ua en ru

Платить по-новому: Кабмину предлагают оптимизировать методику расчета коммунальных тарифов

Платить по-новому: Кабмину предлагают оптимизировать методику расчета коммунальных тарифов Инициатива НКРЭКУ на первом этапе приведет к росту стоимости коммунальных услуг, но впоследствии возможно ее снижение
Не прошло и нескольких лет, как правительство вновь заговорило о необходимости изменить подход к формированию тарифов на коммунальные услуги. НКРЭКУ подала в Кабмин законопроект, которым предлагается отказаться от устаревшей методики расчета тарифов на услуги естественных монополий и перейти к европейскому стимулирующему регулированию. Новый подход будет учитывать объем вложенных инвестиций предприятий, возможности их возврата и окупаемые затраты на производство услуг. Участники рынка уже назвали предложенные изменения революционными, и считают, что это позволит вывести сегмент энергетики из кризиса. Для населения это чревато повышением тарифов на первом этапе, однако впоследствии стоимость коммунальных услуг стабилизируется, возможно даже ее снижение.

Не прошло и нескольких лет, как правительство вновь заговорило о необходимости изменить подход к формированию тарифов на коммунальные услуги. НКРЭКУ подала в Кабмин законопроект, которым предлагается отказаться от устаревшей методики расчета тарифов на услуги естественных монополий и перейти к европейскому стимулирующему регулированию. Новый подход будет учитывать объем вложенных инвестиций предприятий, возможности их возврата и окупаемые затраты на производство услуг.

Участники рынка уже назвали предложенные изменения революционными, и считают, что это позволит вывести сегмент энергетики из кризиса. Для населения это чревато повышением тарифов на первом этапе, однако впоследствии стоимость коммунальных услуг стабилизируется, возможно даже ее снижение.

Считать на новый лад

Как стало известно РБК-Украина, Кабинет министров намерен рассмотреть проект закона, которым предлагаются существенные изменения в законы "О естественных монополиях" и "О теплоснабжении". Документ разработан Национальной комиссией, осуществляющей госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), и предусматривает переход предприятий секторов энергетики и водоснабжения к модели стимулирующего тарифного регулирования.

Фактически, это означает, что регулятор и естественные монополии откажутся от еще советской методики формирования тарифов на электрическую, тепловую энергии, услуги водоснабжения и перейдут к механизму расчета стоимости на основании стоимости своих основных активов и инвестиций.

Примечательно, что еще во вторник, 3 ноября, законопроект, копией которого располагает РБК-Украина, был включен в повестку заседания правительства. Однако уже вчера в ходе заседания стало известно, что революционный проект Кабмин рассматривать не будет.

"Это не значит, что документ отменен - его рассмотрят на ближайшем заседании. Просто сегодня у регулятора и чиновников была встреча с МВФ как раз по тарифам, ее нельзя было отменить", - сообщил РБК-Украина источник в правительстве.

Новым документом предлагается внести ключевые изменения в ст. 9 закона "О естественных монополиях". Если его нормы будут приняты, то стимулирующее тарифное регулирование станет обязательным для всех лицензиатов НКРЭКУ, которые работают в сегменте дистрибуции электроэнергии.

То есть, новый порядок тарифообразования коснется всех предприятий, передающих электроэнергию по магистральным и межгосударственным сетям, распределяющих ее по локальным линиям, и поставщиков энергоресурса. Кроме того, под действие предложенной нормы подпадут теплогенерирующие предприятия и компании, осуществляющие транспортировку тепла, а также водоснабжающие предприятия.

Стимулирующее регулирование известно в европейской и американской практике как RAB-метод (Regulatory Asset Base management), применяемый с начала 90-х годов на Западе и только с 2008 г. - в странах Восточной Европы и России. По сути, он является системой долгосрочного тарифного планирования, цель которой - привлечение капитальных инвестиций в модернизацию основных активов сетевых предприятий, сокращение операционных затрат на производство товаров коммунальных монополий и улучшение качества услуг для потребителей.

Сейчас все коммунальные тарифы рассчитываются по старой методике "затраты плюс рентабельность", при которой национальный регулятор ограничивает предельный уровень прибыли для предприятий энергетики и водоснабжения. Соответственно, коммунальным монополиям выгодно завышать объем своих операционных затрат, а в основе тарифных расчетов лежит амортизация уже устаревших основных фондов.

При RAB-регулировании тарифы будут рассчитываться на основании стоимости активов монополистов, оценку которых должна провести независимая компания, а также с учетом новых инвестиций, предусмотренных инвестиционной программой после запуска RAB -регулирования. Такие тарифы рассчитываются, как правило, на длительный период (3-5 лет), в течение которого стоимость услуг не меняется, поскольку учитывает и прогнозный рост цены энергоносителей.

Таким образом, предприятие получает стимул за счет сокращения своих производственных затрат внедрять энергосбережение, из-за чего увеличивать доход и привлекать инвестиции на модернизацию. Регулятор при этом устанавливает норму доходности на инвестированный капитал, чтобы у инвестора были гарантии возврата своих средств. В Евросоюзе этот показатель варьируется в диапазоне 6-15%, в зависимости от периода действия стимулирующих тарифов. По истечению периода, сгенерированная экономия и сокращение затрат дают основания для пересмотра тарифа - он может быть уменьшен или остаться стабильным.

Замыслы регулятора

В Украине это далеко не первая попытка перевести сетевые компании в сегменте монопольных услуг на стимулирующее тарифообразование. Соответствующие изменения в закон "О естественных монополиях" были приняты еще в 2012 г. Однако до сих пор новые нормы оставались лишь на бумаге.

Предложенный Кабмину законопроект четче прописывает условия перехода и предусматривает учет в тарифе стоимости регулируемой базы активов. Кроме того, планируется проведение мониторинга сокращения объемов использования природного газа в теплоэнергетике.

По словам главы НКРЭКУ Дмитрия Вовка, расчеты новых тарифов для лицензиатов-монополистов будут проведены после оценки регуляторной базы активов и определения срока амортизации.

"Рост тарифов для потребителей на первом этапе будет в любом случае, какой бы метод тарифного регулирования мы не избрали - cost-plus или RAB, поскольку каждый из них предполагает учет в тарифе полноценной амортизации. Однако в среднесрочной перспективе RAB выгоднее и потребителю, и компании", - объяснил Вовк РБК-Украина.

Глава регулятора также уточнил, что сегменты тепловой энергетики и водоснабжения перейдут на новый метод тарифообразования не раньше 2018-2020 гг.

"К тому времени мы сможем завершить общеобязательные программы по учету, снижению потерь, упорядочиванию и бенчмаркингу их операционных расходов, соблюдение простых законодательных норм. То есть, необходимо сформировать правила и нормативы, которыми будут руководствоваться лицензиаты, прежде чем мы введем новый метод", - отметил Дмитрий Вовк.

Отметим, что со следующего года переход на стимулирующее регулирование предусмотрен в виде пилотных проектов для шести облэнерго. Ранее директор по развитию бизнеса НАК "Нафтогаз-Украины" Юрий Витренко сообщил РБК-Украина, что RAB-метод будет в 2016 г. применяться газораспределительными компаниями (облгазами).

При этом основной вопрос, который предстоит решить чиновникам, - создание унифицированной для каждого сегмента отрасли методики оценки активов.

"Такие методики разработаны для газо- и электроснабжающих компаний, над остальными ведется работа, - сообщил Вовк. - Логика методик оценки предполагает учет стоимости фондов при их обновлении, износ, а также коэффициент утилизации".

Вместе с тем, глава регулятора отметил, что пока нет конкретного показателя по норме доходности на инвестированный капитал, применение которого позволит инвестору вернуть вложенные в предприятие средства.

"По сути, речь идет о ставках возврата вложений. И они зависят от стоимости капитала в стране. В Европе они обычно единые для новой и старой базы активов. В Украине, по примеру электроэнергетики, мы сделали разные ставки для первоначально инвестированного (5%) и нового (15%) капитала. Разная ставка обусловлена тем, что она ниже стоимости капитала. В сегментах водо- и теплоснабжения мы пойдем тем же путем", - сказал Дмитрий Вовк.

Страна

Возврат на первоначально инвестированный капитал

Возврат на новый инвестированный капитал

Греция

11,0%

11,0%

Польша

9,0%

9,0%

Чехия

7,9%

7,9%

Франция

7,3%

7,3%

Словакия

6,0%

6,0%

Украина (проект)

5,0%

14,8%

Источник: E&Y Mapping power and utilities regulation in Europe 2013

С заботой о прибыли

"В электроэнергетике RAB-регулирование разрабатывалось еще с 2005 г. в НКРЭ. В 2012 г. мы привлекали специалистов, проводили совещания с участниками рынка с тем, чтобы ввести стимулирующее регулирование в сегменте тепла и воды", - рассказал РБК-Украины бывший член НКРЭ и Нацкомуслуг Валерий Кальченко.

По его словам, стимулирующее регулирование полноценно заработает только тогда, когда будет проведена оценка активов компаний.

"Мы раньше просчитывали по теплу, как изменится тариф для потребителя после переоценки основных фондов предприятий. По нашим расчетам, если стоимость активов возрастет в 3-6 раз, то увеличения тарифа будет до 15%, - объяснил Валерий Кальченко. - Это позволит уйти от неэффективной системы, при которой государство регулирует прибыль предприятий и одним единственным источником для них являются амортизационные отчисления".

Впрочем, эксперт уточнил, что после оценки основных фондов, при увеличении их стоимости - этот показатель будет учтен в доходе предприятий, соответственно, возрастут и налоговые обязательства лицензиатов. "Этот момент нуждается в урегулировании", - отметил Кальченко.

Он также подчеркнул, что предприятия при стимулирующем тарифе могут "сделать ставку на максимальное сокращение производственных затрат, а не повышение качества услуги для потребителей".

"Еще в 2010-2011 гг. мы разработали методики отчетности для предприятий и возможности контроля со стороны регулятора за качеством услуги. То есть, если лицензиат в отчете демонстрирует резкое сокращение затрат, - у регулятора появляется повод проверить надлежащее предоставление услуги. Если качество низкое - регулятор или штрафует, или возвращает лицензиата на систему "затраты плюс". По крайней мере, у нас была такая задумка", - сообщил Валерий Кальченко.

Отметим, что участники рынка инициативу НКРЭКУ одобряют и считают революционной.

"В этом году регулятором был сформирован перечень компаний для перехода на RAB-регулирование в 2016 г.: Киевоблэнерго, Кировоградоблэнерго, ДТЭК Днепрооблэнерго, Львовоблэнерго, Винницаоблэнерго и Прикарпаттяоблэнерго. При этом облэнерго должны выполнить строгие требования для старта: на 100% рассчитываться с ГП "Энергорынок" за приобретенную электроэненгрию или согласовать реструктуризацию долгов, провести оценку активов, выполнить инвестпрограмму на момент перехода на RAB", - сообщили РБК-Украина в пресс-службе ДТЭК Энерго.

При этом в компании уточнили, что после перехода на стимулирующий метод облэнерго должны будут вкладывать определенные объемы инвестиций и в дальнейшем, а также вести мониторинг и выполнять установленные требования к качеству услуг.

"При несоблюдении условий облэнерго будет получать штрафы. По нашим расчетам, такие штрафы для облэнерго могут достигать 70 млн грн, что весьма ощутимо для компании, это сопоставимо со строительством двух современных модульных подстанций 10-35 кВ. Таким образом потребитель гарантированно получит качественную услугу", - заявили в ДТЭК

При этом в компании считают, что независимая переоценка активов "поставит в равные условия все облэнерго и даст реальную стоимость физических объектов", а новая система тарифообразования - "шанс развиваться и сдвинуться с мертвой точки".

Не меньше ожидают перехода к новой методике и теплоэнергетики.

"Это может стать для нас возможностью выхода из кризиса. У теплокоммунэнерго появятся возможности вкладывать средства в модернизацию и энергосбережение, - отметил президент межотраслевой ассоциации "Укртеплокоммунэнерго" Арсентий Блащук. - Однако тут надо урегулировать вопрос с "Нафтогазом". Если НАК по-прежнему будет облагать нас штрафами и пеней за долги предыдущих периодов, то у нас опять "вымоются" все средства. Ведь долги возникли не по нашей вине, а потому что тарифы на тепло были необоснованными".

Он также уточнил, что несколько теплокоммунэнерго уже просчитывают возможности перехода на стимулирующий метод, и некоторые из них даже проводят переоценку активов.

"Активы оценивают украинские компании, имеющие специализацию в этом вопросе. Заинтересовались новой методикой ТКЭ в Харькове, Житомире, ну и, конечно, "Киевэнерго", - уточнил Блащук.

Вместе с тем водоснабжающие предприятия пока не совсем готовы к переходу на новую систему тарифных расчетов.

"На прошлой неделе было совещание в НКРЭКУ, куда были приглашены и водоканалы, и теплоэнергетики. Больше речь шла о том, как перевести энергетические предприятия на новую методику", - сообщили РБК-Украина в Ассоциации "Укрводоканалэкология".

По словам директора ООО "Белоцерковвода" Ольги Бабий, стимулирующее регулирование на протяжении первых трех лет никак не повлияет на качество услуг.

"Оно позволит за этот период модернизировать основные фонды и технологии, которые дадут результат только через три года, - отметила она. - Инвестиционные мероприятия в рамках RAB должны жестко контролироваться регулятором и местными органами исполнительной власти. Только тогда будет эффект".

При этом Ольга Бабий подчеркнула, что новая методика тарифообразования напрямую скажется на потребителях.

"Потребитель заплатит за все. Задача RAB-регулирования заключается в том, что потребитель сам оплачивает себе качественную услугу в будущем. При таком регулировании в условиях стабильной экономики тариф сначала вырастает, потом стабилизируется, потом падает. Опыт других стран показывает изменение такой динамики на протяжении пяти лет. Что будет в Украине - прогнозировать сложно", - отметила руководитель водоснабжающего предприятия.