ru ua

Первый год новой ВДНХ: кто и зачем меняет "Экспоцентр Украины"

Первый год новой ВДНХ: кто и зачем меняет "Экспоцентр Украины" Фото: ВДНХ начал постепенно оживать
РБК-Украина узнало, как за последний год поменялась ВДНХ, как в команде проекта оказалась невестка президента и зачем все это нужно.

РБК-Украина узнало, как за последний год поменялась ВДНХ, как в команде проекта оказалась невестка президента и зачем все это нужно.

Летом 2015 года в Национальный комплекс "Экспоцентр Украины" (ВДНХ) пришло новое руководство: шоумен и предприниматель Максим Бахматов, журналист Александр Акименко и предприниматель, основатель киевского коворкинга "Часопис" Макс Яковер. Они заявили громкую цель: вывести предприятие на прибыль и вдохнуть жизнь в территорию, которая пришла в упадок. Помимо заброшенных помещений, новой команде досталось 20 млн гривен долгов, больше десятка незавершенных судебных исков, "замороженные" счета предприятия.

За этот год ВДНХ постепенно начал оживать. Всю зиму там работал парк развлечений "Зимова країна", организованный медиа-холдингом Starlight media, и его посетило около 300 тыс человек. Сейчас готовится летняя программа.


Весной на территории "Экспоцентра Украины" открылся коворкинг городских проектов Kyiv Smart City Hub, деньги на который собрали киевляне, и филиал инкубатора проектов на основе открытых данных 1991. Готовится еще ряд проектов.

Идея с "президентскими" корнями

На самом деле история с перевоплощением ВДНХ началась раньше, чем год назад. В ноябре 2014 года Макс Яковер у себя в "Часописе" познакомился с Юлией Порошенко, консультантом международной компании McKinsey и женой Алексея Порошенко, сына президента Украины. "Я тогда болел идеей создания большого IT-кластера. У меня уже был "Часопис", но хотелось сделать что-то более масштабное. И вот на почве этой идеи мы познакомились с Юлей, начали думать, как эту идею реализовать", - вспоминает он.

Изначально будущий IT-кластер представлялся зданием на 80 тысяч квадратных метров, куда перевозят все стартапы и "наступает счастье". Но когда сели считать экономику, оказалось, что это нерабочая схема. Для подобных проектов, по оценкам Максима Яковера, нужны инвестиции от 100 млн долларов, которых в стране нет. Да и цены на аренду помещений для стартапов в таком случае начинались бы с 20 долларов за квадратный метр, хотя стартапы готовы платить 3 доллара. Эффективность вложений тоже была бы под вопросом. "Недостаточно просто построить. Нужно, чтобы все это наполнилось жизнью, развивалось и рождало что-то новое. Инфраструктура, идеи, ресурсы — все это одинаково важно", - добавляет Юлия Порошенко.

Чтобы найти работающую бизнес-модель, Порошенко изучала мировой опыт, преимущества и недостатки разных подходов, отчеты об их эффективности, советовалась с мировыми экспертами. Все это "накладывалось" на украинские реалии.

С миру по нитке

Как рассказывает Порошенко, у нее большой опыт работы со сложными проектами. Будучи еще студенткой, она пошла работать в компанию PwC на позицию консультанта по стратегии, где проработала три года. Позже ей, как она сама говорит, повезло попасть на лидерскую программу General Electric (GE). В рамках программы нужно было работать на разных, абсолютно не похожих друг на друга, проектах по всему миру. Причем на каждый проект отводилось по 4 месяца. "Только ты со всем разберешься, сработаешься с командой, как тебя перебрасывают на новый проект, где нужно начинать с нуля", - рассказывает она. В первый проект она попала в разгар мирового экономического кризиса. В Лондоне у GE было большое портфолио коммерческой недвижимости и надо было разработать модель ее оценки в условиях кризиса. По результатам проекта разработанная модель применялась во Франции и Испании.

За три года программы Порошенко очень много ездила по миру, смотрела, как развиваются бизнесы, что работает, а что нет. "Я лично увидела, насколько важны условия, которые для тебя создают. Идея — она как зернышко. Все зависит от того, в какую почву ты ее посадишь", - проводит аналогию она. И напоминает: технологический рост Китая начался с технопарков, которых около 400 по всему Китаю. Поэтому когда Яковер пришел со своей идеей, она была ей очень понятна.

Айтишники и аграрии

Сейчас Порошенко является управляющим партнером технологического кластера, формирует его стратегию. Задачей кластера она видит создание максимально благоприятной почвы для стартапов. "Если человек только начинает бизнес, ему, прежде всего, нужна команда, первый заказчик и возможность выйти на рынок. Ему нужно дать доступ к капиталу и максимально простые условия налогообложения. Ему нужно помочь с продвижением и пиаром. В конце концов, поместить в культуру предпринимательства, в сообщество, где можно общаться и обмениваться опытом", - считает она.

Чтобы создать такие условия, технологический кластер привлекает партнеров, которые вкладывают деньги в создание стартап-акселераторов. Так, благодаря поддержке "Киевстар" через пару недель на ВДНХ "поселятся" телекоммуникационные стартапы — сейчас завершается отделка помещений, где будет коворкинг и переговорные комнаты. Отбор стартапов, желающих попасть в акселератор, закончится 20 июня.

Аналогичный хаб откроют и для аграрных стартапов. Первые партнеры уже есть - это компании "Сварог" и "Мироновский хлебопродукт". Особенность такого партнерства еще и в том, что инвесторы смогут применять в своей деятельности разработки, созданные в рамках акселераторов. Таким образом, они смогут отбить свои вложения, а начинающие бизнесы получат первых крупных клиентов и смогут двигаться дальше. "В агро-отрасли, например, конкуренция невысокая, но проблемы, с которыми сталкиваются компании, похожие. Можно изначально выбирать в акселератор проекты, которые помогут решить эти проблемы в будущем", - делится своим видением Порошенко.

В планах техкластера - развитие и других направлений. Но каких, руководство выставочного комплекса пока не раскрывает.

На вопрос о том, помогает ли связь с президентом находить инвесторов, разбираться с судебными исками или решать бюрократические вопросы, Юлия Порошенко отвечает, что только рассказала президенту о концепции. И было это всего 2 недели назад. Решением всех сложных бюрократических вопросов занимаются Максим Яковер и Максим Бахматов. Последний официально стал гендиректором ВДНХ 22 апреля этого года.