После ухода поляка Войцеха Балчуна с 9 августа 2017 года Кабмин назначил временно исполняющим обязанности главы "Укрзализныци" (УЗ) Евгения Кравцова, топ-менеджера, который в 2016 году в течение нескольких месяцев уже выполнял эти обязанности. Два высших образования, работа в Международной торговой палате, партнерство в юридической фирме и сотрудничество с Google и Motorola в 2015 году привели Кравцова в менеджмент крупнейшей в Украине госкорпорации. В интервью РБК-Украина Евгений Кравцов рассказал о текущем состоянии компании, проблемах и способах их решения, а также планах касательно улучшения качества работы украинской железной дороги.
- В юридической фирме "Астерс" вы консультировали известные мировые бренды, такие как Google и Motorola Mobility. Почему вы решили остаться работать в Украине, еще и в государственной компании?
- Работа с мировыми ведущими компаниями — это бесценный опыт. Конечно, были выгодные предложения за границей, но я свое будущее связываю с Украиной. В последнее время молодежь массово едет жить и работать за границу, потому что там предлагают лучшие условия. Но я убежден, что мы в состоянии не только экспортировать украинские мозги за границу.
Надо перенимать положительный зарубежный опыт и использовать его для повышения уровня жизни в Украине. За счет этих знаний улучшить работу украинских, в частности государственных предприятий, создать условия, для того чтобы у молодых, талантливых украинцев был стимул работать здесь, у себя дома.
Ведь сейчас, к сожалению, ситуация такова, что многие крупные государственные предприятия работают по накатанной еще со времен СССР, и, по сути, в их системе управления мало что поменялось. Я же считаю, что госпредприятия нужно реформировать по европейскому типу. И речь идет не о каких-то абстрактных вещах, а о менеджменте.
Ну а если говорить об "Укрзализныце", то в первую очередь необходимо бороться с коррупцией. Только это позволит нам улучшить сервис для наших клиентов, пассажиров и грузоотправителей, поднять социальные стандарты для работников, платить конкурентную зарплату.
В "Укрзализныце", к сожалению, всегда были жалобы на качество обслуживания и перманентные коррупционные скандалы. Хочу подчеркнуть: то, что годами было в запущенном состоянии, за месяц или даже полгода изменить не получится. Тот, кто обещает быстрые и безболезненные результаты, – либо дилетант, либо аферист. Я же убежден, что работа предстоит очень тяжелая, но подъемная.
- Поделитесь своими впечатлениями от организации труда в госкомпании после работы в частных структурах? Работа в УЗ вам нравится больше, чем в Министерстве? И какие главные отличия наиболее вас мотивируют?
- В бизнесе самое главное – это прибыль. В государственной компании зачастую сотрудники от высшего ранга до низшего не заинтересованы в улучшении качества своей работы. У них попросту отсутствует мотивация.
Если в бизнесе ты должен улучшаться, ведь иначе твоя компания не выживет – и ты лишишься работы, то с госструктурами все несколько иначе: как я уже говорил, советская система движет процессом по инерции.
Мы в компании, привлекая высококлассных специалистов, разработали план преобразования бизнес-процессов в УЗ по европейскому образцу. Наша задача – сделать государственную компанию клиентоориентированной.
Что касается Министерства, там больше стратегической работы, больше планирования и разработки концепций. В "Укрзализныце" же более напряженный график: список проблем, которые необходимо решать, никогда не кончается. Большинство из них хронические, но многие годы пытались бороться не с ними, а с симптомами.
Я четко вижу потенциал развития компании, вижу, как можно сделать УЗ успешным предприятием. Есть множество положительных примеров, когда государственная железная дорога – это успешный проект. Взять, например, Deutsche Bahn – основной железнодорожный оператор Германии, акционерное общество со стопроцентным государственным участием. Качество работы, сервис – на высшем уровне, невзирая на то, что фактически это компания – монополист по предоставлению услуг инфраструктуры.
- Как вы прокомментируете то, что в СМИ ваше назначение связывают с покровительством то премьер-министра Владимира Гройсмана, то экс-главы АПУ Бориса Ложкина.
- У нас в стране люди привыкли: если кого-то назначили руководителем, то он обязательно чей-то кум или сват. Могу вам честно сказать: родственных связей с крупными чиновниками или политиками у меня нет. Вообще, как по мне, это все больше теряет значение в последнее время. Тенденция в мире совсем другая. Надо показывать результат. Если даже ты чей-то ставленник, но нет результата – ты долго не протянешь.
Я не появился из неоткуда, за плечами – несколько лет работы в госкомпании, я успел изучить многие управленческие процессы. Учитывая общественное внимание к таким предприятиям, как УЗ, могу сказать, что результат нужно показывать, по-другому никак. Единственное, как я уже говорил, это не произойдет за один день. Но обязательно произойдет.
- За короткое время вы прошли путь от советника гендиректора, начальника департамента, директора по реформированию до исполняющего обязанности руководителя "Укрзализныци". Что в первую очередь вы хотите изменить в работе госкомпании?
- Для меня есть несколько приоритетов. Первый – закончить корпоративную реформу. Сюда же я отношу и создание наблюдательного совета с независимыми членами. Это позволит построить четкую вертикаль и в разы увеличить эффективность управления компанией.
Второй – привлечение талантливой украинской молодежи, которая очень нужна компании. Как и во многих других крупных компаниях в Украине, у нас сложилась тревожная ситуация кадрового голода, в особенности по основным рабочим специальностям. Сейчас нами разработан план дифференцированного поднятия заработной платы и социальных стандартов для наших сотрудников.
Третий – развитие IT-сервиса в УЗ: это и пилотная компьютерная система автоматического распределения вагонов, и инновации в сервисе онлайн-оплаты железнодорожных билетов.
Четвертый – изменение системы закупок и тарифообразования. Это только первоочередные задачи. И, конечно же, есть видение первоочередных шагов оперативной деятельности. Это, прежде всего поднятие нашего парка локомотивов и вагонов, как пассажирских, так и грузовых, а также ряд действий, направленных на увеличение безопасности движения и повышение эффективности перевозочного процесса.
- Одним из приоритетов своей деятельности вы определили пассажирские перевозки. Расскажите, какие ближайшие планы и удастся ли в короткий промежуток времени сделать качественный скачок в подходах к пассажирскому сервису?
- Вы правильно сформулировали вопрос: удастся ли сделать качественный скачок в подходах к пассажирскому сервису. В этом вся суть того, чего я хочу добиться. Украинцы привыкли, что железная дорога - это организация, работающая по принципам 80-х годов. Но это не так. Скоростные поезда уже показали пример, как должна функционировать железная дорога. Это хороший уровень перевозок, бесплатный интернет, возможность перекусить, выпить кофе. Это те стандарты, к которым постепенно переходит УЗ.
Если брать конкретные шаги, то они прописаны в программе деятельности до конца года. Например, по пассажирским перевозкам. Только в октябре мы планируем закупить 18 новых, провести капитальный ремонт 26 старых вагонов, приобрести 110 тысяч комплектов постельного белья. Мы прикладываем большие усилия, чтобы результаты нашей работы почувствовали люди.
- Какие ваши остальные приоритетные направления работы? Какие первоочередные шаги для повышения эффективности вы определили для себя?
- Давайте я перечислю самые актуальные. Первое направление – это улучшение качества услуг. Здесь наиболее важным аспектом является стандартизация уровня качества, чтобы пассажир, если он едет в купе, скажем, ночного экспресса, получал тот же самый сервис вне зависимости от номера поезда и направления.
Второе – не повышать до конца года тарифов на пассажирские перевозки по всем направлениям. Мы четко видим, что необходим дифференцированный подход. Есть очень популярные направления, где пассажир готов платить больше. В то же время есть направления, где возможно снижение цены для привлечения дополнительного пассажиропотока. Например, наши последние действия по международному сообщению.
Третье – в следующем году перейти на прозрачную систему образования тарифов по грузовым перевозкам, привязав ее к промышленным ценам и инфляции.
Четвертое – развивать европейское направление и сообщение Восток-Запад.
Пятое – совершенствовать IТ-технологии, то есть сервис продажи электронных билетов, и в общем повышать, так сказать, цифровизацию компании.
- Вы также известны как человек, который приложил значительные усилия для начала корпоратизации УЗ? На каком этапе находится процесс? Какое ваше видение следующих шагов и их тайминга?
- Да, я активный сторонник завершения этого процесса. Напомню, что корпоратизация началась еще в 2015 году, но по разным причинам до сих пор не завершена. Считаю, что корпоратизация позволит выстроить четкую и понятную вертикаль управления компанией, что даст возможность максимально эффективно и быстро провести реформирование УЗ. И, самое важное, даст четкий сигнал инвесторам, в том числе международным, что компания является довольно привлекательным объектом для вложения средств.
На самом деле мы не придумываем ничего нового. Мы следуем путем, по которому шли другие страны на пути реформирования железной дороги. Уверен, что в ближайшее время мы сможем завершить корпоратизацию УЗ. Тем более что 7 сентября произошло ключевое событие в этом процессе.
Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку Украины приняла решение о регистрации выпуска акций ПАО "Укрзализныця". Это историческое событие для нашей компании.
Во-вторых, это разработка новой системы корпоративного управления с четким планом ее внедрения. В ближайшее время при Кабинете министров Украины планируется создание специальной комиссии и рабочей группы, которая в очень сжатые сроки должна будет это разработать.
- Поговорим о материально-технической базе УЗ. В СМИ часто появляются цифры о критическом состоянии путей и поездов. Насколько все плохо?
- Естественно, если раньше не было программы реформирования компании, то и средства в обновление материально-технической базы почти не вкладывались. На самом деле эти цифры не секрет. Я вам их назову: на 27% магистральных путей просрочен срок капитального ремонта, изношенность парка магистральных электропоездов – 84%, тепловозов – 99%, грузовых вагонов – 90%, пассажирских – 87%. Менеджмент компании этой статистики не скрывает.
Мы понимаем, что без системных изменений, реформирования УЗ долго не протянет. И здесь в первую очередь важно понимание источников, откуда будут браться средства на обновление. Именно поэтому мы говорим о системе автоматической индексации тарифов на грузовые перевозки с учетом инвестиционной составляющей.
- Есть ли опасность для пассажиров ввиду приведенных вами цифр?
- Вопрос безопасности перевозок для нас первостепенный. Заверяю, что вагон, который не прошел технического осмотра, на рейс не выйдет. Это наша принципиальная позиция.
Если уж я привел неутешительную статистику касательно состояния подвижного состава, то давайте назову и другие цифры, свидетельствующие о потенциале развития предприятия. УЗ обеспечивает 3% ВВП экономики страны. Компания - один из крупнейших налогоплательщиков страны: 15 миллиардов гривен мы перечислили государству только за прошлый год. 58% грузооборота в стране обеспечивается железнодорожным транспортом. 4 из 10 международных транспортных коридоров проходят через Украину. УЗ - самый большой работодатель в стране: у нас работают более 270 тысяч человек. Как видите, нам есть чем гордиться.
- Что за два года сделано для борьбы с коррупцией на железной дороге?
- Начнем с того, что эта проблема тянется с давних времен. Коррупционные схемы вырабатывались десятилетиями. И бороться с ними должны в первую очередь уполномоченные компетентные структуры. Мы же, со своей стороны, будем внедрять мировой опыт предупреждения коррупционных проявлений.
Например, я пригласил всемирно известную компанию Ernst&Young для проведения аудита, оценки промежуточной отчетности УЗ за первое полугодие 2017 года. Во-вторых, мы объявили набор молодых талантливых кадров, которые готовы и способны развивать УЗ. Верю, что новое поколение украинцев заинтересовано в том, чтобы изменить систему.
В ближайшее время я намерен сформировать полноценный compliance office – систему предупреждения коррупционных рисков. Ее цель – не просто выявить злоупотребления на железной дороге, а полное исключение коррупционных проявлений за счет правильного построения функций и процедур компаний, в том числе благодаря прозрачным процедурам закупок.
- Вы один из разработчиков устава акционерного общества "Укрзализныця", также участвовали в разработке редакции закона "О железнодорожном транспорте". Что эти документы дают госкомпании?
- Без принятия подобных системообразующих документов невозможно реформирование отрасли. Эти документы устанавливают новые правила на рынке грузоперевозок для операторов, потенциальных инвесторов. Сегодня по железной дороге перевозится более 80% грузов. Поэтому речь идет о конкуренции в ключевых экспортных отраслях. Также важно, что в разработке редакции закона принимали участие литовские и испанские эксперты в рамках проекта Евросоюза.
- Вы уже упоминали необходимость индексации тарифов на перевозки. Какая ваша позиция в этом вопросе?
- Повышение тарифов на грузовые перевозки заложено в проект финансового плана компании. Но моя позиция такова: нам необходимо это повышение тарифов для выполнения инвестиционной программы предприятия. Уже в 2018 году УЗ должна перейти на прозрачную систему образования тарифов и привязать ее к индексу цен промышленных производителей. Позже планируется создание специального независимого органа, который будет регулировать тарифы на перевозку.
- Как вы относитесь к перспективам развития международных перевозок? Какие планы УЗ в этом направлении?
- Железной дороге, безусловно, нужно развивать международное направление. Компания нацелена на прямой выход на рынок транспортных услуг Европейского союза, на развитие международных коридоров. До конца этого года мы планируем запустить маршрут в Вену, к середине 2018 года – поезд Одесса-Перемышль.
Международный рынок диктует свои правила и стандарты. Поэтому я считаю, что это хорошо не только с точки зрения расширения транспортных сообщений, но и станет дополнительным стимулом улучшения качества предоставляемых "Укрзализныцей" услуг.
- Через три месяца пройдет конкурс на должность главы УЗ. Вы будете в нем участвовать?
- Такая возможность есть. Как и у любого человека, у меня есть цели, и я много работаю для их достижения. Как вы понимаете, за три месяца сложно провести системные преобразования в такой крупной компании, как "Укрзализныця". Но я уже разработал программу и календарный план, где по пунктам расписано, что и когда будет сделано. Уверен, что у меня будет больше времени для реформирования компании. Поэтому ставлю перед собой сложную, но выполнимую долгосрочную цель – реформировать УЗ по европейскому образцу.
- У предыдущего руководителя компании Войцеха Балчуна были конфликты с министром инфраструктуры Владимиром Омеляном. Есть ли вероятность продолжения конфликта по линии министерство – "Укрзализныця"?
- С министром Омеляном я работал в качестве его первого заместителя. У нас здравые профессиональные отношения двух чиновников, отвечающих за развитие своих сфер. Когда возникают спорные вопросы, мы в состоянии решать их путем цивилизованного диалога. Я не настроен конфликтовать.
- Удастся ли вам быстро собрать команду, нацеленную на результат, в случае, если вы будете продолжать работу в УЗ? Какие основные риски вы здесь видите?
- Еще в бизнесе я понял, как важно собрать людей, которые мыслят одними категориями, объединены одной целью. Процесс формирования команды управленцев компании почти завершен. То, в чем я уверен: мы должны показать первый ощутимый результат в течение нескольких ближайших месяцев.