.

Директор компании Shtandart TT (Роттердам, Нидерланды) Андрей Кузьменко считает, что в текущих условиях в том, чтобы взять ГП "МТП "Южный" в концессию, заинтересованы в компании СКМ.

"Эта компания является крупнейшим клиентом государственного стивидора", - пояснил он.

Андрей Ставницер также считает, что "Южный" можно отдать в концессию "Метинвесту", который входит в группу СКМ.

"В принципе это было бы взаимовыгодно", - отметил он.

Любые другие компании-претенденты на концессию "Южного" будут пытаться заработать на перевалке грузов СКМ в порту, поэтому СКМ самим придется участвовать в концессионном конкурсе, чтобы этого избежать, подчеркнул Андрей Кузьменко.

"Для того же, чтобы повысить интерес к концессионированию "Южного", необходимо, чтобы государство привлекло к общему процессу коммерциализации портов консалтинговую компанию с безупречной репутацией и провело нормальное роад-шоу украинской морской отрасли, которое бы завершилось прозрачным и широким конкурсом", - подчеркнул Андрей Кузьменко.

По его мнению, к концессии этого актива могут проявить интерес такие международные портовые операторы, как DP World или APM Terminals.

"Они развивают свои неконтейнерные активы, и "Южный" для этого весьма подходящий вариант", - объяснил Андрей Кузьменко.

При этом он не считает, что нынешняя ситуация в Украине станет преградой для их прихода в нашу страну.

"Актив перспективный, а ситуация в стране в любом случае отражается на цене", - заявил он.