Год назад президент Петр Порошенко ввел в действие санкции в отношении крупнейших российских соцсетей и интернет-сервисов, запретив в Украине их деятельность. Подробнее о том, что изменилось за год запрета в Украине – в материале РБК-Украина.
Несмотря на сложности украинских интернет-провайдеров с соблюдением санкций в отношении российских сайтов и соцсетей, за год украинская аудитория "Вконтакте", "Одноклассники" и "Яндекс" сократилась почти на 40%. Из-за того, что не все участники рынка телекоммуникаций имеют специализированное оборудование для фильтрации трафика, украинским пользователям все же удается заходить на запрещенные российские сайты через VPN или изменив географию IP-адресов. Рекламный и интернет-бизнес сумел переориентироваться на работу с западными соцсетями и онлайн-сервисами, а российские компании не понесли значительных финансовых потерь, говорят аналитики. В связи с этим эксперты считают блокировку российских сайтов "символической" или "формальной".
Когда президент Петр Порошенко год назад подписал указ, которым запретил в стране деятельность российских соцсетей и онлайн-сервисов, украинские интернет-провайдеры восприняли это событие как "гром среди ясного неба". Комментируя ситуацию в прошлом году, они говорили РБК-Украина, что выполнить решение властей будет крайне сложно, поскольку без специализированного дорогостоящего оборудования они не смогут проанализировать трафик и заблокировать конкретные сайты, попавшие под запрет.
Напомним, 15 мая 2017 года глава государства своим указом ввел в действие решение Совета нацбезопасности и обороны "О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)". Тогда под санкции в Украине попали 468 российских компаний. В их числе оказались крупные социальные сети "Вконтакте" и "Одноклассники", сервисы Mail.ru, "Яндекс", а также программное обеспечение "1С", ABBYY, Dr. Web и "Лаборатория Касперского". Мораторий был наложен также и на трансляцию в Украине российских телеканалов, к примеру, НТВ, "Первый канал", "РТР-Планета", "Россия-24", "ТВ-центр", "НТВ-плюс", ВГТРК, ТНТ, "Звезда" и других. Согласно решению СНБО, запрет российских соцсетей введен на три года, а телеканалы в "официальном бане" - сроком на один год. Впрочем, в документе не указываются конкретные даты окончания действия санкций. Возможно, российские телеканалы окажутся и в новом санкционном списке, который утвердил СНБО 2 мая этого года. Однако президент Порошенко еще не ввел это решение в действие.
В конце мая СБУ провела серию обысков в офисах дочерней компании "Яндекс" в Одессе и Киеве, а также в офисе "Вконтакте". Тогда СБУ сообщила, что "менеджмент компании "Яндекс" незаконно собирал, накапливал и передавал в Россию персональные данные украинских граждан". В результате в июне 2017 года свои представительства в нашей стране "Яндекс" и "Вконтакте" закрыли.
Но, несмотря на то, что санкции были введены еще в мае прошлого года, правительство лишь в феврале 2018 года приняло постановление, разработанное Госспецсвязи, в котором прописаны простейшие методы осуществления блокировки российских сайтов и соцсетей - по доменным именам и IP-адресам. Для того, чтобы отслеживать, как интернет-провайдеры выполняют решение властей, Госспецсвязи должно приобрести специальную аппаратуру, на закупку которой правительство пообещало направить 3,5 млн гривен. Впрочем, по словам компаний-поставщиков интернета, опрошенных РБК-Украина, оборудование для мониторинга за их деятельностью обойдется государству в сотни миллионов гривен.
PR-директор компании "Укртелеком" Михаил Шуранов говорит, что "выполнение операторами телекоммуникаций указа президента периодически контролируется госорганами". Впрочем, не все игроки рынка сталкиваются с подобными проверками. Сразу несколько представителей крупных интернет-провайдеров рассказали изданию, что за все время действия запрета на российские сайты, они не сталкивались с проверками со стороны госорганов. "Нас за год никто не проверял. Все наши контакты с государством свелись к тому, что в 2017 году после введения санкций мы получили лишь несколько писем от НКРСИ и СБУ с разъяснениями", - уточнил один из собеседников РБК-Украина на правах анонимности.
Если еще в 2017 году выполнение решения СНБО и указа президента казалось для украинских интернет-продавцов проблемой, то сейчас они уже привыкли к необходимости соблюдения антироссийских санкций. По словам генерального директора компании-провайдера Triolan Вадима Сидоренко, многие поставщики интернета технически блокируют доступ к запрещенным ресурсам двумя способами, которые, впрочем, не позволяют провайдеру полностью исключить обход пользователями запрета. "Мы блокируем запрещенные ресурсы по DNS (доменным именам) и по IP-адресам. Для детального анализа траффика, и как следствие, более эффективной блокировки, нужно использовать очень дорогое оборудование. Мы его не используем из-за его дороговизны, и блокируем только таким образом. Данных, кто из пользователей провайдера обходит запрет, у нас нет", - говорит Сидоренко.
Покупку оборудования, которое позволяет "отсечь" в общем потоке трафика определенные интернет-ресурсы, участники рынка оценивают в миллионы гривен. Речь идет, прежде всего, об оснащении сетей провайдеров DPI (Deep Packet Inspection), которое позволяет отфильтровать подлежащие блокировке сайты. После введения антироссийских санкций, такое оборудование приобретали некоторые крупные игроки рынка. "В течение всего времени действия запрета, у наших пользователей доступ к сайтам, запрещенных указом президента, заблокирован", - заверил РБК-Украина Михаил Шуранов. Он уточнил, что процесс выявления запрещенных ресурсов и их блокировки усложняется тем, что некоторые сайты могут периодически менять IP-адреса или добавлять новые. "Наши специалисты отслеживают подобные случаи и блокируют доступ повторно. Но отдельные пользователи с помощью специальных программных средств могут получать доступ к запрещенным сайтам, и повлиять на это оператор никак не может", - подчеркнул спикер "Укртелекома".
Однако все это украинских пользователей, желающих зайти на запрещенные российские ресурсы, не останавливает. По словам главы комитета по электронной коммерции "Интернет-ассоциации Украины" Александра Ольшанского, они зачастую обходят блокировки при помощи VPN-сервисов, которые меняют географию IP-адресов абонента. "Выполнение запрета - дело, скорее, добровольное. Любой пользователь может без проблем его обойти при помощи того же VPN", - уточнил эксперт.
"Мы можем только предполагать, как наши пользователи обходят блокировки. Но, по нашим наблюдениям, таких клиентов у нас немного. Год назад это еще было проблемой - было много жалоб от пользователей на отсутствие доступа к запрещенным сайтам. Но, спустя год, неудобства, которые возникли с доступом, повлияли на отток абонентов от российских ресурсов. У многих пропал интерес к российским соцсетям, и они стали отдавать предпочтения альтернативным ресурсам, например, Facebook", - пояснил изданию Вадим Сидоренко.
На момент введения запрета российские ресурсы занимали ведущие позиции в рейтинге популярности среди украинских пользователей. Согласно исследованию компании "KANTAR TNS в Украине", сайты "Вконтакте" и "Mail.ru" на апрель 2017 года находились на третьем и четвертом местах с долей охвата более 78% (15 млн пользователей) и 62% (12 млн пользователей) соответственно. Ниже располагался "Яндекс" с долей охвата более 60% или 12 млн пользователей. Социальная сеть "Одноклассники" занимала девятую позицию с охватом 47% аудитории (более 9 млн пользователей).
Сейчас ситуация кардинально изменилась. "Через год после запрета некоторых российских ресурсов можно с уверенностью утверждать, что запрет существенно повлиял на популярность "Вконтакте", Mail.ru, "Яндекс" и "Одноклассников" на территории Украины. Некогда входивший в тройку лидеров по посещаемости "Вконтакте" сейчас выпал из десятки, а "Одноклассники", которые до 2014 года были выше Facebook, - за "двадцаткой"", - уточнил РБК-Украина основатель школы маркетинга SMS Эльдар Нагорный.
Действительно, данные "KANTAR TNS в Украине" за апрель 2018 года свидетельствуют, что российские ресурсы больше не входят в ТОП-10 популярных сайтов у украинских пользователей, занимая места в ТОП-25. Так, рейтинг соцсети "Вконтакте" снизился до 11 позиции с долей охвата почти 30%, "Яндекс" и почтовый сервис "Mail.ru" спустились на 13 и 14 ступеньки соответственно, потеряв почти по 40% украинской аудитории (23% и 21%). Максимальные потери у российской соцсети "Одноклассники", рейтинг которой за год упал с 9 позиции до 23 места с 16-процентной долей охвата аудитории.
Российские компании "Яндекс" и Mail.ru Group, которая владеет соцсетями "Вконтакте" и "Одноклассники", запрос РБК-Украина проигнорировали. А вот украинские телеком-операторы проблем с падением трафика и сокращением количества клиентов не ощутили. "Блокировка запрещенных ресурсов не повлияла на работу компании и 1,5 миллиона абонентов "Укртелеком", как и ранее, активно пользуются доступом к сети", - сообщил Михаил Шуранов.
Не оказали негативного влияния санкции в отношении российских ресурсов и на работу компании "Киевстар". "Мы не увидели каких-то негативных тенденций. Напротив, абоненты увеличили использование других социальных сетей и интернет ресурсов, - уточнили изданию в пресс-службе компании. - Интернет остается одной из самых востребованных услуг. Наши абоненты в этом году увеличили пользование мобильным интернетом более чем вдвое по сравнению с прошлым годом, а доходы от мобильного интернета выросли на 59%". Другие крупнейшие мобильные операторы не предоставили РБК-Украина комментарии.
Долю рынка российских компаний и соцсетей заняли западные крупнейшие игроки - Facebook, Youtube и Google. По оценкам экспертов, за год с момента введения антироссийских санкций их трафик вырос на 30-40%. "Многие перешли с "Одноклассников" и "Вконтакте" на Facebook, с "Яндекс.Карт" на Google maps. Как соцсети, так и онлайн-карты, и поисковые системы других компаний сейчас доступны, и украинский пользователь глобально ничего не потерял", - считает гендиректор Triolan Вадим Сидоренко.
Глава совета Телекоммуникационной палаты Украины Татьяна Попова оценивает падение трафика у запрещенных ресурсов в 30-35%, но саму блокировку считает неэффективной. "Все операторы заблокировали определенные российские ресурсы, но это не помогло. Ни один тип блокировки не работает эффективно, поскольку некоторые пользователи все равно обходят запрет", - считает эксперт.
По словам Поповой, санкции не действуют эффективно и в части запрета сайтов российских телеканалов. Кроме того, все российские каналы имеют аккаунты в YouTube, доступ к которому в Украине свободный, и спутниковое вещание, которое нельзя заблокировать. "Украинские зрители спокойно могут смотреть любые каналы. Для того, чтобы украинцы не смотрели российские каналы, украинские должны создавать высококачественный контент, и тогда зритель сам перестанет смотреть российское ТВ", - резюмировала Татьяна Попова. Она также отметила, что аудитория, которая перешла из российских соцсетей в Facebook, "потянула за собой и рекламный бизнес, который перенес деятельность на этот сайт".
"Украинский рекламодатель не может и не хочет размещать рекламу, нацеленную на украинского пользователя, на российских ресурсах. VPN не позволяет достоверно определить местоположение посетителя. А значит, рекламу практически невозможно эффективно таргетировать. Точнее, быть уверенным, что она дойдет до адресата. Тем временем, рекламные бюджеты перераспределились как на украинские рекламные площадки, так и на Google и Facebook", - пояснил Эльдар Нагорный.
В то же время, потеря украинской аудитории не стала критичной для доходов крупных российских игроков рынка. "Если говорить об экономическом эффекте, то Украина в лице "Яндекса" и "Вконтакте" потеряла крупных налогоплательщиков и работодателей. Также компании имели много клиентов в Украине, в том числе среди малого и среднего бизнеса. Для самих российских компаний падение доходов составило лишь несколько процентов. Согласно финотчетности "Яндекса", то в 2016 году компания заработала в Украине 30-35 миллионов долларов, а глобальный доход за тот год составил 1,2 миллиарда долларов. То есть, нельзя сказать, что российская компания что-то крупно потеряла, лишившись украинского рынка", - поделился с РБК-Украина бывший генеральный директор "Яндекс.Украина" Сергей Петренко.
По его словам, украинцы по-прежнему пользуются российскими онлайн-сервисами. "Если брать тот же "Яндекс.Навигатор", им продолжают пользоваться украинские таксисты, и программа работает. Количество пользователей остается на достаточном уровне для стабильной работы. Также украинская реклама есть в "Яндекс.Директе", и некоторые украинские рекламодатели продолжают размещаться во "Вконтакте". Запрет - это был жест более символический, чем практичный", - уверен Петренко.
"Несмотря на то, что платежи из Украины во "Вконтакте" и "Яндекс" упали почти на 80 процентов, украинский рынок для этих компаний "микроскопический", и сами они больших потерь здесь не понесли, - считает Александр Ольшанский. - Как и раньше, украинские компании могут заказать рекламу во "Вконтакте" - через зарубежных партнеров. Куда более значительно это коснулось российских антивирусов, например Dr. Web и "Касперский". Они украинский рынок потеряли практически полностью".