Павел Розенко: Повышение минимальной зарплаты станет мощным ударом по «теневым» зарплатам
Кабинет министров решил вдвое, до 3 тыс. 200 грн, поднять размер минимальной заработной платы. В интервью РБК-Украина вице-премьер Павел Розенко рассказал, что решение это не спонтанное и к нему правительство готовилось более полугода. Повышение минимальной зарплаты не скажется на дефиците бюджета, который, по словам вице-премьера, сохранит свою сбалансированность. Правда, называть конкретные цифры – во сколько налогоплательщикам обойдется это повышение - Павел Розенко не стал, переадресовав его Министерству финансов. Рост прожиточного минимума, от размера которого зависят все государственные соцвыплаты, будут проиндексированы на тот уровень, который изначально и предлагало правительство в проекте бюджета—на 10%.
РБК-Украина: Премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что правительство инициирует повышение минимальной зарплаты (МЗ) вдвое, до 3200 грн. Какой для этого потребуется объем дополнительного финансирования, и каковы его источники?
Павел Розенко: Во-первых, это не является неожиданностью. Мы неоднократно фиксировали свою позицию, которая заключается в том, что оплата труда сегодня в Украине достаточно несправедлива, оплата труда сотрудника недооценена. Позицию о реформировании системы оплаты мы зафиксировали и в программе деятельности Кабмина через изменение подходов к определению минимальной зарплаты. Шесть месяцев мы работали над методологией, расчетами минимальной зарплаты и дальнейшего ее внедрения, балансировали доходы и расходы госбюджета.
Мы понимаем, что вопрос повышения минимальной зарплаты лежит в двух измерениях. Первый - это вопрос оплаты труда сотрудников бюджетной сферы и это непосредственно расходы госбюджета. Принцип, как для бюджетной, так и для небюджетной сфер, останется прежним: зарплата в Украине не должна быть меньше минимальной. То есть, с 1 января 2017 года зарплата для всех категорий работников не может быть ниже, чем 3200 грн. Поскольку в бюджетной системе есть такое понятие как «тарифная составляющая», то ее мы тоже поднимаем. Вместо ранее предложенной суммы в 1335 грн для первого тарифного разряда, будет применяться 1600 грн. Все, что выше, безусловно, будет покрываться из госбюджета и зарплата в бюджетной сфере не будет ниже 3200 грн. Очевидно, что для учителей, врачей, сотрудников культуры, соцсферы, которые получали меньшую зарплату, индексация будет больше. Для тех, кто имел более высокие зарплаты, повышение будет меньше.
Мы впишемся в баланс бюджетных предложений, которые есть к проекту бюджета на 2017 год. Но, безусловно, дополнительные расходы будут. Сегодня (26 октября, - ред.) было поручение Минфину окончательно определить расходы на эту сферу и в новом бюджете, который будет внесен на второе чтение в парламент через две недели, уже будет зафиксирована минимальная зарплата на уровне 3200 грн, пройдут все перерасчеты для бюджетной сферы. Предварительные расчеты уже были сделаны, но окончательно о них должен сказать Минфин.
РБК-Украина: Гройсман сказал, что уже найдены источники финансирования и сумма. Поэтому чтобы понимать цену вопроса, сколько денег необходимо на то, чтобы профинансировать пока еще заложенное в проекте бюджета повышение до 1600 грн и сколько дополнительно необходимо, чтобы увеличить этот соцпоказатель вдвое?
Павел Розенко: Я не хотел бы сейчас перебирать на себя задачи Минфина. Если премьер не назвал, значит, давайте подождем две недели, и тогда уже покажем баланс. Я единственное, что могу сказать: баланс сохраняется, дефицит бюджета не будет увеличен. Новые расходы не будут уж слишком отличатся от расходов, которые были заложены в проекте бюджета на следующий год.
РБК-Украина: По вашим словам, полгода шла проработка возможности принятия решения о повышении минимальной зарплаты. Почему тогда проект бюджета-2017 был подан исходя из индексации в чуть более 10%, а это несколько сотен гривен, а не сразу до 3200 грн?
Павел Розенко: Последние дискуссии относительно повышения минимальных зарплат закончились в три часа ночи 26 октября. Расчеты шли до последнего момента, работа не останавливалась. И сейчас как раз удобный момент внести коррективы, так как Верховная рада приняла бюджет в первом чтении, отправила документ в правительство на доработку и, таким образом, у нас есть возможность внести соответствующие изменения. До 15 сентября у нас еще не было финальных предложений, а сейчас они уже фактически готовы, хотя, и я не буду этого скрывать, Минфин должен провести еще окончательные расчеты. Тогда уже можно будет говорить, что да, бюджет сбалансирован.
РБК-Украина: Не является ли решение правительства повысить минимальную зарплату вдвое попыткой успокоить общественность, возмущенной решением депутатов повысить себе зарплаты до минимум 40 тыс грн?
Павел Розенко: Это не связанные вещи. Мы декларировали необходимость повышения минимальных зарплат давно, с первых дней работы правительства. И мы об этом говорили. Кроме того, были и заявления премьер-министра, мои, Романа Насирова (Роман Насиров, глава Государственной фискальной службы,—ред.) о необходимости и возможности повышения минимальных зарплат.
РБК-Украина: Он предлагал до 5 тыс грн повысить.
Павел Розенко: Да. Поэтому повышение минимальной зарплаты не является продуктом работы двух последних дней. Мы работали над этим давно и системно.
РБК-Украина: При подготовке проекта бюджета к первому чтению бюджетный комитет отрабатывал все поправки депутатов, а их было более тысячи. Депутаты разных фракций предлагали существенно повысить минимальный уровень зарплаты, но члены бюджетного комитета при согласовании предложений с Минфином, отклонили эти правки. Почему, если правительство над этим работало?
Павел Розенко: Позиция не поменялась. Но мы говорили, как только сбалансируем ситуацию, сбалансируем наши желания с возможностями бюджета, в том числе и бюджета Пенсионного фонда, как только поймем перспективы сотрудничества с МВФ, то будем готовы приступить к окончательному формированию предложений. Если бы у нас была возможность сделать это полгода назад, то поверьте, мы бы это сделали.
РБК-Украина: То есть именно сейчас в бюджете появились определенные средства, которые свободно можно направить на повышение минимальной зарплаты? А поскольку минимальная зарплата у нас приравнена к прожиточному минимуму, от размера которого зависит вся государственная соцпомощь, то стоит говорить и о повышении всех соцвыплат.
Павел Розенко: Сегодня мы говорим только о системе реформирования минимальной зарплаты. Но есть вещи, которые нам еще предстоит сделать. Премьер уже заявил, что в госсекторе мы должны отказаться от привязки зарплаты к размеру минимальной зарплаты. Поэтому зарплаты, которые установлены судьям, прокурорам, членам антикоррупционных органов и тех же депутатов необходимо «отвязать» от МЗ. Это была ошибка привязать их зарплаты к этому показателю. Кабмин, например, при оплате труда министров, их замов, госслужащих, не привязывает их зарплаты к минимальному уровню...
РБК-Украина: …Указывается только оклад.
Павел Розенко: Да, мы привязывались к конкретной цифре и это необходимо сделать по всем категориям бюджетного сектора. Таким образом, в дальнейшем у нас не будет таких потрясений, что МЗ повысили вдвое и автоматически повысилась зарплата у чиновников. Такого быть не должно. Зарплату необходимо фиксировать на определенном уровне.
РБК-Украина: То есть, с 1 января не будет идти речь о повышении прожиточного минимума, а соответственно и о минимальной пенсии?
Павел Розенко: Да. Мы говорим лишь о том, что отработали систему повышения минимальных зарплат.
РБК-Украина: Когда тогда мы сможем говорить о пересмотре системы прожиточного минимума?
Павел Розенко: Первый шаг мы уже сделали.
РБК-Украина: Пересмотр минимальной потребительской корзины?
Павел Розенко: Впервые за 15 лет правительство пересмотрело и утвердило новую «корзину». Все Кабмины только говорили об этом. А мы - сделали. А ведь есть норма закона о том, что каждые 5 лет потребительская корзина должна пересматриваться, но столько сколько существует закон, этого так сделано и не было. Премьер уже анонсировал новые подходы по пенсиям. Мы посмотрим, какие возможности даст нам повышение минимальной зарплаты, какие возможности откроются для пенсионной системы, и дальше будем думать.
РБК-Украина: Повышение МЗ приведет к увеличению отчислений единого социального взноса (ЕСВ) в Пенсионный фонд и налога на доходы физлиц для местных бюджетов. О каком росте может идти речь, какие расчеты вы делали?
Павел Розенко: Безусловно, приведет. Но я хочу очень осторожно к этим цифрам относиться. По моей экспертной оценке, Пенсионный фонд сможет получить дополнительно не меньше 5-7 млрд грн.
РБК-Украина: При дефиците Фонда в 156 млрд грн это капля в море.
Павел Розенко: Но, тем не менее, это позитив. Это дополнительный ресурс, который мы сможем перекинуть на выполнение каких-то пенсионных программ. Нам, например, на проведение «осовременивания» пенсий необходимо 15-20 млрд грн дополнительно. Возможно, часть полученный средств мы пустим на этот процесс.
РБК-Украина: В процессе «осовременивания» пенсий, к какому году хотите сделать привязку? Если я не ошибаюсь, сейчас идет привязка к зарплатам 2012-2014 годов.
Павел Розенко: Мы разработали две модели. В зависимости от наличия средств, мы применим одну из них. Но об этом давайте пока не говорить. Есть модели, но возможности мы пока ищем. Если вернуться к повышению уровня минимальной зарплаты, то мы согласовали это с работодателями. Для них это тоже не станет неожиданностью. Мы настраивали их на это. Кроме того, давайте не забывать, что почти год назад мы снизили вдвое ставку ЕСВ - до 22%. И мы надеялись, что средства, которые останутся у бизнеса, будут выпущены в оборот, в первую очередь, через увеличение зарплат. Есть разные механизмы оценок — увидели или нет это увеличение. Но, тем не менее, мы сегодня говорим о том, что в нынешних экономических условиях готовность бизнеса к увеличению до 3200 грн, есть. С другой стороны, правительство берет на себя обязательства улучшить климат для благоприятного ведения бизнеса. И вчера на Совете реформ при президенте Украины мы одобрили изменения в Налоговый кодекс, который сокращает давление государства на бизнес, бизнесу дышать будет легче, коммуницировать с госорганами — проще, а ГФС ждет реформирование.
РБК-Украина: В проекте бюджета заложен доход от НДФЛ в более 63 млрд грн. Какой дополнительный доход ожидается при повышении МЗ?
Павел Розенко: НДФЛ остаются в местных бюджетах. В 2017 году часть государственных функций, как это и предусмотрено децентрализацией, передается на местный уровень. Таким образом, дополнительный ресурс можно будет использовать на покрытие программ, которые передаются с центрального на местный уровень.
РБК-Украина: При увеличении доходов местных бюджетов, правительство будет сокращать объем субвенций, дотаций?
Павел Розенко: Это вопрос балансирования проекта бюджета на 2017 год, который мы проведем в следующие две недели.
РБК-Украина: На какой уровень детенизации зарплат рассчитывает правительство? Какой объем зарплат сейчас находится в тени?
Павел Розенко: До 50% сотрудников в негосударственном секторе экономики получают зарплату на уровне минимальной. Мы все прекрасно понимаем, что прожить на эти деньги невозможно, поэтому абсолютное большинство этих людей получают доплаты от работодателей в «конверте». Мы сократили ставку ЕСВ и создали условия, чтобы детенизировать зарплату. Повышение МЗ с 1450 грн до 3200 станет мощным ударом по «тени», это повысит уровень соцобеспечения работников, но возможно, большинство сотрудников и будут столько получать.
РБК-Украина: На снижение тени с 50% до, хотя бы 20-30%, можно рассчитывать?
Павел Розенко: Уменьшение будет, но интересно не только то, что детенизируется, а то, что за счет повышения МЗ в будущем усилиться и пенсионная защита людей. Одно дело, когда они уплачивают взносы со 1450 грн и смогут претендовать лишь на минимальную пенсию, и другое, когда будут получать зарплату в 3200 грн и, в перспективе, претендовать на большую пенсию. Поэтому речь не только о детенизации, а и о будущих повышенных пенсиях.
РБК-Украина: А еще речь идет об активизации потребительского спроса и росте инфляции…
Павел Розенко: Нет. Инфляция будет тогда, когда деньги печатаются и не подкреплены экономически. Расходы сбалансированы, не увеличивают дефицит, поэтому никоим образом не приведут к увеличению инфляции выход в оборот этих денег, и не приведут к девальвации. Это абсолютно нормальный экономический и политический шаг, который, на мой взгляд, дает больше плюсов, чем минусов.
РБК-Украина: Что скажет МВФ на увеличение соцстандартов? Фонд неоднократно говорил о необходимости пенсионной реформы, сокращении дефицита, а правительство наоборот расширяет соцрасходы.
Павел Розенко: Мы находимся в параметрах госбюджета, мы не увеличиваем дефицит госбюджета, что зафиксировано меморандумом. Эти средства в итоге попадут в экономику. Сотрудник же не будет свою зарплату выводить за границу. Поэтому рост покупательной способности, рост экономики будут позитивными сигналами, поэтому я не думаю, что это повлияет на переговоры с МВФ.
РБК-Украина: При росте МЗ будет ли пересмотрен объем финансирования субсидий?
Павел Розенко: В этом отопительном сезоне ни пересмотра субсидий для людей, ни пересмотра сумм бюджета на субсидии не будет. Ведь субсидии расчитываются по отношению к доходам прошлого года. Они уже насчитаны и пересчету не подлежат.
РБК-Украина: Повышение минимальной зарплаты с 2017 года – это разовое решение или повышение предусмотрено и в дальнейшем, скажем, с 1 мая, с 1 декабря?
С 1 мая и с 1 декабря 2017 года на 10% будут повышены размеры прожиточного минимума для разных категорий граждан. Это означает, что будут проиндексированы все социальные выплаты, которые «привязаны» к прожиточному минимуму. Что касается размеров минимальной зарплаты, то эти повышения будут происходить отдельно, в независимости от повышения прожиточного минимума. В отдельных законах, либо в отдельных изменениях к Закону о бюджет на соответствующий год.
Беседовала Наталья Непряхина