ua en ru

О.Нечаев: “В 2010 г. портфель новых договоров автолизинга, по сравнению с прошлым годом, вырастет на 80%”

Автор: RBC.UA
В 2009 г. впервые в украинской истории лизинговые компании начали оказывать серьезную конкуренцию банкам на автомобильном рынке. Об этом говорит тот факт, что на фоне более чем трехкратного падения продаж новых автомобилей, на рынке увеличился удельный вес лизинговых продаж. Более того, тенденцией 2009-2010 гг. стало обращение самих банков в лизинговые компании по вопросам обновления и содержания автопарка. О том, что лизинговым компаниям помогало выжить в прошлом году, когда рынок начнет восстанавливаться, а также о том, почему на рынке лизинга не стоит ожидать крупных поглощений, рассказал РБК-Украина директор лизинговой компании с иностранным капиталом «Вип-Рент» (работает на рынке под брендом Avis Украина) Олег Нечаев.

РБК-Украина: По итогам 2009 г. продажи новых автомобилей в Украине упали в 3,5 раза. В то же время, исходя из исследования ИАГ «Автоконсалтинг», автопарк лизинговых компаний сократился всего на 5,75%. Как объяснить такой разрыв в данных? Рынок лизинга автомобилей действительно упал меньше, чем авторынок в целом, или это ошибка экспертов?

Олег Нечаев: Эксперты не ошиблись, общий автопарк лизинговых компаний на самом деле, сузился всего на 5,75%. Это, чтобы вы понимали, общий парк автомобилей, находящихся в лизинге - все те автомобили, по которым по состоянию на 1 января с.г. не истекли договоры лизинга. Речь идет о почти 19 тыс. автомобилей. Однако это только флит (общий парк автомобилей компании, от английского «fleet» (флот) - РБК-Украина). Но чтобы понять настоящую динамику рынка, нужно смотреть на другой, более важный показатель.

РБК-Украина: Что именно вы имеет в виду?

О.Н.: Лизинг - это процесс. Договор лизинга продолжается несколько лет в отличие от точечного события «купля-продажа». Поэтому, если мы говорим, что рынок лизинга рухнул, это не совсем применимо к флитам. Если мы хотим отметить тенденции по аналогии с автомобильным рынком, то нужно говорить о новых продажах. То есть, о заключении новых договоров лизинга в течение 2009 г. И вот здесь рынок действительно рухнул. Например, по данным ИАГ «Автоконсалтинг» в 2008 г. лизинговые компании заключили около 8,5 тыс. новых контрактов, что составило всего 1,36% от 623 тыс. всех проданных новых автомобилей . В 2009 г. количество новых контрактов составило 2800 против 162 тыс. новых автомобилей. Доля лизинга выросла до 1,73%, однако новых договоров лизинговые компании заключили на 68% меньше, чем в 2008 г. Именно этот показатель демонстрирует активность рынка, то, как он сворачивается. Вот вам и падение рынка.

РБК-Украина: И все же, рынок автомобильного лизинга упал меньше, чем весь авторынок. Почему?

О.Н.: Потому что в условиях кризиса лизинг оказался единственным инструментом, который позволяет купить автомобиль, не имея денег. Также одна из причин такой статистики - активное наращивание продаж новыми игроками на рынке. Данные компании просто используют лизинг как инструмент для продажи автомобилей. Ситуация в автомобильном бизнесе сейчас очень серьезная, потому некоторые автопроизводители и импортеры вынуждены использовать и такую схему продажи автомобилей при отсутствии банковского кредитования. Нужно признать, что в 2009 г. они поддержали своими объемами падающий рынок автопродаж.

РБК-Украина: Как на рынок повлияли ограничения по валютному кредитованию, в частности, запрет на кредитование в валюте заемщиков, которые не имеют валютной выручки?

О.Н.: В результате этих ограничений компании лишились доступа к относительно дешевому финансовому ресурсу в виде банковских кредитов в долларах и евро. Например, наша компания весь прошлый год и сегодня все новые сделки финансирует собственными средствами, полученными от операционной деятельности, а также деньгами наших инвесторов.

РБК-Украина: Фактически вас заставили перейти на кредитование в гривне?

О.Н.: Нет. Мы в своих расчетах используем валютные эквиваленты (доллар и евро). Лизинговых договоров в гривне в нашем портфеле фактически нет, были лишь единичные случаи. По структуре около 70% лизинговых договоров номинированы в евро, 30% - в долларах. Однако в целом по рынку гривна теснит иностранную валюту. К тому же, некоторые компании сами уходят от инвалюты, чтобы не нести потери на курсовой разнице.

РБК-Украина: А почему вы не привлекаете у банков гривну?

О.Н.: Неинтересно. Мы изучали такую возможность. Ну, никто сейчас не дает гривну по нормальной цене на три года. Спрогнозировать, что будет с гривной - нельзя.

РБК-Украина: Кто из игроков не справился с трудностями? Кому повезло меньше других?

О.Н.: Всего на рынке работают три категории лизинговых компаний: компании при банках, которые фактически работают с деньгами этих банков; компании с иностранным капиталом; чисто украинские, независимые, как правило - небольшие компании. Вот третьи и попали под раздачу. Банковское кредитование закрылось, своих средств мало, эти компании в основном были вынуждены изъять и продать автомобили, и сейчас пытаются хоть как-то вернуть долги своим кредиторам.

РБК-Украина: Как обстоят дела у крупных лизинговых компаний?

О.Н.: Всего на рынке автолизинга 14 основных игроков, которые имеют в совокупном портфеле порядка 80% договоров. Если взять сектор так называемого «лизинга с полным пакетом сервиса», где лизинг, в первую очередь, - услуга, а не размещение денег или продажа автомобиля, то здесь до кризиса было пять сильных игроков. Сейчас новые сделки, насколько мне известно, заключают далеко не все из них (как следует из отчета ИАГ «Автоконсалтинг», «Оптима-лизинг» за весь 2009 г. поставила на регистрацию всего три лизинговые машины, а «Евролизинг» - 38 автомобилей, - РБК-Украина).

РБК-Украина: Получается, что эти компании, а также мелкие региональные игроки - потенциальные жертвы поглощения со стороны тех, кто выжил и активно развивается. Покупку каких лизинговых компаний мы увидим в 2010 г.?

О.Н.: Насколько я знаю, громких поглощений на рынке в ближайшее время не предвидится. Сейчас лизинговую компанию не будет покупать никто - ни иностранный инвестор, ни уже существующие на рынке игроки. Имея ресурсы, проще создать компанию с нуля, хотя, на мой взгляд, и с нуля создавать сейчас нет смысла, потому что должен быть стимул рисковать, а сейчас такого стимула нет. Да и степень риска в Украине... - ну, вы сами знаете.

Любая лизинговая компания имеет особенности в калькуляции своего продукта - оценки, степень риска, которая закладывается на время действия договора, инструменты прогнозирования ситуации на автомобильном рынке и т.д . Понять до конца такие особенности на стадии оценки компании просто невозможно и никто не сможет сказать, чем это обернется в будущем, поэтому лучше выстраивать этот бизнес с самого начала, понимая, что и зачем ты делаешь.

РБК-Украина: Вы сказали, что на рынке автомобильного лизинга работают компании с иностранным капиталом. Сколько их? Какой их вес на рынке?

О.Н.: Восемь из 14 крупнейших компаний на рынке автолизинга имеют иностранные корни, они имеют в своем управлении порядка 75% парка. В 2010 г. эта доля увеличится.

РБК-Украина: Как показывает история, именно в кризисное время появляются новые технологии, новые продукты. Что нового родилось на рынке лизинга автомобилей, что помогло компаниям остаться на плаву?

О.Н.: Прежде всего, повторный лизинг. Это продукт, который возник именно в кризис. Повторный лизинг - это сдача в лизинг автомобилей, которые возвращены лизингодателю клиентом досрочно. Схему пришлось в срочном порядке отрабатывать в конце 2008 г. и первом квартале 2009 г. Среди клиентов была паника, причем - даже среди самых стабильных. Вспомните, тогда все начали сокращать расходы, избавлялись от лишнего персонала, лишних автомобилей. Лизинговые компании начали думать, что делать с возвращенными автомобилями. И ничего лучше не придумали, как сдавать их в лизинг повторно, чтобы хоть как-то восстановить финансовые потоки.

РБК-Украина: Сколько договоров было расторгнуто досрочно?

О.Н.: О всем рынке говорить не стану, однозначно много. По нашей компании, мы еще в начале прошлого года закладывали в план, что до 20% действующих договоров могут быть прекращены досрочно. К счастью, прогнозы не оправдались. За весь прошлый год нам было возвращено досрочно меньше 10% от всего лизингового парка. Во многом благодаря интенсивному переговорному процессу с клиентами. Мы предлагали различные схемы продолжения сотрудничества: реструктуризацию платежей и изменение их графика, изменение объема сервисных услуг, заложенных в договор и многое другое. Кроме того, нам удалось пролонгировать значительную часть договоров, порядка 20%, по которым заканчивался срок лизинга в соответствии с графиком. Кстати, пролонгация договоров - это еще один рецепт выживания на рынке в 2009 г.

РБК-Украина: Объясните, почему нельзя было просто продать досрочно возвращенные автомобили на рынке и сразу получить живые деньги?

О.Н.: Наша налоговая база построена так, что если автомобиль возвращен раньше, чем прошла половина срока лизинга, его невыгодно продавать. Ведь цена нового автомобиля падает как? В первый год покупки обвал цены максимальный. Дальше держится более-менее стабильно. А стоимость по бухгалтерскому учету списывается равными долями, и если брать нашу компанию, то только по прохождению половины срока лизинг по трехлетним договорам рыночная и бухгалтерская цены уравниваются. Приходится сдавать в повторный лизинг и амортизировать автомобиль до рыночной стоимости, иначе компания получает убытки.

РБК-Украина: Но есть автомобили, которые компаниям возвращают по мере окончания договоров. Сколько лизинговые компании зарабатывают на продаже таких автомобилей?

О.Н.: В прошлом году мы на этом ничего не заработали. Просчитались. Когда заключается лизинговый договор, в нем указывается остаточная стоимость автомобиля на момент окончания действия договора. То есть в 2009 г. нам вернули автомобили, которые мы передавали в лизинг в 2006 г. Вспомните докризисный оптимизм - на взлете рынка, на фоне дефицита автомобилей никто не мог предположить, что нас ждет в 2009 г. В договора закладывались остаточные стоимости на уровне 45-60% цены нового автомобиля. И многие машины, которые нам вернули в прошлом году, были проданы с отрицательным финансовым результатом. Потери от продажи таких автомобилей составили порядка 15-17% от их первоначальной стоимости.

РБК-Украина: Завершая тему убытков. В декабре 2009 г. в ассоциации "Украинское объединение лизингодателей" заявляли, что объем проблемных долгов лизинговых компаний составляет порядка 25%. Какую долю «проблемки» автомобильные лизингодатели отдают коллекторам? На каких условиях?

О.Н.: Наша компания к коллекторам практически не обращается. Они ведь не покупают долги лизинговых компаний, как в случае с банками. Коллекторы приходят и говорят: «Мы вам поможем вернуть долг за такую-то сумму». Просят в среднем 10-35% от суммы долга, а в случаях, когда необходим возврат предмета лизинга - те же проценты только от стоимости предмета лизинга. Работать с ними по таким ценам - себе дороже. Да и шансы вернуть долг методами коллекторов очень часто низкие. К тому же, конкретно у нашей компании проблемная дебиторская задолженность по договорам очень невелика по сравнению с другими игроками - менее 2%.

РБК-Украина: Абсолютное большинство игроков на лизинговом рынке - компании в форме ООО, что не предусматривает обязательной публикации финансовых результатов деятельности. И все же, если говорить о компании, которую вы возглавляете, с какой рентабельностью вы работаете? Сколько заработали или потеряли в 2009 г.?

О.Н.: Мы зарабатываем достаточно, чтобы сейчас чувствовать себя комфортно, насколько это возможно в условиях кризиса, и своими деньгами продолжать финансировать развитие. К тому же, бизнес выстроен так, чтобы даже в кризис предприятие оставалось прибыльным. Так что, по итогам 2009 г. мы имеем положительный финансовый результат, небольшую, но прибыль. Конкретной цифры сказать не могу, еще консолидируем отчетность.

Я уже говорил, за счет чего удалось снизить потери. Добавлю, что компаниям, которые остались работать на рынке, на руку сыграл «принцип воронки». Банковское кредитование умерло, а деньги бизнесу нужны. Возможности финансирования сделок сократились значительно больше, чем количество желающих его получить. Сейчас лизинг остается практически единственным источником финансирования для корпоративного клиента, что предоставляет дополнительные рыночные возможности лизингодателям.

РБК-Украина: Если я правильно понял, несмотря на проблемы, кризис помог лизинговым компаниям конкурировать с банками?

О.Н.: До кризиса никакого сравнения между банковским кредитованием и лизингом не было. Банки убивали наповал своими программами кредитования. Лизингом пользовались только те компании, которым нужен был именно лизинг, а не деньги. Кому не хотелось возиться с сервисом автомобилей или кто хотел получить определенные налоговые льготы. Сейчас ситуация изменилась. И уже сами банки стали клиентами лизинговых компаний.

РБК-Украина: В каком смысле? Приведите пример.

О.Н.: Банкам нужно соблюдать много нормативов по требованиям НБУ, выдерживать коэффициенты по активам. Машины, которыми они пользуются на условиях лизинга, не попадают в активы банка, и не требуют дополнительных резервов. Причем случаи работы с банками - не единичные. Например, клиентами Avis Украина, с которыми заключены лизинговые договора, являются 15 банков.

РБК-Украина: И последнее - ваш прогноз, когда на рынке автомобильного лизинга ожидать оживления? Когда на рынок снова придут масштабные инвестиции?

О.Н.: В план на 2010 г. мы закладываем прирост портфеля договоров лизинга, а увеличение новых продаж должно составить около 80%, по сравнению с 2009 г. Эти результаты мы планируем обеспечить, в основном, за счет собственных средств и средств наших инвесторов. Никто из экспертов, которых я знаю, и моих коллег, не прогнозирует возобновление финансирования лизинговых компаний банками в 2010 г. Изменится ли что-то к 2011 г. - посмотрим.

Беседовал Владимир Бойко