ua en ru

Риф раздора: Китай нарушает status quo в Южно-Китайском море

Риф раздора: Китай нарушает status quo в Южно-Китайском море Фото: лайнер China Southern Airline
В первую неделю наступившего года Китай провел несколько тестовых полетов на новый аэродром, построенный на одном из островов Южно-Китайского моря (ЮКМ), – рифе Файери Кросс ("Пылающий крест"), относящемуся к архипелагу Спратли. Перелеты гражданских самолетов на искусственно созданный участок суши осуществлялись с китайского острова Ханйнань. Информационное агентство "Синьхуа" передало фотографию успешно приземляющегося лайнера авиакомпании China Southern Airline на недавно сооруженную взлетно-посадочную полосу.

В первую неделю наступившего года Китай провел несколько тестовых полетов на новый аэродром, построенный на одном из островов Южно-Китайского моря (ЮКМ), - рифе Файери Кросс ("Пылающий крест"), относящемуся к архипелагу Спратли. Перелеты гражданских самолетов на искусственно созданный участок суши осуществлялись с китайского острова Ханйнань. Информационное агентство "Синьхуа" передало фотографию успешно приземляющегося лайнера авиакомпании China Southern Airline на недавно сооруженную взлетно-посадочную полосу.

Казалось бы, рядовое событие, но оно вызвало бурную реакцию в регионе. Протест выразило министерство иностранных дел Вьетнама. Затем к Ханою присоединились Токио и Манила. Озабоченность ситуацией высказал также Вашингтон.

Риф, на который приземлился лайнер China Southern Airline, лежит почти в самом центре Южно-Китайского моря, где уже несколько десятилетий не утихают территориальные споры между различными странами. На архипелаг Спратли претендуют пять стран: Китай (а также Тайвань), Вьетнам, Филиппины, Малайзия и Бруней. Однако участок, где расположен риф Файери Кросс, интересует только Пекин (и вслед за ним Тайбэй), Ханой и Манилу. Фактический контроль над рифом сейчас имеет КНР.

Несколько лет назад Пекин начал создавать на месте рифа огромный искусственный остров, вызвав опасения у своих южных соседей не только односторонними действиями, которые нарушали и без того хрупкое statusquo в акватории моря, но и возможным будущим военным использовании объекта. Авторитетное издание Jane's Defence Weekly писало, что за период с 8августа по 14 ноября 2014 г. Китай в результате насыпных работ фактически создал на месте Файери Кросс новый остров длиной более 3000 метров и шириной 200-300 метров. Затем намыв продолжился, а также началось строительство взлетно-посадочной полосы (ВПП) и портовых сооружений. К концу 2015 г. работы закончились: на острове появился аэропорт площадью 23 000 кв. км с ВПП длиной 3125 м.

И вот, наконец, 2 января 2016 г. самолет China Southern Airline приземлился на месте бывшего рифа. КНР нарушает суверенитет Вьетнама над островами Спратли, в тот же день заявил официальный представитель МИД СРВ Ле Хай Бинь. "Вьетнам выступает с решительным протестом относительно... действий Китая. Мы требуем от Китая незамедлительно прекратить подобные действия и не повторять их вновь", - сказал пресс-секретарь вьетнамского внешнеполитического ведомства. Однако через несколько дней уже два рейса с острова Хайнань отправились на риф Файери Кросс. Пекин остался глух и к требованиям Манилы, Токио, Вашингтона прекратить перелеты на спорный остров. США и Япония считают, что действия КНР ведут к росту напряженности в регионе, а также нарушают statusquo в акватории Южно-Китайского моря. Филиппины, как и Вьетнам, считают риф своим.

Постоянное представительство СРВ при ООН 7 января направило дипломатическую ноту генеральному секретарю всемирной международной организации Пан Ги Муну с просьбой распространить две ноты протеста Вьетнама (от 2 и от 7 января), направленных Китаю в связи с перелетами китайских самолетов на риф Файери Кросс, на 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в качестве официальных рабочих документов. 14 января этот запрос был удовлетворен. В этих документах, в частности, говорится что полеты китайских самолетов на искусственный остров нарушают суверенитет Вьетнама и угрожают миру и стабильности в регионе.

Однако не только нарушением суверенитета Вьетнама или Филиппин обеспокоены страны. Ханой утверждает, что осуществляемые Китаем рейсы создают угрозу безопасности полетов над ЮКМ. "Тот способ, который избрал Китай для проведения перелетов... на риф Файери Кросс, затрагивает безопасность, надежность, а также свободу авиационного сообщения в Южно-Китайском море", - сказал 12 января Ле Хай Бинь. Действия Пекина "идут вразрез с установленными принципами международного права, включая Чикагскую конвенцию о международной гражданской авиации от 1944 г. и приложений к ней... прежде всего приложений 2и 11", подчеркнул официальный представитель МИД СРВ.

Как утверждает внешнеполитическое ведомство и Агентство гражданской авиации Вьетнама (CAAV), китайские власти не сообщили в Центр полетной информации данного района, который расположен в городе Хошимин, о планах перелетов. "30 декабря, когда представитель посольства КНР в Ханое проинформировал МИД Вьетнама, что Китай намеревается осуществить перелет гражданского самолета на риф Файери Кросс, Вьетнам незамедлительно выразил протест и потребовал от Китая отмены полета", - утверждает Ле Хай Бинь.

Согласно сообщению вьетнамской газеты TuoiTre, CAAV предупредило Китай, что осуществляемые без предупреждения рейсы "угрожают безопасности всех полетов в регионе". Руководитель Агентства гражданской авиации Вьетнама Лай Суан Тхань направил письмо протеста в Пекин, а также жалобу на действия Китая в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) - специализированное учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее ее развитие. "Китайские воздушные суда проигнорировали все нормы и правила ИКАО: не предоставили планы полета и не поддерживали радиоконтакт с вьетнамским районным центром (РЦ) управления воздушным движением (УВД)", - заявил он. По данным авиационных властей СРВ, с начала 2016 г. по 8 января было зафиксировано 46 случаев полетов китайских самолетов, которые не сопровождались предупреждением РЦ УВД в городе Хошимин.

Впрочем, в Китае утверждают, что предупреждали вьетнамские авиационные службы о предстоящих рейсах. Представитель МИД КНР Хун Лэй заявил 14 января, что 28 декабря в 17.46по пекинскому времени Агентство гражданской авиации Китая (CAAC) проинформировало РЦУВД в городе Хошимин о предстоящих рейсах и передало план перелета, маршрут и технические детали вьетнамским коллегам.

Еще одна немаловажная деталь вызывает беспокойство у соседей Китая. Официальный Пекин ежечасно подчёркивает, что полеты авиационных лайнеров на риф Файери Кросс имеют гражданский и вполне мирный характер. Однако и в Ханой, и в Маниле, и в Токио, и в Вашингтоне не уверены в столь уж мирных целях КНР. В регионе опасаются, что вслед за гражданскими воздушными судами, на искусственный остров прилетят военные самолеты, а сам Файери Кросс превратится в военную базу. Оговариваются о такой возможности и китайские эксперты. Так, военный обозреватель Ду Сунтао заявил на днях, что, если использовать риф в качестве военной базы, то там можно дислоцировать самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления, радиоэлектронной борьбы, истребители, морской патруль. Таким образом, размещенные там вооружения будут равны авианосной ударной группе (АУГ).

Впрочем, риф Файери Кросс - не единственный создаваемый КНР искусственный остров ЮКМ.

Пекин намывает еще несколько участков суши, где также ведется строительство инфраструктуры. Система подобных островов, превратившись в военные базы, может стать основой для Зоны противовоздушной обороны КНР в Южно-Китайском море, на подобии той, которую Пекин несколько лет назад создал в Восточно-Китайском море. Это может создать реальную военную угрозу многим странам Юго-Восточной Азии, а также поставить под удар свободу судоходства в акватории ЮКМ.