С недавних пор привлечением инвесторов в добычу полезных ископаемых Украины занимается Олег Кирилюк. Он возглавил Государственную службу геологии и недр Украины в сложный момент, когда многие хотели пользоваться ископаемыми, но не все были готовы делиться заработанным с обществом. Именно поэтому наведение порядка в существующих разработках, проведение реформ и привлечение новых инвесторов в отрасль уже стали задачами менеджера. В интервью журналистам временно исполняющий обязанности председателя Госгеонедр рассказал о преобразованиях, которые должны произойти в стратегически важной отрасли страны.
- Какие реформы необходимы Украине в отрасли полезных ископаемых?
- Прежде всего в нашей стране должна существовать четкая "Дорожная карта" для каждого инвестора. Он и все остальные должны понимать, куда обращаться, если есть желание заниматься разработкой ископаемых, какие процедуры проходить, каким образом они будут прозрачными и обеспечат равенство. Весь путь от заинтересованности нашими месторождениями вплоть до момента полной добычи ископаемых и рекультивации земель должен быть понятным на много десятилетий вперед.
Сегодня у Госгеонедр есть много эффективных разработок для применения указанного механизма, но еще много нужно будет сделать.
Одновременно не следует забывать и о создании конкурентной среды в отрасли. Уже сегодня мы разрабатываем и внедряем предоставление спецразрешений на разработку ископаемых, чтобы на этом рынке могли работать и большие, и средние, и мелкие компании.
Зачем это нужно? Мы в Госгеонедрах понимаем, что добывающая отрасль сегодня в Украине и мире конкурирует за капитал с теми же компьютерными, машиностроительными, транспортными и другими направлениями. И поэтому мы уже сегодня и здесь должны быть более гибкими в технологиях, предоставлять лучший сервис инвесторам и разработчикам ископаемых, чем сотни других отраслей в самых разных странах мира.
Например, мы сегодня прекрасно осознаем одно свое большое конкурентное преимущество. Пока Украина была в составе СССР, а потом не имела стабильного бизнес-климата, на планете очень много месторождений было обнаружено и освоено различными компаниями. И большинство этих производителей уже много десятилетий интересуют новые регионы для деятельности такие, как Украина.
Поэтому мы сейчас очень ускоряем процессы создания архивов геологической информации в цифровом формате, предоставляем эти, теперь уже достижимые в всех уголках мира, данные. И таким образом реализуем сегодняшний уникальный шанс нашей страны привлечь качественные, профессиональные компании в дело разработки украинских полезных ископаемых.
- Как вы планируете внедрять эти реформы?
- Здесь я вижу два пути. Идя по первому, мы усилиями Госслужбы сможем разработать и внедрить пакеты важных документов и законов, создать прозрачные и эффективные основные рабочие процессы. Также уверен, что для достижения этих целей мы привлечем опыт и финансирование международных организаций, которые помогают Украине в реформировании экономики.
Но есть и второй, не менее важный путь реформ. Это поддержка создания и развития, усиление негосударственных объединений компаний, работающих в сфере полезных ископаемых. Ведь именно эти объединения, став мощной силой, могут гарантировать высокую степень внедрения реформ и их необратимый характер.
Только прозрачные и авторитетные отраслевые союзы смогут гарантировать борьбу с постоянно атакующими рынок монополизмом крупных компаний и чрезмерным государственным вмешательством. Обеспечить конкуренцию на базе эффективности, а не каких-то других вещей.
- Какое экономическое значение имеет сегодня добывающий сектор в нашей стране?
- Добывающая отрасль, это сегодня 20 тыс. выявленных месторождений и проявлений полезных ископаемых, а также 117 видов полезных веществ, залегающих в недрах нашей страны. При этом разрабатывается еще только 3 349 месторождений.
Одновременно в добывающей отрасли заняты до 20% трудоспособных граждан и 48% промышленного производства основаны на переработке ископаемых.
Так, сегодня в Украине добывается 1,7% от мирового объема добычи каменного угля, 4,5% железных руд, 9% марганцевых руд, 4% урана, титана, циркония, графита. Но есть еще и много разведанных и изученных месторождений, на которых уже завтра возможна промышленная разработка десятков привычных и очень редких и ценных полезных ископаемых.
- Смогут ли правительство и политики "влиять" на результаты конкурсов по получению спецразрешений после завершения реформ?
- Здесь я скажу для некоторых необычную вещь, она является правдой. Попытки влияния политиков на результаты важных конкурсов по разработке полезных ископаемых наблюдаются почти во всех странах мира. И не всегда эти попытки являются вредными.
Например, по соображениям национальной безопасности или из-за нежелания сотрудничать с сомнительными компаниями и странами, политики самых передовых государств нередко влияют на результаты конкурсов. Так, все могли видеть, как в определенные проекты не пускают компании или владельцев из той же России или подобных государств. И это правильная политика.
Другое дело, что если уже происходит определенное искажение равных рыночных условий влиянием на конкурс, то всегда, в полном объеме и сверх меры инвесторам и гражданам должен предоставляться отчет. Отчет о том, почему именно так следует поступить и под влиянием каких соображений и возможных угроз.
Только четко показав, для чего и когда происходит воздействие на отдельные конкурсы, мы сможем обезопасить все другие соревнования за лицензии и разрешения от обвинений в чьем-то тайном воздействии.
- Сколько вы планируете привлечь инвестиций в добычу? На какие показатели ориентируетесь?
- Я еще, пожалуй, не готов назвать конкретные цифры, но могу подробно рассказать о направлениях, по которым мы будем двигаться, чтобы во много раз увеличить доходы украинского народа от использования полезных ископаемых, которые ему принадлежат.
Первый путь — это детенизация добывающей отрасли. Сотни компаний в стране имеют далеко не полный пакет документов для добычи, которую ведут сейчас. И уже с этого факта понятно, что учет того, что они берут у природы и продают тоже является не совсем совершенным. Это не говоря уже о компании, опираясь на определенные связи воруют народное богатство вообще без всяких формальностей.
Для честных инвесторов такая среда является проблемной. Никто не захочет много и надолго вкладывать деньги там, где соседи проходят между законами и правилами, как между капельками дождя.
Второй путь — это создание лучших условий для инвестиций, чем в других отраслях, и других странах. В современном мире уже нет смысла кого-то догонять и копировать — это путь к отставанию и проигрышу. Сразу надо делать так, чтобы было лучше, чем у других.
- Какие, на ваш взгляд, три главные проблемы в области недр и как вы их можете решить?
- Во-первых, надо возродить уважение к решениям регулятора. Потому что из опыта я знаю, что в госструктурах происходит не столько нарушений, как об этом обычно говорят. Поэтому прозрачное проведение конкурсов, понятные и логичные условия, честная оценка выполнения договоров на разработку ископаемых вернут на должный уровень авторитет Госгеонедр. И тогда конфликтов, скандалов и судов станет меньше.
Вторая проблема — недостаточное финансирование разведки новых и существующих месторождений полезных ископаемых. Их недостаточное представление потенциальным инвесторам в цифровом формате. Думаю, государственные вложения и усилия частных структур, ведущих разведку и предоставляющих информацию, со временем решат эту проблему.
И третья проблема — это возрождение профессионального, кадрового потенциала геологической отрасли в нашей стране. Только привлекая и воспитывая новых специалистов, создание условий для работы компаний, мы сделаем разработку полезных ископаемых в Украине одним из драйверов, который будет двигать вперед всю экономику.
- В ЕС существует "План Юнкера", который предусматривает самостоятельное обеспечение Европой своих критических потребностей в минеральном сырье. Какое место в этом плане занимает или может занять Украина?
- "План Юнкера" - это важный экономический и политический проект, задачей которого является защита хозяйства ЕС от последствий масштабных колебаний в сфере логистики, геополитики и т.п. И наше активное привлечение к этой работе, безусловно, сможет стать важным фактором, который приблизит нас к клубу ведущих европейских государств.
Ведь Украина, хотя и не входит в ЕС, но имеет много полезных ископаемых вблизи границ объединения. А потому приняв Украину в свои ряды, Союз значительно приблизит момент выполнения указанной цели. И наша страна, безусловно, должна воспользоваться таким шансом приблизиться к тому политическому объединению, к которому стремится ее народ.
- Сейчас проходят определенные уголовные производства относительно решений, которые в разное время принимались в Госгеонадрах. Как это влияет на работу учреждения?
- Это очень хорошая тенденция. Лично я большой сторонник того, чтобы правоохранители долго, тщательно и большими силами работали по проблематике, связанной с недрами. Ведь это один из путей наведения порядка в отрасли. И я хочу очень поблагодарить представителей силовых структур за то, что они находят время и энергию для такой работы.
Так мы разработаем и введем много новых институциональных процедур, которые уменьшат коррупционные риски, повысят прозрачность. Но, извините, все равно есть люди и компании, которые за долгие годы привыкли не слишком обращать внимание на законы. И таких игроков рынка мы уговорами делать все честно не перевоспитаем — их уговаривал думать больше, чем воровать уже не один человек.
И в такой ситуации, конечно, без помощи правоохранителей не обойтись. Также уверен, что действия правоохранителей не помешают работе ведомства.
- Насколько сейчас Украина отстает от других стран в области разработки недр?
- Ситуация с добычей природных ископаемых в Украине типична для стран, переживающих трансформацию. С одной стороны есть много ресурсов, а с другой — надо привлечь десятки и сотни миллиардов долларов на их добычу и переработку. И только тогда богатство, которое лежит под ногами, станет достоянием народа страны. Поэтому самое время посмотреть на то, как и где успешно добывают недра в мире.
Конечно, с одной стороны мы привыкли смотреть еще на статистику советских времен и говорить, что Украина очень богата. Но пока мы просто потенциально богатые, другие страны богатые реально.
Например, в 2013 году объем прямых иностранных инвестиций в добывающий сектор США составил 8 млрд долл., а уже через год — 25 млрд долл. То есть даже экономически развитые страны не забивают о необходимости развития и создания условий для инвесторов в добывающем секторе. Не начинают считать его второстепенным или таким, что должно быть перемещенным в более бедные регионы мира. А стимулируют разработку ископаемых именно на своей территории.
Какие же факторы создают такую ситуацию? В первую очередь это технологический скачок, что сделали технологии добычи за последние 20-30 лет. Новые материалы, вещества, знания, сделали бурение и поиск, выкапывание, транспортировку и переработку значительно дешевле и эффективнее. В результате геологи и ученые увидели гораздо больше легкодоступных полезных ископаемых, чем это было 30-40 лет назад.
Подтверждением этому может служить тот факт, что еще 10 лет назад вы могли встретить в СМИ статьи о том, что, например, нефть скоро кончится. Сейчас такого не говорят даже в качестве шутки.
- Сможет ли Украина войти в новые технологические реалии?
- Бесспорно, новая ситуация ухудшила позиции стран, имеющих ископаемые, и не имеют капиталов и сверхсовременных технологий для их добычи, а также имеют не очень прочные институциональные условия для ведения бизнеса и вложения инвестиций.
Поэтому сегодня, даже не смотря на относительно высокие цены на мировых сырьевых рынках в течение последнего десятилетия далеко не все страны, имеющие сырье, смогли хорошо заработать.
Так мы можем видеть на десятках примеров, что при отсутствии мощных инвесторов, которые могут наладить большие объемы добычи, переработки и транспорта сырья, страны десятилетиями сидят на своих месторождениях мало что из них получая.
10-15 лет назад были прогнозы, что поток минеральных ресурсов из стран Африки будет мощно влиять на снижение цен. В то же время говорили, что новый поток углеводородов из Средней Азии, Кавказа и Ирана станет новым большим фактором влияния на рынок.
Но прошли годы. И мы можем видеть, что много очень вероятных прогнозов в мире добычи полезных ископаемых не оправдались. Так, страны Африки увеличили поток сырья, но растущий Китай все равно в основном полагается на своих традиционных поставщиков из Южной Америки и Австралии.
Увеличили продажу нефти и газа Кавказ и Средняя Азия. Но в ЕС и США увеличилось потребление не с этих поставок, а с того, что новые технологии достали из земли сланцевые нефть и газ. Поэтому мы видим, что сегодня за право работать на месторождении конкурируют не столько компании, сколько государства конкурируют за то, чтобы именно к ним пришли качественные и мощные инвесторы, которые будут добывать ресурсы.
- Какие технологии надо использовать для победы?
Для победы в этой конкурентной борьбе страны создают условия не один год. Прежде всего, правительства очень гибко подходят к формированию условий для инвесторов, которые хотят добывать ископаемые. Концессии с особыми условиями и налоговые льготы уже стали привычным явлением во время переговоров по крупным проектам.
Власти стран часто делает крупные инвестиции в развитие инфраструктуры — портов, дорог, линий электропередач, для того чтобы создать условия для успешной реализации частного проекта, который потом даст серьезные поступления в бюджет, создаст рабочие места и будет способствовать развитию региона.
На фоне такого уровня "ухаживания" за инвестороами с целью разработки ископаемых государства, становится понятным, насколько дико выглядят страны, в которых вместо всех названных сервисов и уступок инвестор видит коррупцию, непрозрачные процедуры, правовые коллизии и неустойчивый взгляд судов на казалось бы понятные ситуации.
Кроме того, можно понять удивление инвесторов, когда они, получив документ на разработку от центральной власти страны, еще сталкиваются с пожеланиями со стороны еще и местной власти в отношении помощи общине в месте разработки ископаемых.
Конечно, негатива в экономиках, проходящих процесс трансформации, в различных уголках мира достаточно. Но чтобы и нам преодолеть эти недостатки давайте смотреть, например, на Объединенные Арабские Эмираты, где начав свое стремительное экономическое развитие только с разработки ископаемых, страна сумела розвитись в мощный транспортный и промышленной хаб между Европой и Азией. И если 20 лет назад 83% производства в стране приходилось на нефть, то сейчас доля нефти в ВВП ОАЭ меньше трети.
Давайте смотреть на Канаду, где разработка гигантских месторождений согласуется со стабильными условиями для инвесторов и серьезными экологическими требованиями. А также на пример Казахстана, где смогли привлечь к добыче ведущие мировые отраслевые компании.
Или, например, Бразилия, где за короткий период с 1998 по 2005 годы смогли увеличить долю нефти в ВВП страны с 2,7 до 9%, заключив ряд концессионных соглашений с добытчиками-инвесторами. Именно подобные экономические прорывы стран за счет недр часто и приводят к тому, что они становятся региональными лидерами.