Павел Петренко: "Оценка ущерба, который получила Украина из-за аннексии Крыма, постоянно меняется"
РБК-Украина: На какой стадии находится подготовка иска "Нафтогаза" к "Газпрому" в Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма (Стокгольмский арбитраж)?
Павел Петренко: Этот иск готовится непосредственно "Нафтогазом " с помощью Министерства юстиции. Подготовка иска находится на финальной стадии.
Как известно, Украина подала в «Газпром » предарбитражное сообщение с четко очерченными вопросами, которые, по нашему мнению, являются спорными. 29 мая заканчивается тридцатидневный срок, в течение которого в "Газпроме" могут согласиться на предарбитражное предложение.
Соответственно, с учетом позиции, которая у них будет окончательной, мы доработаем наши исковые требования. Если гипотетически они согласятся на наши требования - это будет одна ситуация, если нет - это будет однозначно суд.
РБК-Украина: Если "Газпром" не согласится урегулировать вопросы, указанные в предарбитражном сообщении, в какой срок будет подан иск?
Павел Петренко: Мы заинтересованы, чтобы иск был подан быстрее. С учетом процедур, которые определены соответствующим регламентом Стокгольмского арбитража, я думаю, что для этого необходимо будет до недели времени.
РБК-Украина: Какие гарантии того, что Россия выполнит решение Стокгольмского арбитража? Ведь международное соглашение о гарантиях Украине (Будапештский меморандум) Россия не выполняет.
Павел Петренко: Здесь другая ситуация, потому что в этом деле будут участвовать два хозяйствующих субъекта - российская компания "Газпром" и украинская - "Нафтогаз". Эти хозяйствующие субъекты в контракте определили обязательность решений именно Стокгольмского арбитража .
В случае невыполнения решения суда российской компанией, она понесет за это ответственность всем своим имуществом, которое есть на территории Европейского союза и других стран. Также возможно полное блокирование ее деятельности на территории Европы. В истории Стокгольмского арбитража не было прецедента, чтобы кто-то из участников дела не выполнил решение.
РБК-Украина: И. о. министра иностранных дел Украины Андрей Дещица заявил, что Украина планирует обратиться в Международный суд ООН по вопросу аннексии Крыма. Готовится такой иск? Что даст возможное удовлетворение данного иска Украине?
Павел Петренко: В большинстве международных конвенций, в которых участвует Российская Федерация, предусмотрено право отказаться от юрисдикции Международного суда ООН. Мы выбрали тот суд, который является обязательным для Российской Федерации - это Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Сейчас в этом суде рассматривается большое дело Украины против России, которая включает в себя эпизоды, касающиеся нарушения большинства статей конвенции. В этом деле уже есть первое решение, которым установлено, что российская оккупация является незаконным и Россия обязана вывести войска.
Международный суд ООН, кроме процедуры прямого судебного процесса, которое предусматривает согласие участников, а мы понимаем , что Россия не согласится на такой процесс, предусматривает упрощенную процедуру, а именно: предоставление юридического заключения. Этот вывод предоставляется по инициативе или Генассамблеи, или соответствующих комитетов ООН.
Минюст совместно с Министерством иностранных дел сейчас отрабатывают механизм инициирования такого процесса о предоставлении юридически консультативного заключения Международного суда ООН. Этот вывод не имеет обязательной силы, но он устанавливает определенные факты, которые можно использовать в других судебных процессах, в том числе и в ЕСПЧ. Именно об этой процедуре и говорил и . о. министра иностранных дел.
РБК-Украина: По последним обнародованным данным, убытки Украины от аннексии Крыма оценивались в сумму, которая составила более триллиона гривен. В какую сумму оцениваются убытки сейчас?
Павел Петренко: Эта цифра постоянно меняется. По состоянию на 28 мая она составляет 1 трлн 80 млрд 352 млн грн.
РБК-Украина: Вы заявили, что Украина имеет право требовать от России минимум 130 млрд долл. (вклады Сбербанка) имущества бывшего СССР. Механизм получения этих средств? Насколько это реализуемо и в какие сроки?
Павел Петренко: Этот блок вопросов лежит в плоскости дипломатических переговоров, потому что нет подписанного договора о разделе имущества СССР со стороны Украины и России. Поэтому судебный иск - это не механизм получения этих средств.
В переговорах должен быть обсужден комплекс вопросов, в частности, связанных с Крымом, с действием диверсионных групп России на территории восточных областей Украины, с компенсацией убытков, связанных с оккупацией. И я не исключаю, что в рамках этого крупного пакета вопросов можно ставить вопрос о "нулевом варианте".
РБК-Украина: Когда ожидать начала полноценной работы Высшего совета юстиции (ВСЮ)? Есть ли у ВСЮ открыты производства в отношении судей, выносили политические решения во времена прошлой власти и во время революции в частности?
Павел Петренко: Я надеюсь, что Высший совет юстиции начнет работу в ближайшее время. Для того, чтобы этот орган заработал, необходимо чтобы присягу приняли две трети от конституционного состава, то есть 15 членов. На сегодня, 13 членов ВСЮ уже приняли присягу. Верховная Рада, по своей квоте, должна делегировать трех представителей в ВСЮ. Я с этим уже обратился в парламент.
Также съезд судей должен делегировать своих представителей в ВСЮ. Насколько я знаю, съезд запланирован на конец июня.
На сегодня, уже есть факты принятия политически мотивированных решений судьями. Действия таких судей, безусловно, нуждаются в рассмотрении как в ВСЮ, так и в Высшей квалификационной комиссии судей Украины.
Любое промедление с формированием состава Высшего совета юстиции фактически оттягивает время проведения проверки судей, выносили незаконные решения.
РБК-Украина: А когда будет сформирован состав Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККСУ)?
Павел Петренко: Сейчас идет процесс формирования ВККСУ. У Министерства юстиции есть квота представительства в ВККСУ. Ранее процедура избрания представителя от Минюста была достаточно закрытой. Министр сам определял человека, которого хотел видеть в ВККСУ. Я отошел от этой практики и объявил публичный конкурс на получение этой должности. Я обратился к другим органам, которые избирают членов ВККСУ, с предложением также так поступить и объявить публичные конкурсы на занятие этой должности.
Так что ВККСУ всегда формировалась по принципу "свой - чужой", а не по профессиональным признакам, орган не выполнял своих функций во время революции.
Я надеюсь, что через Высший совет юстиции и Высшую квалификационную комиссию судей судебная система «очистится». Если нет, то в парламенте необходимо будет принимать более радикальные решения по полной переаттестации судебного корпуса.
РБК-Украина: Получил ли Минюст от правоохранительных органов результаты проверки Коммунистической партии Украины (КПУ) и доказательства, необходимые для подачи иска в суд о запрете КПУ?
Павел Петренко: Пока мы не получили таких материалов проверки. Сейчас мы находимся в оперативном контакте с Генеральной прокуратурой и Службой безопасности Украины. Они продолжают проверки и осуществляют сбор доказательств.
В свою очередь, мы сформировали соответствующую рабочую группу в Минюсте, которая будет обобщать доказательную базу и предоставлять предложения по подготовке иска. Если база доказательств будет достаточно, Минюст подаст иск о запрете КПУ, и мы будем сопровождать этот иск в судах.
РБК-Украина: Планирует Минюст обращаться в Генпрокуратуру и СБУ по аналогичной проверки деятельности Партии регионов?
Павел Петренко: Прямая обязанность правоохранительных органов проверять действия тех или иных политических сил или общественных объединений о наличии в их действиях признаков сепаратизма или намерений свержения конституционного строя. Поэтому здесь никаких обращений не нужно.
РБК-Украина : Когда Минюст инициирует полное открытие информации Госреестра?
Павел Петренко: Министерство юстиции инициировало в парламенте принятие закона о публичности всех реестров. Но этот законопроект очень тяжело проходит в парламенте, его несколько раз "проваливали". Лично для меня этот законопроект приоритетный. Поэтому сейчас вопрос открытия реестров зависит от политической воли депутатов.
Беседовал Илья Иванов