Пивоварский vs Вадатурский: зернотрейдеры против коррупции в МИУ
Конфликт министра инфраструктуры Андрея Пивоварского и владельца компании "Нибулон" Алексея Вадатурского вышел из непубличной плоскости. Стороны открыто обмениваются взаимными обвинениями. Причем, глава МИУ демонстрирует далеко не "гарвардские" методы ведения борьбы.
Война между главой МИУ Андреем Пивоварским и владельцем одного из крупнейших зернотрейдеров Алексеем Вадатурским продолжается с прошлого года. "Нибулон" требует от Мининфраструктуры заняться дноуглублением Днепра.
Главная водная артерия Украины обмелела до критического предела, и в некоторых местах глубина не достигает 3,65 метров, необходимых для безопасного прохождения судов. Это создает большие проблемы для логистики многих украинских предприятий.
Причем, возможности доставлять грузы по реке лишены не только зернотрейдеры, но и, например, Трипольская ГЭС. В результате доминирующую роль продолжают играть автоперевозки - и государство несет гигантские убытки из-за ускоренного "износа" дорожного покрытия.
"Нибулон", отчаявшись заставить чиновников МИУ заняться этой проблемой, взялся решить ее самостоятельно. Разумеется, добившись гарантий от государства, что расходы им будут компенсированы. Ведь пользоваться возможностью доставлять грузы по реке будет не только николаевская компания, но и все остальные.
У "Нибулона" все готово, чтобы начать работы. В 2013 году по заказу компании институт ООО "Укрречтранспроект" разработал проект дноуглубления Днепра. Как утверждает замгендиректора "Нибулона" по безопасности Андрей Волик, согласно этому проекту довести значение осадки на Днепре до 4 метров можно всего за 3-4 месяца.
Но проблема в том, что в МИУ не дают добро "Нибулону". Министр Андрей Пивоварский утверждает, что проводить дноуглубительные работы должно исключительно государство.
Задержку объясняет разными причинами. То Минэкологии не дает отмашку, то "Укрводшлях", который отвечает за эту проблему, якобы, не располагает необходимыми средствами.
Последняя отговорка от МИУ - задержка, связанная с тем, что в проекте дноуглубления, предоставленном "Нибулоном", найдены существенные недостатки. После того, как в него внесут правки, документ снова отправят по цепочке согласования в разных министерствах и ведомствах.
Андрей Пивоварский особо не скрывает, что за обычной чиновничьей волокитой собирается похоронить проект.
"Странно слышать, когда министр говорит, что все, что от него зависело, он сделал - все документы подготовил и передал другим министерствам и ведомствам. А там никто ничего не делает, и в этом министерстве уже тоже ничего не делают, потому что считают, что все сделали", - говорит Алексей Вадатурский.
Владелец "Нибулона" считает, что Пивоварский "играет в кошки-мышки". Сначала проект по углублению Днепра в МИУ поддержали, но потом отложили. А позже компания получила письмо, в котором было указано, что в восстановлении судоходства по Днепру заинтересован исключительно "Нибулон", поэтому министерство сомневается в целесообразности проведения подобных ремонт.
Между тем, еще не так давно и сам Пивоварский и его первый заместитель Владимир Шульмейстер заявляли, что их главная задача - максимально перевести грузоперевозки на реку. Все отраслевые эксперты тоже не первый год твердят, что необходимо больше использовать потенциал Днепра, ведь преимущества водной логистики неоспоримы. Дополнительные плюсы, которые может дать углубление реки - транзитные возможности и разгрузка автомобильных дорог.
По словам руководителя Украинской зерновой ассоциации Владимира Клименко, УЗА неоднократно обращалась в МИУ с требованием ускорить проведение дноуглубительных работ.
"Аграрный бизнес еще ждет. Неделю, вторую. Дноуглубительные работы на Днепре - это лакмусовая бумага для Министерства инфраструктуры, министра и его замов. Процесс никого не интересует. Физически, работы, которые должны были начаться 30 июля 2015 года, не начались. Премьер поручил решить вопрос в апреле 2014 года. Результата нет. Собрания, совещания, согласования никого не интересует. Сегодня результата нет. Комментировать нечего. Поручение премьера не выполнено", - написал Клименко на своей странице в Facebook.
К слову, у Вадатурского накопились и другие претензии к министерству. В середине августа он направил в Европейскую Бизнес Ассоциацию жалобу на Мининфраструктуры и Администрацию морских портов (АМПУ). В частности, владелец "Нибулона" утверждал, что АМПУ взимает с кораблей деньги за услуги службы капитана морского порта. Например, за оформление прихода и отхода судов, хотя законодательством эти платежи не предусмотрены.
Кроме того, в своей жалобе Вадатурский обратил внимание на то, что АМПУ берет плату с судов за содержание службы регулирование движения. Между тем, за это и так платят суда заграничного плавания. Получается, что в МИУ решили, будто можно брать за одну и ту же услугу двойную плату.
Вместо того, чтобы решать проблему с дноуглублением, МИУ инициирует создание очередной бюрократической структуры - Администрации внутренних водных путей. Судя по всему, это будет новый монополист вроде Администрации морских портов. Алексей Вадатурский открыто выступил против создания подобной администрации, изложив свои замечания на 27 страницах.
В МИУ с "жалобщиком" решили разобраться привычным способом - за счет "административных" рычагов. Так, на трассе Николаев - Днепропетровк, по которой двигаются грузовики "Нибулона", груженые зерном, неожиданно был установлен весовой комплекс для взвешивания грузовых автомобилей.
До этого подчиненные Пивоварского не сделали ровным счетом ничего для внедрения системы контроля за перегруженными фурами, ссылаясь на необходимость внесения изменений в законодательство.
Водители фур взбунтовались и потребовали убрать весы: если вводится контроль, то он должен быть для всех. С протестом выступил и народный депутат Андрей Вадатурский.
"Попытки осуществлять контроль за перегрузом грузовиков уже были - и оказались неудачными. С тех пор так ничего и не было изменено, ничего нового не изобретено для комплексного решения этой проблемы. Несмотря на это, весовой комплекс по дороге в Николаев вчера был установлен снова. Возникает вопрос, почему эти комплексы решили установить именно сейчас?.. Ведь подход остался прежним и коррупционные схемы в виде получения взяток также, что вызывает большое возмущение со стороны перевозчиков. Средства, полученные за перегрузки должны иметь целевое использование на строительство дорог, а не оседать в карманах взяточников", - заявил Андрей Вадатурский.
Вадатурский-младший искренне возмутился, почему подобный весовой контроль установили только на николаевской трассе?
Ответ очевиден. Потому что никто из зернотрейдеров Одессы или Херсона не требует от МИУ провести дноуглубление рек, да и вообще - заняться своими прямыми обязанностями.
Кто победит в этой войне? Сломать Вадатурских не удалось даже бюрократической машине Януковича, пытавшихся лишить компанию квот на экспорт агропродукции. Админресурса у Пивоварского на порядок меньше.
Кроме того, Алексей Вадатурский был всегда достаточно близок с главой партии "Собор", нардепом от "Блока Петра Порошенко" (БПП) Анатолием Матвиенко.
На последних выборах Матвиенко возглавлял предвыборный штаб кандидата в Президенты Петра Порошенко в Ивано-Франковской области. Его племянник Сергей Березенко долгое время работал главой Госуправления делами, а недавно был избран нардепом от БПП на 205 округе (Чернигов).
Андрей Вадатурский тоже входит в БПП. А глава подкомитета по экономической и финансовой политике в АПК Леонид Казаченко - большой друг Вадатурских.
Так что, некрасивая история с попыткой мстить "Нибулону" за достаточно обоснованные претензии со стороны Вадатурского, возможно, станет последней в министерской карьере Пивоварского.