Новый старый бюджет. Кабмин ждет реакции Рады
Правительство за выходные дни доработало проект изменений в госбюджет и сегодня во второй половине дня подало соответствующий законопроект в парламент. Доходы казны предложено увеличить почти на 5%, расходы - на 6,6%. Как и анонсировалось ранее Кабинетом министров, дополнительные средства будут выделены на финансирование помощи переселенцам из зоны АТО, аграриям, на приобретение медпрепаратов и субсидирование населения. Кроме того, Минфин предложил на 10,7 млрд грн выпустить ОВГЗ для того, чтобы компенсировать убытки от поставок газа в район проведения АТО, а Киеву - дать возможность реструктуризации долгов.
Наталья Непряхина
Кабинет министров зарегистрировал в Верховной раде законопроект №2147 с изменениями в госбюджет-2015. Документ базируется на предварительных договоренностях, включенных в проект нового меморандума об экономической и финансовой политике между Украиной и МВФ. "Теперь мяч в руках у наших партнеров по коалиции", - заявила министр финансов Наталья Яресько на пресс-конференции, рассказывая о параметрах главного финансового документа страны. Она рассчитывает, что депутаты поддержат документ уже до конца февраля. Таким образом, Украина уже в первой половине марта сможет получить первый транш от МВФ.
По словам Яресько, объем первых поступлений от фонда до сих пор неизвестен. "Мы не обсуждали этот транш, но Кабмин просит как можно больше, чтобы Нацбанк пополнил резервы, чтобы дать позитивный сигнал на внешние и внутренние рынки", - отмечает она, добавляя, что максимальный объем транша может составить 60% от всей выделяемой суммы, то есть около 8-10 млрд долл.
Доходы госбюджета, как сообщалось ранее, Кабмин предложил увеличить на 22,2 млрд грн до 498,15 млрд грн (+4,6%), том числе общего фонда - на 21,7 млрд грн. Расходы планируется увеличить на 6,6% или 35,3 млрд грн - до 563,24 млрд грн. Стоит отметить, что нынешний бюджетный процесс носит более публичный характер, в отличие от предыдущего, когда проект бюджета депутаты увидели буквально в день голосования, а сам документ им пришлось принимать глубокой ночью. В этот раз о параметрах изменений в субботу рассказал премьер-министр Арсений Яценюк, а за несколько часов до регистрации законопроекта в парламенте ключевые изменения доходной и расходной частей направления финансирования уточнила Наталья Яресько.
Напомним, рост налоговых поступлений ожидается от НДС на 11,8 млрд грн. План пересмотрен в связи с девальвацией гривны и ускорением инфляции. Обесценивание национальной валюты причина пересмотра поступлений от ввозных пошлин (+2,1 млрд грн) и международных организаций (+1,3 млрд грн). Рост дополнительных отчислений по налогу на прибыль ожидается в пределах 2,5 млрд грн из-за увеличения финансового результата до налогообложения. Одним из источников доходов уже должен стать импортный сбор, который будет администрироваться по ставках 5% и 10%. По данным министра финансов, сегодня Кабмин принял соответствующее решение о его вступлении в силу. Напомним, сама норма была принята в конце прошлого года, но должна была вступить в силу после того как правительство проведет согласования с международными партнерами. "Через несколько дней он вступит в силу, как только мы допишем списки исключений по критическому импорту. Как вы помните, под исключения попадают товары медназначения и энергетики", - уточнила Яресько.
9,1 млрд грн дополнительно правительство рассчитывает получить от рентных платежей за пользование недрами. По данным Яресько, предложенные налоговые изменения (в парламенте пока законопроект не зарегистрирован) будут предполагать повышение ставки с 20% до 70% для государственных добывающих компаний. Речь идет об "Укргаздобыче" и "Укрнафте". Повышение ставок будет одномоментным, а не постепенным, уточнила РБК-Украина Яресько. "Это дает нам возможность профинансировать те дотации, которые мы будем перенаправлять не на НАК "Нафтогаз-Украины", а напрямую населению (компенсации населению в связи с увеличением тарифов на газ и тепло, - РБК-Украина). Это более прозрачный механизм, без коррупции", - отмечает министр. На эти цели в проекте бюджета закладывается 12,5 млрд грн. В то же время, бюджетное финансирование НАК будет сокращено на 5,8% - до 29,7 млрд грн. В 2014 году бюджетные дотации для госкомпании составили 110 млрд грн.
Кроме того, на 3,9 млрд грн предложено сократить бюджетные трансферты Пенсионному фонду. В частности, будут заморожены выплаты спецпенсий работающим пенсионерам -народным депутатам, госслужащим, судьям, прокурорам. Помимо выплаты субсидий для компенсации повышения тарифов и увеличения нагрузки на бюджет для обслуживания госдолга в связи с девальвацией, 2,9 млрд грн пойдут в виде помощи переселенцам из зоны АТО, 400 млн грн - на приобретение медтехники и препаратов, 300 млн грн - для аграриев. Еще 200 млн грн планируется потратить на выплату просроченной задолженности шахтерам за 2014 год.
На 10,7 млрд грн правительство намерено выпустить ОВГЗ для компенсации убытков от поставок газа в район проведения АТО. Всего бумаг будет выпущено на сумму 29,7 млрд грн. "Проплат за газ с востока не было", - уточняет РБК-Украина Наталья Яресько. Однако объем поставок газа и задолженности она уточнить не смогла. "Кто-то потребил этот газ, а налогоплательщики всей страны должны будут этот долг взять на себя. И еще неизвестно, кто потребил этот газ, можно только предполагать, - говорит старший экономист Центра CASE-Украина Владимир Дубровский. - По-хорошему, газ туда должен был поступать только после перечисления денег за него".
Кроме того, эксперт в целом считает подход с предоставлением субсидий неправильным. Необходимо отменить дотирование НАК "Нафтогаз-Украины", а эти средства перенаправить населению, при чем, вне зависимости от их имущественного состояния. То есть адресный подход, который планирует реализовать Кабмин, проигрышный, так как сколько субсидий не выделяй, кто-то останется недовольным. "Вариант полного субсидирования населения даст возможность уничтожить и схемы перепродажи газа и, по неофициальным данным, сэкономит бюджету 20 млрд грн", - поясняет Дубровский.
Кроме того, изменения в бюджет предусматривают финансирование усиления охраны украинско-российской границы, территорий, прилегающих к зоне проведения АТО и АР Крым за счет капитальных расходов. А Киев может получить возможность реструктуризировать свои долги, продлив погашение основной суммы задолженности на срок не менее чем 360 дней. Поправки также предусматривают, что решения субъектов хозяйствования госсектора, госбанков, местных органов власти о привлечении кредитов должно будет согласовываться с Минфином с привлечением финансового советника. Эксперт по вопросам бюджета Ассоциации городов Украины Александр Слобожан расценивает данные поправки как позитивные. В частности, этот советник может выступить в роли гаранта или третейского судьи, который поможет принять правильное решение. Отсрочка по платежам столицы также снимет напряжение на местный бюджет.
Слобожан напоминает, то сейчас государство заморозило погашение долгов по среднесрочным займам, которые местные органы в казначейства одалживали в течение последних нескольких лет. Речь идет о сумме в 10 млрд грн, из которых только по Киеву - 4 мрд грн. Если бы эти суммы были списаны местным органам власти, стало бы легче, отмечает Слобожан. "С учетом этого, например, Киеву было бы дешевле выходить с займами. Город набрался долгов и в 2013-2014 годах уже брал кредиты, то необходимо погасить предыдущие и не допустить технического дефолта. И с каждым годом кредиты становились все дороже и дороже", - поясняет эксперт.
Не все депутаты-члены парламентского комитета по вопросам бюджета имели возможность ознакомится с изменениями, поскольку текущая неделя не сессионная, многие работают в округах. "Я еще ничего не видел, работаю в округе. Но очевидно, что Кабмин закончил переговоры с МВФ и предлагает свой вариант изменений", - сообщил член бюджетного комитета Олег Медуница ("Народный фронт").
Замглавы комитета Сергей Мельник ("Блок Петра Порошенко") заверяет, что на эту среду заседание комитета уже запланировано на 15:00, а с утра депутаты будут рассматривать документ в рабочих группах при комитете. "Много вопросов по расходам на содержание госуправления. Кабмин соглашается, что необходимо сокращать, но вот, например, если увольнять людей, то нужно выплачивать выходное пособие. Поэтому эффекта в этом году от сокращений не будет", - отмечает Мельник.