14 мая 2015 года Кабмин в рамках устанавливания правил трансфертного ценообразования (ТЦО) издал распоряжение "Об утверждении перечня государств (территорий), которые отвечают критериям, установленным подпунктом 39.2.1.2 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 ст. 39 Налогового кодекса Украины" №449-р.
14 мая 2015 года Кабмин в рамках устанавливания правил трансфертного ценообразования (ТЦО) издал распоряжение "Об утверждении перечня государств (территорий), которые отвечают критериям, установленным подпунктом 39.2.1.2 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 ст. 39 Налогового кодекса Украины" №449-р.
В данном распоряжении приведен список юрисдикций (государств и территорий), операции, с резидентами которых подлежат обязательному контролю над ТЦО ("Черный список"). Публикация "Черного списка" стала важным этапом развития налоговой реформы, начатой в 2014 году, поскольку, по сути новый черный список функционально заменил два ранее существовавших списка: перечень офшорных зон Кабмина и перечень государств (территорий), в которых ставки налога на прибыль (корпоративный налог) на 5 и больше процентных пунктов ниже, чем в Украине.
При формировании списка, критериями для определения государств, входящих в перечень, согласно пп. 39.2.1.2 п. 39.2 ст. 39 Налогового кодекса, Кабмин руководствовался тремя критериями:
Всего в новый список вошли 76 государств, к операциям с налоговыми резидентами которых будут применяться специальные правила ТЦО о контролируемых операциях. Для сравнения, Украина всего заключила 75 соглашений об избежании двойного налогообложения. Соответственно, напрашивается вывод, что государству гораздо привычнее действовать методами ужесточения условий, нежели методами экономической стимуляции.
Среди государств, попавших в список, можно выделить три группы:
1. Классические офшорные юрисдикции (включая Панаму).
2. Низконалоговые юрисдикции (включая Гонконг).
3. Престижные европейские государства.
К операциям, с резидентами государств, внесенных в список Кабмина, также применяется особое правило, предусмотренное ст. 140 Налогового кодекса. Согласно пп. 140.5.4 п. 140.5 ст. 140 Налогового кодекса, финрезультат налогового (отчетного) периода увеличивается на сумму, равную 30% стоимости товара, в том числе, необоротных активов, работ, услуг, приобретенных у нерезидентов, которые зарегистрированы в государствах (на территориях), указанных в перечне Кабмина.
Избежать увеличения финансового результата на 30% стоимости товара возможно, если обосновать, что цена обычная, при помощи методов трансфертного ценообразования, предусмотренных в ст. 39 Налогового кодекса. Безусловно, расширение списка может создать некоторым бизнесменам необходимость реструктурировать их бизнес.
Другими словами, если резидент Украины осуществляет хозяйственную операцию с компанией-резидентом государства (территории) из "черного списка", и не включает данную операцию в отчет о контролируемых операциях или включает ее в данный отчет, но не подтверждает соответствие цены в данной операции рыночному уровню цен, то включение в состав расходов допускается только 70% понесенных расходов.
Ранее в состав расходов допускалось включение 85% фактических расходов - в случае осуществления операции с компанией, созданной в юрисдикции (государстве, территории), включенной в перечень оффшорных зон Кабмина.
Наибольшее изменение в законодательстве для специалистов в сфере налогового планирования составило распространение описанного выше "анти-оффшорного" режима на Австрию, и Швейцарию, которые не удовлетворяют критерии, установленные ст. 39 Налогового кодекса.
Ставка налогообложения налогом на прибыль в Австрии на порядок выше, чем в Украине (25%). Какие бы ни были причины внесения Австрии и Швейцарии в список Кабмина, юридические основания для таких действий достаточно сомнительны.
Включение в список Гонконга не стало неожиданностью. Юристы ожидали включения Гонконга, который является удобной налоговой гаванью и широко используется в налоговом планировании при торговле, в том числе, с Китаем.
Распоряжение Кабмина вступило в силу в момент его утверждения - 14 мая этого года. Таким образом, данный перечень государств должен распространяться на операции налогоплательщика, проведенные уже с 14 мая 2015 года.