НДС-счета: спешка при ловле налоговых "блох"

Глава ГФС Игорь Билоус в погоне за фирмами-однодневками рискует навредить бизнесу 31 июля Верховная Рада без обсуждения в профильных комитетах приняла за основу и в целом закон №1621-VII, вводящий в Украине систему НДС-счетов. Заключение комитета по вопросам налоговой и таможенной политики на сайте ВР отсутствует. Какого-либо публичного обсуждение финальной редакции закона не проводилось.
Глава ГФС Игорь Билоус в погоне за фирмами-однодневками рискует навредить бизнесу


Ольга Соловьева,
управляющий партнер адвокатского объединения "СК ГРУП",
для РБК-Украина

31 июля Верховная Рада без обсуждения в профильных комитетах приняла за основу и в целом закон №1621-VII, вводящий в Украине систему НДС-счетов. Заключение комитета по вопросам налоговой и таможенной политики на сайте ВР отсутствует. Какого-либо публичного обсуждение финальной редакции закона не проводилось.

Закон несовершенен тем, что создает достаточно рисков для налогоплательщиков. Главная, на наш взгляд, проблема в том, что данный закон предусматривает уплату НДС путем предоплаты. Теперь нужно будет сначала оплатить НДС, то есть, выписывать налоговые накладные можно только тогда, когда они обеспечены уплатой на отдельный счет.

Если входных накладных недостаточно, на счет придется забрасывать живые деньги. В то же время, средства, поступающие на НДС-счета, назад уже не вернутся никогда, такой механизм просто не предусмотрен. Процедура возвращения средств с НДС-счетов устанавливается отдельным постановлением Кабмина.

Таким образом, основной проблемой новой системы является частичное замораживание оборотных средств на спецсчетах.

Такой НДС-счет открывается в Госказначействе. Налоговый орган получает право самостоятельно списывать денежные средства с НДС-счета налогоплательщика и рассчитывать сумму, на которую налогоплательщик может зарегистрировать налоговые накладные. Также законом вводится норма, что, например, в случае аннулирования свидетельства плательщика налогов, средства с НДС-счета зачисляются в госбюджет.

На наш взгляд, закон имеет достаточно много недостатков, которые позже могут не одну ситуацию в бизнесе завести в тупик.

Например, в случае, если контрагент не зарегистрировал налоговую накладную, налогоплательщик будет вынужден уплатить НДС за него, т.к. не сможет сформировать налоговой кредит, даже при условии перечисления поставщику денежных средств с НДС.

Законом не предусмотрен учет накопленных отрицательных значений НДС в системе, в ГФС предусматривают частичный учет, а полный - только после прохождения проверки.

Также Госказначейство не будет платить проценты по остаткам средств на НДС-счетах. Таким образом, это будут просто замороженные деньги, которыми будет пользоваться наше государство - бесплатно.

Кроме того, реализация норм закона может привести к вымыванию оборотных средств в результате авансирования выплаты налоговых обязательств по НДС в бюджет.

Еще одна, не менее очевидная проблема, - налоговый орган получает возможность в одностороннем порядке списывать с НДС-счета больше нужной суммы, поскольку расчет подлежащей списанию суммы и ее снятие с НДС-счета производится налоговым органом.

Законом предусмотрено, что в случае любого нарушения налоговые органы могут самостоятельно, не дожидаясь результатов проверки, определить сумму уплаты и взыскать ее с предприятия.

Следующая проблема - в случае отсутствия свободных средств на едином казначейском счету, возврат переплаченных на НДС-счет сумм и предоставление налоговых льгот по НДС аграриям окажется замороженным.

Также закон предусматривает аннулирование свидетельства плательщика НДС. Вернуть средства со спецсчета не получится - и произойдет автоматическое безвозвратное списание средств в бюджет, независимо от наличия задолженности перед бюджетом, что является нарушением ст. 41 Конституции.

Проблемы с финансированием и рост административных затрат связанных с регистрацией всех налоговых накладных неизбежны.

Данный закон затронет и банковский сектор. Например, банки лишаются значительных средств на корсчетах, что обострит проблему нехватки ликвидности. Из-за этого банки будут вынуждены обращаться в НБУ за получением потерянной ими ликвидности в виде кредитов, что еще больше увеличит стоимость кредитования.

Заложенных в законе негативных моментов для налогоплательщиков более, чем достаточно. Государство в погоне за денежными средствами и борьбой с фирмами-однодневками, как всегда, спешит, что повлечет негативные последствия для бизнеса. При этом, не исключено: финансовый эффект этого документа для бюджета будет настолько низок, что он не будет компенсировать созданные проблемы.

Из положительных моментов пока видим, что все налоговые накладные будут выписываться в электронном виде, следовательно, ошибка в бумажке больше не сможет стать препятствием к признанию права на налоговый кредит. Автоматизированная система не ошибается.

В конце концов, для регистрации неплательщиком НДС предусмотрен порог на уровне 20 млн грн. Если оборот меньше, вы можете не быть плательщиком НДС. Это тоже нужно учитывать. Как говорят многие эксперты, не так уж он и нужен, этот НДС.

Но реально оценить соотношение плюсов и минусов данного закона можно будет только тогда, когда его нормы начнут реализовываться на практике.

Напоминаем, не забудьте выбрать свой способ читать новости.
On Top