Н.Пашкевич: “Через полгода будет разработана дорожная карта по внедрению в нашу энергосистему альтернативных источников энергии”
РБК-Украина: Как выполнялась в прошлом году программа энергоэффективности, рассчитанная на 2010-2015 гг.?
Николай Пашкевич: В прошлом году на реализацию программы были выделены бюджетные средства в размере 500 млн грн. Но нужно понимать, что госбюджет не рассчитан на то, чтобы выполнить эту программу. Она настолько емка, глубока и широка, что бюджетные средства являются только индикатором целей и задач программы.
Основная роль в ее выполнении уделяется притоку инвестиций и развитию бизнеса. Задача бюджета - показать именно те векторы и направления, куда необходимо вкладывать средства. Такое софинансирование гарантирует бизнесу, что его участие будет эффективным и взаимовыгодным как для него, так и для государства.
РБК-Украина: То есть, сейчас основная функция агентства - это координация с государственной стороны тех проектов, которые инвесторы хотят реализовывать в Украине?
Н.П.: Не проектов, а векторов. Если мы говорим о векторе снижения расхода природного газа при выработке тепла, то это касается всех объектов. Мы можем софинансировать и отдельные проекты, которые имеют наибольшее значение и эффект, показывая этим, что направление самое эффективное, и оно преобразовывает инвестиции в реальные доходы бизнеса.
Мы только даем сигнал. Перестроить всю инфраструктуру по производству тепла с использованием газа мы не можем, бюджетных средств на это при всем нашем желании не хватит, но показать, что есть эта отрасль и она требует инвестиций - вот для этого и работает программа и выделяются бюджетные средства.
РБК-Украина: Можете привести пример, когда сотрудничество с местными органами власти или частным капиталом имело позитивный результат?
Н.П.: Те проекты, которые мы софинансировали, стартовали только в прошлом году. Они еще до конечной стадии, то есть пуска в эксплуатацию, не доведены. Их реализация будет завершена, бюджетом на 2011 г. это предусмотрено. Готовые проекты мы сможем показать в этом году, но я могу сказать, что таких проектов десятки. Это и перевод на теплоэлектроаккумуляционный обогрев в коммунальном хозяйстве, утепление госучреждений и так далее.
РБК-Украина: Ставка делается на проекты, разрабатываемые госорганами или инвесторами?
Н.П.: На авторов проектов при отборе и финансировании не смотрим. Учитываем возможности софинансирования, чтобы одновременно с бюджетными средствами привлекались инвестиции. Кроме того, правительство совершенствует законодательную базу, чтобы инвестиции окупались. В июле прошлого года принят закон об изменении подходов в тарифообразовании на услуги ЖКХ, они приводятся к уровню их затрат, ведь инвестиции не пойдут туда, где убыточное производство. Нужно двигаться постепенно, чтобы затраты совпадали с тарифами, а тарифы с возможностями населения платить.
РБК-Украина: По данным Минрегионстроя и ЖКХ, существующие тарифы покрывают 65-70% от себестоимости. Я так понимаю, что одна из функций агенства - уменьшение затрат, чтобы коммунальные тарифы особо не повышались, но, в то же время, покрывали себестоимость.
Н.П.: Приведение тарифов для населения в соответствие с себестоимостью, в первую очередь, это не повышение стоимости, а приведение себестоимости к такой планке, которую население сможет платить. То есть, нужно менять технологии, технические решения. Нельзя взять и подвести население к такому уровню, который хотят установить монополисты.
РБК-Украина: По Вашему мнению, монополисты сейчас готовы сотрудничать с государством, чтобы снизить затраты или их устраивают, например, потери воды в трубах в некоторых городах более 50%?
Н.П.: Они обязаны сотрудничать, потому что система тарифообразования обязывает их учитывать технологические требования. И если им дают инвестсоставляющую в тарифе, то лишь для того, чтобы усовершенствовать систему и снизить потери. В случае невыполнения инвестпрограмм применяются санкции, например, путем снижения тарифов.
РБК-Украина: Какие законодательные инициативы разрабатываются вашим ведомством для того, чтобы стимулировать поставщиков внедрять энергосберегающие технологии?
Н.П.: В прошлом году мы подготовили новый вариант законопроекта об энергоэффективности. Например, в действующем законе нет понятия «возобновляемая энергетика». А новый вариант законопроекта включает в себя европейский опыт и адаптирован к европейскому законодательству. Он предусматривает отказ от фискальных функций государства в части повышения энергоэффективности и снижения энергозатратности, и повышает функции регулирования и заинтересованности.
РБК-Украина: Когда может быть принят законопроект?
Н.П.: Сейчас, в связи с административной реформой, мы обязаны законопроект пересогласовать. Его практически согласовали в ранее утвержденных органах власти, но сейчас отозвали и опять переутверждаем. Возможно, в марте он будет передан на рассмотрение Кабинета министров, а в апреле представлен парламенту. Я надеюсь, что до июля этот законопроект будет рассмотрен.
РБК-Украина: Как продвигается сотрудничество с международными финансовыми организациями, в частности со Всемирным банком (ВБ)?
Н.П.: По программе энергоэффективности работаем с ВБ уже третий год. Основным партнером с нашей стороны по привлечению кредитов мирового банка в сумме 200 млн долл. является «Укрэксимбанк». Он вместе с ВБ подготовил проект соглашения, который находится на рассмотрении ВБ.
Мы выступаем в роли оценщика бенефициаров, закладываем те элементы в договор, которые бы позволили отбирать проекты наиболее энергоэффективные, значимые и емкие для нашего народного хозяйства. В первую очередь, сотрудничество с ВБ должно способствовать структурной перестройке нашей промышленности.
В соответствии с проектом соглашения, «Укрэксимбанк» не только отбирает проекты, он еще и отбирает банки, которые будут сопровождать кредиты. Отбор проектов будет вести непосредственно «Укрэксимбанк» и привлеченные банки, а оценка проекта в части энергоэффективности будет проводится нашим агентством.
РБК-Украина: На какой период предусмотрено выделение Украине ВБ 200 млн долл.?
Н.П.: Временных рамок нет, договор носит долгосрочный характер. Средства, выделенные заемщику, будут возвращаться и опять пускаться в производство. То есть, это оборотный капитал, который сможет быть локомотивом наших процессов долгие годы. Срок действия этого соглашения пока не ограничен.
РБК-Украина: По Вашим прогнозам, когда ВБ может начать сотрудничество с Украиной по данной программе?
Н.П.: Мы отчитались перед ВБ по выполнению всех поставленных перед нами задач в октябре прошлого года. Этот материал обобщил Минфин и отправил руководству ВБ. Он был рассмотрен в конце октябре-ноябре, но окончательное решение еще не принято. Мы рассчитываем, что сейчас уже будет принято такое решение, и соглашение будет готово к подписанию в первом квартале текущего года.
ВБ имеет свою позицию. В деловых переговорах к нам замечаний нет, отдельные элементы звучат, но они выходят за рамки рабочей группы.
РБК-Украина: С какими еще международными финучреждениями ведутся переговоры по налаживанию сотрудничества?
Н.П.: Прежде всего, хочу сказать, что мы работаем с NEFCO. Это инвестиционное учреждение, созданное скандинавскими странами. В сентябре прошлого года парламент ратифицировал соглашение о сотрудничестве, и в этом году они уже работают над отбором проектов и над порядком их финансирования. Годовой портфель NEFCO в Украине будет составлять примерно 15 млн евро.
Также агенство сотрудничает с Европейским инвестиционным банком (ЕИБ), который будет в марте открывать в Украине представительство. У него портфель будет побольше - в районе 100-150 млн евро кредитных ресурсов, которые будут выделятся на проекты энергоэффективности в Украине.
ЕИБ уже кредитует проекты в транспортной сфере, а, открыв представительство, будет работать над более широким кругом проектом. То есть, если NEFCO будет кредитовать проекты малого и среднего бизнеса от 0,3 до 1,5 млн евро, то ЕИБ кредитует именно инфраструктурные проекты. Агенство будет помогать ЕИБ отбирать наиболее эффективные проекты, которые значимы для Украины, но решение остается за ними.
РБК-Украина: Какие Вы можете выделить самые перспективные инвестпроекты в Украине в альтернативной энергетике и энергосбережении, которые будут реализовываться в этом году?
Н.П.: Мы подразделяем проекты на несколько рангов. На первом месте проекты, которые влияют на структурные сдвиги в экономике. Это изменение электробаланса, то есть, снижение расходов минерального сырья для выработки электроэнергии. Если мы снижаем расход минерального сырья на выработку одного кВт.ч электроенергии, значит, мы снижаем показатель энергоемкости национального продукта. Это прямое воздействие на энергоэффективность страны.
Кроме того, на протяжении 15 лет (1996-2010 гг.) действовала национальная программа по развитию отечественной ветроэнергетики. Мы получили как положительный, так и отрицательный опыт. Намного эффективней было бы использовать эти средства для создания инвестиционного климата в стране. Украина могла бы получить на вложенные средства в 10 раз больше инвестиций, чем потратила. За время действия программы выделено 588,5 млн грн госсредств, за счет этих денег страна получила всего лишь 87 мВт установленной мощности ВЭС.
В этом году должны сдвинуться с места инвестпроекты по строительству возобновляемых источников энергии. В прошлом году первая ласточка в Крыму пущена, и я думаю, что в этом году будет логическое продолжение. Если в прошлом году запущена мощность примерно в 1,8 мВт, то в этом году по проектам инвесторов планируется к запуску около 60 мВт мощности фотовольтаики.
Надеемся, также, что начнут осуществляется крупные проекты в ветроэнергетике. Инвесторы готовы в этом году начать работать. Наша задача сделать так, чтобы инвесторы могли нормально работать. Если мы неправильно примем решение по адаптации новых установок в нашу объединенную энергосистему (ОЭС), мы оттолкнем инвестиции. Мы должны быть уверены, что система адаптирует новую энергию, будет иметь резерв мощности, так как это дискретная выработка. Эти проблемы есть во всех странах, и нужны соответствующие изменения, которые разрабатывает государство.
РБК-Украина: Что делается в плане адаптации отечественной энергосистемы для принятия энергии от возобновляемых источником энергии?
Н.П.: Сейчас мы разрабатываем совместно с профильными институтами Национальной академии наук и Институтом возобновляемой энергетики дорожную карту, которая позволит нам дать ответы на вопросы когда, где, и сколько возобновляемой энергии мы можем использовать. Отечественная энергосистема (ОтЭС) создана на базе единичных мощностей большой мощности и ее сетевые признаки таковы, что еще на этапе строительства она уже уничтожила альтернативную энергетику, ведь она не предполагала районирования и того ,что там где есть потребитель - может быть и производитель.
У нас до строительства большой ОтЭС, которая охватывала СССР и уходила в Европу, работали порядка 1200 малых ГЭС. Сегодня - меньше 100. То есть, остальные ГЭС просто оказались невостребованными энергосистемой. Наша задача эту востребованность восстановить. Для этого нужно пересмотреть функционирования системы и менять отдельные моменты.
РБК-Украина: Реконструкцию должно проводить государство?
Н.П.: Инвестор не может вмешаться в работу ОтЭС. При ее реконструкции нужно сохранить стабильную работу.
РБК-Украина: Сколько нужно времени, чтобы подготовить нашу ОЭС для приема электроэнергии от альтернативных и возобновляемых источников?
Н.П.: Сначала нужно иметь план. Мы сейчас его разрабатываем совместно с научными кругами и Минтопэнергоуглепромом. Мы рассматриваем возможности ОЭС на предмет восприятия ею нашего потенциала в возобновляемой энергетике.
То есть, мы должны наложить на ОЭС наш потенциал ветра, солнца, малых ГЭС. Потом этот потенциал наложить на карту заповедных зон, чтобы ничего не нарушить, потом наложить на карту биоресурсов, на карту залежей полезных ископаемых, чтобы не построить станции там, где завтра будем что-то добывать. Тогда мы увидим, как нужно изменить сети.
Потом надо изменить систему регулирования и посмотреть какие у нас есть запасы мощности чтобы регулировать систему которая воспримет например в 2011 г. 5 тыс. мВт возобновляемой энергии, в 2012 г. - еще 5 тыс. мВт. И так далее - по годам и по регионам. Когда мы будем иметь такую карту, ответим на все вопросы по дальнейшему развитию. Пока же такой дорожной карты нет.
РБК-Украина: Когда она будет согласована и представлена?
Н.П.: Полгода мы над ней уже работаем, и еще полгода будем работать. После этого мы будем видеть весь скелет, но элементы преобразований будут рассчитаны лет на 10. Будет предусмотрено, когда и где будут построены необходимые подстанции, возможно, будут какие-то новые технологии хранения энергии на моменты ее востребованности и невостребованности.
Мы должны еще учитывать, что, если западные энергосистемы строились для потребителей, то у нас система строилась на основе прав производителя. Она стабильней, потому что если случилась авария, то срабатывает автоматическая частотная разгрузка, отключается потребитель, быстро находится резерв и потребитель опять подключается.
Мы практически не имели провалов в системе, в отличие от США и Европы, но это не значит, что наша система лучше. Их система правильно построена, она развивается - кризис дает ей новый толчок развития. А какие толчки развития получала наша система? Кроме затратного метода, постоянного роста цены на энергоносители и на энергию ничего не было.
И только когда появляется возобновляемая энергетика - появляется альтернатива. Каждым киловаттом возобновляемой энергии мы выключаем катализатор роста традиционной энергетики. Говорят что альтернативная энергетика дорогая, но в то же время традиционная энергетика дорожает с каждым годом.
РБК-Украина: И будет дорожать...
Н.П.: С 2004 г. по 2009 г. цены на электроэнергию для промышленности выросли более, чем в три раза. Мы сейчас работаем в ценовых заявках по цене последнего блока (ТЭЦ). Как только последний блок увеличил стоимость, все блоки к нему тянутся. Если бы не было катализатора последнего блока, то цены были бы гораздо ниже. Если взвесить, сколько каждый процент роста последнего блока тянет за собой процент роста цены всей энергии, то мы поймем, как добавляются суммы в платежах потребителем.
За этим катализатором тянется еще и атомная энергия, ведь атомщики тоже видят, что для ТЭЦ подняли цены и требуют повышения цен для себя. И если завтра этот катализатор не отключить, то это нас приведет к постоянному росту цены электроэнергии.
Поэтому возобновляемая энергия - это то, что нас спасет в будущем. Это то, что остановит этот беспрерывный рост. Ведь не было еще в мире такого, чтобы затраты на энергоносители снизились. Уголь, газ, атом растут в цене постоянно. А в возобновляемой энергии такого нет и нет отходов, что тоже очень важно. При этом совершенствуются технологии и падает цена.
К 2025 г., по прогнозам наших и американских ученых, цена возобновляемой энергии будет ниже, чем сейчас традиционной. При этом, повторюсь, цены на традиционную энергию постоянно растут и предугадать какие они будут через 15 лет просто невозможно.
РБК-Украина: В свете того, что Вы сказали, какие шаги предпринимаются агенством для популяризации энергосбережения?
Н.П.: Изменения наших фискальных функций в ходе админреформы позволят нам работать с бизнесом и населениям. Представительства в регионах будут заниматься популяризацией энергоэффективности, а не сбором штрафов. От этого будет больше пользы для потребителей. Когда потребители будут знать о пользе энергоэффективности, они будут требовать он монополистов качественных поставок коммунальных услуг больше, чем инспектор НАЭР.
Беседовал Константин Штифурак