Новые правила рынка газа: за и против
Украинскую газовую отрасль ожидает существенный передел. Нормы нового закона о рынке газа сулят формирование газового рынка на основании европейских принципов: реализация положений Третьего энергопакета должна положить конец монополии "Нафтогаза", четко разграничить функции всех участников отрасли, создать конкуренцию и условия для притока частных инвестиций. Но хорошо прописанные положения в законодательстве еще не означают их успешную имплементацию. Процесс реформирования затянется на годы, он может сопровождаться бойкотом со стороны участников отрасли. А бытовым потребителям, не полагаясь на защиту их прав, стоит готовиться к новому подорожанию.
Учет и контроль - по-европейски
С 1 октября должны вступить в силу ключевые положения правительственного законопроекта №2250 "О рынке природного газа", принятого депутатами во втором чтении и в целом. Документ является логическим продолжением реализации норм действующего до сих пор закона "О функционировании рынка природного газа", в котором прописаны основные механизмы либерализации газового сектора.
Основой нового законопроекта стали регламенты и директивы европейского Третьего энергопакета, предусматривающие демонополизацию работы газовой отрасли, создание конкуренции среди компаний-поставщиков природного газа, четкое разграничение функций производства, транспортировки и поставки энергоносителя.
Все абоненты получат право выбирать поставщика природного газа, обеспечение защиты потребительских прав на основании соблюдения минимальных стандартов качества газоснабжения
Компаниям, работающим на рынке, гарантируется равный недискриминационный доступ к объектам газовой инфраструктуры. Предполагается переход к модели стимулирующего регулирования, вводится повсеместный учет объемов потребления и сетевых трат.
Особое внимание в документе уделяется вопросам энергетической безопасности. До 1 сентября Министерство энергетики и угольной промышленности должно разработать и обнародовать Национальный план действий - определенный пакет необходимых мер, реализуемый в случае кризисной ситуации, а также предпринять шаги по предупреждению и предотвращению возможного энергетического кризиса. Выполнение положений такого плана будет обязательным для всех игроков газовой отрасли.
Саму же отрасль ждет переход к сложной и многоуровневой модели регулирования. Так, участники рынка будут получать лицензии и сертификаты на реализацию конкретных видов деятельности. Тем самым государство намерено четко разграничить сферы транспортировки и поставки энергоресурса.
В частности, на рынке появятся компании - операторы газотранспортной, газораспределительной систем, операторы системы газовых хранилищ. Выдавать им лицензии по-прежнему будет отраслевой регулятор - Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Для этого операторам необходимо будет соответствовать нормам сертификации, которые также будет устанавливать Комиссия.
В законе не прописано четко, о каких нормах идет речь. Но указано, что операторами ГТС, которая не подлежит приватизации, могут быть исключительно компании, "собственником корпоративных прав которых является государство или субъекты хозяйствования, 100% корпоративных прав которых принадлежат государству, владеющему 51% корпоративных прав такого оператора".
Нельзя будет передавать газотранспортные и газораспределительные сети предприятиям и компаниям в управление или на основании договоров совместного хозяйствования. Газораспределительные компании (облгазы) обяжут взять эти объекты в концессию и/или аренду. Это предполагает ежемесячную уплату ими концессионных или арендных платежей в бюджет и выполнение четких обязательств по реконструкции и развитию переданных им энергообъектов.
Операторов обяжут обеспечить доступ к газотранспортной и газораспределительной инфраструктуре всем игрокам рынка. При этом, такие компании получат широкий спектр прав - доступ к информации субъектов газовой отрасли, беспрепятственных доступ к их энергообъектам.
Документом также вводится ряд новых органов регулирования. Например, кроме регулятора, осуществлять надзор над деятельностью операторов и других игроков будет контролер, основная функция которого - надзор за выполнением игроками рынка норм Третьего энергопакета (в вопросах безопасности, недискриминационного доступа, разграничении функций игроков рынка).
Право выбора и тарифный рост
Существенно изменится система взаимоотношений потребителей с поставщиками.
Все без исключения потребители будут сами выбирать поставщика природного газа, заключать с ним прямые договора, в которых будет закреплены нормы газоснабжения, права и обязательства сторон. Объемы поставок и потребления будут фиксироваться приборами учета, которые необходимо будет установить до 1 января 2017 года.
Потребитель может в любой момент поменять компанию-поставщика - для этого достаточно будет письменного уведомления со стороны потребителя, и переподключение должно быть произведено в течение 60 календарных дней. Если сменить поставщика не удастся, обеспечить газоснабжение должен "поставщик последней надежды". Он будет определяться решением Кабмина, и не сможет отказать в заключении договора о поставках газа на определенный срок.
Напомним, главной целью Третьего энергопакета, состоящего из двух директив и трех регламентов, является фактический мораторий компаниям одновременно транспортировать и продавать потребителю газ и электроэнергию. Конечной целью его имплементации является выход на рынок новых игроков и максимальное привлечение инвестиций в отрасль.
Формально правила регулирования Третьего энергопакета начали действовать с 3 марта 2011 года. Но, с учетом того, что все члены ЕС должны внести поправки в свое внутреннее законодательство, данный документ вступил в силу в 2014 году.
Пережив достаточно болезненный процесс перехода, сейчас, как минимум, 15 энергокомпаний осуществляют деятельность более, чем в одной стране ЕС. И около 12 стран имеют более, чем трех поставщиков энергоресурсов.
За последний год более 10% потребителей в странах Западной Европы сменили поставщиков. В 2000-2010 годах количество стран-экспортеров энергоресурсов в Европу выросло с 14 до 23.
Недовольные и надеющиеся
Впрочем, Украине надеяться на быстрый переход к европейской модели не приходится. Прежде всего, участники газовой отрасли не восприняли позитивно новые правила игры.
Например, облгазы (70% которых находятся в частной собственности) недовольны требованиями разрывать договора управления и заключать новые договора аренды. Отказываясь от официальных комментариев, в личных беседах представители этих компании пообещали корреспонденту РБК-Украина заложить арендные платежи в тариф.
"Государство прикрывается европейскими нормами, но на деле мы вынуждены будем заложить плату за пользование сетями в тариф для всех категорий потребителей. И регулятор вынужден будет его утвердить. У нас ведь, кроме предоставления этих услуг, других источников дохода нет. Поэтому население, скорее всего, ожидает рост стоимости газа", - подчеркнул директор одного из крупных облгазов в западном регионе.
Собеседник РБК-Украина отметил, что процесс разрыва и переоформления договоров с транспортирующими и газораспределительными компаниями будет долгим: "Невозможно перезаключить все договора до октября. Прежде всего, потому что, например, договора концессии предполагают четкий план инвестирования в объекты, не меньшие обязательства есть и по аренде. Вслепую никто не будет брать обязательства вкладывать колоссальные средства в сети".
При этом, частные игроки отрасли положительно оценивают грядущую реформу отрасли. "Мы всецело поддерживаем скорейшую либерализацию рынка природного газа Украины, - сказал директор компании "Энергетические ресурсы Украины" Андрей Фаворов. - Законопроект предусматривает баланс между принципом свободной конкуренции и соблюдением безопасности и надежности поставок газа всем потребителям".
Но все будет зависеть от нормативно-правовой базы, необходимой для имплементации принятого законопроекта. "Должна быть создана конкуренция - за потребителя. А это значит, что для того чтобы заполучить потребителя, твоя продукция должна выполнять свои функции лучше, чем аналогичная, обладать большей надежностью или иметь другие свойства, чем та, что предлагается другими поставщиками", - отметил Фаворов.
Революция отменяется
Для бытового потребителя нововведения могут обернуться удорожанием стоимости природного газа. "Документ отменяет понятие услуги, а природный газ станет товаром, на который будет устанавливаться цена, регулируемая рынком. Безусловно, тарифный регулятор и контролер должны следить за тем, чтобы на рынке не было злоупотреблений. Реализация такого документа предполагает переход от затратного метода тарифообразования к стимулирующему", - пояснил замдиректора Научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев, участвовавший в разработке нового законопроекта.
По его словам, реализация документа должна "положить конец произволу облгазов", демонополизировать отрасль, что должно повлечь за собой реформирование сектора теплоэнергетики.
"Предполагаю, что облгазы будут бойкотировать имплементацию норм закона, но нам предстоит пройти этот сложный путь. Кормить никто никого не обещал, поэтому всем нам стоит готовиться к преобразованиям", - сказал эксперт.
Юристы согласны, что в новом законе заложены серьезные правовые основания для развития рынка и привлечения инвестиций. "Закон направлен, прежде всего, не на гарантирование прав конечного потребителя-домохозяйства, а на промышленных потребителей и поставщиков, где есть и объемы закупки и бюджеты их оплаты, и возможность отключить от сети в случае просрочки", - считает юрист ЮК "Ильяшев и партнеры" Дмитрий Шемелин.
Он уточнил, что документ содержит множество правовых концепций, которые до сих пор формально существовали в украинском праве - вроде пропорциональности или недискриминации. "Сама по себе интересна возможность ссылаться в украинском суде на решения Суда ЕС, практику Еврокомиссии и Секретариата Энергетической Хартии в Брюсселе. Все это - явная попытка пересадить в украинскую правовую систему более комфортные для иностранных инвесторов нормы европейского энергетического права", - сказалШемелин.
Он также добавил, что все будет зависеть от практики применения закона, прежде всего - отечественными судами. "Нетрудно вспомнить предыдущую попытку пересадить в украинскую правовую систему "продвинутые" зарубежные нормы. Те же самые концепции пропорциональности или недискриминации, которые вводятся новым законом, уже отлично проработаны в практике Евросуда, но в украинском праве они не очень хорошо прижились", - отметил юрист.
Эксперты же, в целом, скептически оценивают реализацию норм нового закона. " И этот закон, и действующий пока закон "О функционировании рынка природного газа", регламентирующий внедрение Второго энергопакета, и все предыдущие законы были не менее хороши и профессионально составлены. Их реализация на практике сильно хромает. До сих пор не демонополизирован "Нафтогаз", не налажена прозрачная схема работы рынка", - пояснил Геннадий Рябцев.
"Сложно представить, что уже завтра бытовой потребитель сможет выбирать поставщика, ведь все абонентские базы находятся у обл- и горгазов. При этом, у нас фактически не налажена система учета и потребления. Не стоит ожидать революции в газовой сфере и быстрых преобразований", - считает директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАНУ Валентин Землянский.
А участник рынка на условиях анонимности пояснил РБК-Украина, что никто не собирается демонополизорвать НАК "Нафтогаз Украины". "По моим данным, никто не собирается демонополизировать НАК и разделять сферы реализации и транспортировки газа до конца этого года. Кроме того, приток частных инвестиций и переход работы отрасли на европейские рельсы может существенно осложниться недавними заявлениями российского "Газпрома" о намерениях отказаться от использования украинской ГТС в 2019 году", - сказал участник рынка.