что МВФ требует от Украины в обмен на финансовую помощь
Четвертый транш кредита МВФ в размере 1 млрд долларов вчера уже поступил на счет Нацбанка. Накануне перечислено и 600 млн евро макрофинансовой помощи от ЕС. Не успело правительство приступить к реализации взятых в рамках Меморандума новых обязательств и продолжить выполнение данных еще ранее фонду обещаний, как уже рассчитывает на получение пятого транша, практически вдвое большего нынешнего. В целом до конца года Украина ожидает 4,5 млрд гривен от МВФ и еще 600 млн евро от европейских партнеров. Как никогда актуальным для Кабинета министров становятся пенсионная и земельная реформы, реализация которых уже который год откладывается. "Украина не может больше откладывать всеобъемлющую пенсионную реформу, включая и повышение пенсионного возраста", - уже предупредил власти первый замдиректора-распорядителя МВФ Девид Липтон. На повестке - и более активная борьба с коррупцией, так как, несмотря на создание антикоррупционных органов конкретного результата пока нет, считают в фонде. Подробности - в материале РБК-Украина.
3 апреля Совет директоров МВФ принял решение о выделении Украине четвертого транша финансовой помощи в рамках программы расширенного кредитования EFF в объеме 1 млрд долларов. Вчера деньги уже поступили на счет Нацбанка, пополнив золотовалютные резервы (ЗВР) Украины.
По данным НБУ, объемы резервов теперь составляют 16,7 млрд долларов, что втрое превышает показатель ЗВР с начала действия программы EFF в 2015 году. "Такой объем резервов покрывает 3,6 месяца будущего импорта, и этого достаточно для выполнения обязательств Украины и текущих операций правительства и Нацбанка", - сообщила пресс-служба регулятора. Накануне Европейский союз перечислил Украине второй транш из трех макрофинансовой помощи на сумму 600 млн евро. Эти деньги, как уточняет Минфин, идут на "стабилизацию экономики поддержку широкомасштабных структурных реформ".
Напомним, принятие решения по четвертому траншу несколько затянулось. Изначально финансовую помощь ожидали в декабре, но случилась национализация ПриватБанка, и фонд решил повременить. В начале года правительство затянуло согласование проекта Меморандума, пытаясь оттянуть сроки реализации ряда ключевых реформ и структурных "маяков" фонда, при этом называя весь процесс техническим и сводящимся к расставлениям запятых. В частности, речь идет об изменениях в пенсионное и антикоррупционное законодательство, пенсионной реформе. В марте, когда украинский вопрос уже стоял в повестке заседания совета директоров МВФ, власти на официальном уровне приняли решение о блокаде ОРДЛО. Это заставило фонд приостановить процесс выделения денег до согласования экономических последствий для Украины. Это заняло еще две недели.
Но не успела страна получить четвертый транш, как в правительстве рассчитывают на получение уже пятого в размере 1,9 млрд долларов. Министр финансов Александр Данилюк заявил, что ждет финпомощь уже в мае, а зампредседателя НБУ Олег Чурий - в июне. В обнародованном практически сразу после заседания совета директоров фонда тексте Меморандума, до конца года Украина может получить около 4,5 млрд долларов.
В документе власти признают, что из 11 структурных "маяков", установленных для Украины на период с сентября по декабрь 2016 года, выполнено всего 3, так как основная концентрация была на обеспечении "фискальной устойчивости и финансовой стабильности".
Так, например, вопрос проведения пенсионной и земельной реформ, а также расширение полномочий НАБУ, создание антикоррупционных судов постоянно откладывались. "Маяки" по этим направлениям "кочуют" из одного текста Меморандума в другой. В этот раз первый замдиректора-распорядителя МВФ Девид Липтон предупредил Украину, что необходимо ускорить структурные реформы, чтобы улучшить бизнес-среду и привлечь инвестиции. "Необходимо начать процесс приватизации и развития рынка земель сельхозназначения, - уточнил он. - Коррупцию необходимо решительно искоренить. Несмотря на создание новых антикоррупционных институций, необходимо еще достичь и конкретных результатов".
Например, в Меморандуме прописано, что до конца апреля парламент должен принять изменения в пенсионное законодательство, а до конца мая - земельную реформу, чтобы после окончания действия моратория на продажу сельхозземель с 2018 года открыть рынок. "Украина не может больше откладывать всеобъемлющую пенсионную реформу, включая и повышение пенсионного возраста", - заявил Девид Липтон в понедельник.
По данным РБК-Украина, пенсионного законопроекта еще нет, пока в наличие лишь "драфт" реформы. "Ничего еще не готово. Даже внутри правительства не было предметной дискуссии", - отметил изданию источник в Кабмине. Такая же ситуация и с земельной реформой. Хотя премьер-министр Владимир Гройсман за последнюю неделю несколько раз делал акцент на том, что правительство намерено разрешить продажу сельхозземель только для физлиц-резидентов страны.
РБК-Украина проанализировала текст Меморандума. Мы предлагаем ознакомиться с тем, какие обязательства Украина так и не смогла выполнить в прошлом году и что еще предстоит властям реализовать в нынешнем. От успешной их реализации зависит судьба будущих траншей и третьего пакета макрофинансовой помощи ЕС. "Политическая воля на реализацию этих обязательств есть и в парламенте есть понимание, что эти реформы нужны и важны для Украины", - заверяет собеседник РБК-Украина в Минфине.