Кабмин считает, что транспортному бизнесу за последний год стало легче жить. В своем отчете правительство посвятило более 10 страниц итогам выполнения "транспортных" и "инфраструктурных" обещаний. Все они не содержат самокритики, а напротив, чиновники уверены, что в некоторых сегментах отрасли планы были перевыполнены. Однако эксперты не оставили от этой позиции камня на камне, уличив Мининфраструктуры в преувеличении своих заслуг.
Кабмин считает, что транспортному бизнесу за последний год стало легче жить. В своем отчете правительство посвятило более 10 страниц итогам выполнения "транспортных" и "инфраструктурных" обещаний. Все они не содержат самокритики, а напротив, чиновники уверены, что в некоторых сегментах отрасли планы были перевыполнены. Однако эксперты не оставили от этой позиции камня на камне, уличив Мининфраструктуры в преувеличении своих заслуг.
Более года назад правительство в программе деятельности взяло на себя обязательство начать реформу транспортной инфраструктуры. "Правительством Украины разработана и внедрена концепция дерегуляции, благодаря чему значительно упростились условия ведения бизнеса в стране", - не скупится на похвалу своей работы Кабмин Яценюка.
В отчете чиновники заверяют, что им удалось завершить первый этап реформирования железнодорожного транспорта, а именно: проведена корпоратизация "Укрзализныци", которую власти обещают украинцам на протяжении как минимум последних 10 лет. В результате создано новое ПАО "Укрзализныця", которое начало свою хозяйственную деятельность с 1 декабря прошлого года. Кроме того, Кабмином разработан законопроект "О железнодорожном транспорте". Сейчас документ направлен на рассмотрение парламента. Заместитель министра инфраструктуры Владимир Омелян называет корпоратизацию - основным успехом деятельности правительства.
Впрочем, не все выполненные программные обещания правительство упомянуло в отчете. Например, Кабмин как и намеревался сделал первый шаг к созданию отраслевого регулятора - Национальной комиссии по регулированию транспорта. Первоочередной задачей этого органа, по сути, станет формирование тарифов на все услуги по перевозке железнодорожным транспортом. Однако о судьбе соответствующего законопроекта, который Кабмин Арсения Яценюка недавно зарегистрировал в парламенте, в отчете не сказано ни слова.
Амбициозные цели правительство ставило перед собой и в секторе портовой инфраструктуры. В частности, чиновники обязались привлечь частных инвесторов для развития портов, защищать их интересы, а также приватизировать государственные стивидорные компании в морских портах.
Для этого, Мининфраструктуры завершило первый этап дерегуляции и упрощения процедур оформления грузов в морских портах, а именно: осуществлен переход на электронное оформление прибытия судов и портовых формальностей для грузов, отменен комиссионный контроль на борту судна, контрольные процедуры при переходе между портами Украины.
"Это будет способствовать развитию конкуренции в морском транспорте, обеспечивает недискриминационный и справедливый доступ к объектам портовой инфраструктуры, а также улучшит условия ведения бизнеса", - указано в отчете правительства. "По нашим подсчетам, за счет сокращения и отмены разнообразных регуляторных процедур в морских портах бизнес ежегодно будет экономить 5-8 млрд гривен", - отметил Владимир Омелян.
Также Мининфраструктуры поработало и над привлечением инвестиций в портовую отрасль. К примеру, в Николаевском порту китайская компания "Нобл Агри" инвестировала 500 млн гривен в строительство зернового комплекса, а американская "Бунге" - 1,7 млрд гривен - в зерновой терминал и масло-экстракционный завод.
Вместе с тем, Кабмину так и не удалось начать приватизацию стивидорных компаний - соответствующий законопроект "завис" в парламенте.
Помимо того, правительство взяло на себя обязательство принять закон "О внутреннем водном транспорте", который бы установил общие правила осуществления перевозок по внутренним водам, управление портовой инфраструктурой, порядка доступа к ней. Однако выполнил обещанное лишь частично. В частности, в отчете указано, что в документ, положения которого наработаны специалистами Мининфраструктуры совемстно с народными депутатами, только рассматривается в парламенте.
В дорожной сфере Кабмин Яценюка обещал серьезные изменения, которые позволят наконец разрешить наболевшую для украинцев проблему «плохих дорог». Поэтому год назад брать на себя повышенные обязательства в этом сегменте отрасли правительство не стеснялось. Приоритетами были определены передача дорог местного значения в сферу управления облгосадминистраций, а также разграничение функций заказчика и исполнителя строительства, ремонта и содержания дорог путем создания на базе ОАО "ГАК "Автомобильные дороги Украины"" региональных компаний и их дальнейшей приватизации.
В отчете чиновники отмечают, что выполняются мероприятия по передаче автомобильных дорог госадминистрациям "с определением возможных источников финансирования затрат на их строительство и содержание", а постановление, которым оптимизирована структура дочерних предприятий "Автомобильных дорог Украины" принято. Чтобы увеличить финансирование строительства и содержания дорог группой народных депутатов в парламент подан законопроект, разработанный при участии профильных министерств, о создании Государственного дорожного фонда. Средства из него будут поступать, в том числе, и местным органам власти на строительство и содержание дорог.
Кроме того, правительство обязалось ввести плату за проезд по дорогам большегрузного транспорта (от 12 т и выше) и определить механизмы направления привлеченных средств на содержание, ремонт и строительство дорог. С этой целью с участием экспертов Германии, Беларуси, Польши и представителей Всемирного банка в Украине разработаны соответствующие законопроекты. Сейчас ведутся дополнительные консультации с профильными профсоюзными организациями и бизнесом.
Замминистра инфраструктуры Владимир Омелян отмечает, что процедуру реформирования "Укравтодора", которую начало ведомство, можно завершить в 2016 - максимум в начале 2017 года. "До недавних пор эта структура сама планировала, строила, контролировала, и никому не была подотчетна. Сейчас у нее забирают все функции, кроме заказчика строительства и ремонта дорог. Это в разы снизит коррупцию. Строить и ремонтировать дороги будут государственные или частные компании исключительно по тендерам. А за качеством выполненных работ будут следить нанятые иностранные специализированные компании", - объясняет суть реформы заместитель министра инфраструктуры. Также он напоминает, что в дорожной отрасли капитально отремонтирована дорога Львов-Ивано-Франковск.
Омелян добавляет, что на 2016 год министерству удалось пролоббировать увеличение бюджета "Укравтодора" в 2 раза - до более чем 6 млрд гривен. "Хотя это, все равно, гораздо ниже реальных потребностей. Эта проблема решится с созданием Дорожного фонда, в который будут направляться все деньги, собранные с акцизов на топливо, по нашим оценкам это 30-40 млрд гривен в год", - говорит он.
Обещал Кабмин и создать условия для подписания соглашения с ЕС о едином воздушном пространстве, а также назначать авиакомпании на воздушные маршруты на основании прозрачных тендерных условий. По всей видимости, для выполнения последнего, Государственной авиационной службой был принят новый порядок предоставления прав на эксплуатацию воздушных линий.
Что касается не подписанного соглашения о "едином небе" с ЕС, то в отчете правительство указывает, что причина этого - отсутствие консенсуса между Испанией и Великобританией относительно окончательной редакции статьи об аэропорте Гибралтара. Однако сейчас рассматривается возможность подписания договоренности о статуте Гибралтара отдельно, что позволит подписать остальную часть соглашения. "Мы давим на Еврокомиссию, чтобы решить этот вопрос, но пока что безрезультатно", - рассказал РБК-Украина Владимир Омелян.
В то же время в отчете правительства указаны ряд результатов, обязательства по которым Кабмин не брал на себя. В частности, чиновникам удалось снять ограничение при перевозках между Украиной и Киргизией, Болгарией, Эстонией, Сербией, Иорданией, а также вступило в силу соглашение между Украиной и США "Об открытом небе".
Именно последнее в Мининфраструктуры считают своим основным достижением в секторе авиации. "Также провели определенную либерализацию, к примеру, начала полеты новая авиакомпания "Атласджет Украина". Кроме того, мы "открыли небо" над несколькими украинскими аэропортами, что пока не дало ощутимых результатов - лоукостеры так и не пришли. В то же время, крупнейший аэропорт "Борисполь", несмотря на сложную экономическую ситуацию, показывает позитивную динамику роста пассажиропотока", - объясняет чиновник.
В успехи в Мининфраструктуры записало себе и открытость данных. "Еще одно важное достижение - результаты министерства в сфере открытых данных. Мы считаем, что прозрачность - это лучший способ борьбы с коррупцией. Поэтому за 2015 год мы выложили в публичный доступ большее информации о министерстве и ведомственных госкомпаниях, чем за 24 года до этого. База госзакупок с 2012 года, интерактивный план закупок на 2016 год (наименование продукции, суммы, сроки, предприятия), онлайн-трансляция тендеров, финансовые планы госпредприятий, планы ремонта дорог и т.д. Теперь у любого человека есть возможность контролировать и чиновников министерства, и работников подотчетных госкомпаний", - рассказал Омелян.
Вместе с тем в Мининфраструктуры не скрывают, что часть проектов не удалось реализовать. "Мининфраструктуры столкнулось с проблемой смены кадров на подотчетных предприятиях. Была проблема и с прохождением законопроектов через Верховную Раду. Сегодня в парламенте лежат на рассмотрении целый ряд наших законопроектов", - отметил Омелян.
Несмотря на то, что Мининфраструктуры удалось пролоббировать принятие Кабмином почти всех финпланов подотчетных предприятий на 2016 год, с некоторыми из них возникли сложности. "В частности, не утвержден финплан "Укрзализныци". Крупные частные ФПГ прилагают большие лоббистские усилия, чтобы его не принять, ведь он предусматривает невыгодное для них повышение тарифов на грузовые перевозки", - рассказал РБК-Украина чиновник.
Впрочем, эксперты не оставили камня на камне от позитивного отчета Кабмина Яценюка.
Бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава уверен, что нынешнее руководство министерства инфраструктуры обещало внедрить много инициатив и реализовать реформ в отрасли, но, по сути, кроме регистрации ПАО "Укрзализныця", ничего сделано не было. "Все осталось на словах. Обещанных бетонных и хороших дорог как не было, так и нет", - возмутился эксперт.
По словам директора Центра транспортных стратегий Сергея Вовка, неотъемлемой частью программы деятельности правительства является коалиционное соглашение, которое содержит четкий перечень базовых нормативных актов, необходимых для реформирования отрасли. "И тут коалиция и члены правительства, которых они поддержали на должности министров, должны нести солидарную политическую ответственность, за то, что эти законопроекты так и не были приняты, - сказал он. - В первую очередь, это - закон о железнодорожном транспорте, о внутренних водных путях, которые так и не были приняты. Соответствующие законопроекты сейчас находятся в парламенте, но каким будет их политическое будущее - прогнозировать крайне сложно. Тоже самое касается и создания комиссии по регулированию транспорта. Министерство инфраструктуры подготовило соответствующий законопроект и передало его в парламент, где он сейчас и пылится", - отмечает директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк.
По словам Вовка, только на этой неделе парламент должен рассмотреть законопроект о децентрализации управления дорогами, а именно о передаче части дорог с государственного на баланс местных властей. "Но опять-таки будет это сделано или нет, пока непонятно", - отметил он.
Также Вовк критикует существующий порядок установления тарифов на грузовые ж/д перевозки. "Он показал свою полную несостоятельность как непрозрачный и не отвечающий реальному состоянию экономики. Как следствие, отсутствие понятного и прозрачного механизма тарифообразования де-факто стало причиной конфликта между бизнесом и профильным министерством", - говорит он.
Александр Кава считает, что еще одной причиной, по которой Министерству инфраструктуры не удалось выполнить обещания, является то, что команда была сформирована из людей, не имеющих достаточного уровня компетенции в отрасли. "Как следствие, они не смогли организовать правильные трансформации и расставить приоритеты. Руководство министерства бралось за многие вопросы, но мало что доводило до конца, - уверен эксперт. - Кроме того, сказался недостаток финансирования и невозможность министра инфраструктуры донести до руководства страны необходимость финансирования транспортной отрасли. Ведь многие проекты, к примеру, строительство автодорог, неинтересно и не сможет быть интересно частному бизнесу в наших условиях, поскольку они не окупаются. Многие инфраструктурные проекты не окупаются, поэтому инвесторы не обращают на них внимания ", - отметил он.