Мораторий на вывоз леса: отменить нельзя оставить
Уже давно не новость то, что в Украине почти не контролируется вырубка лесов. Ситуация похожа на ту, что сложилась с янтарем – лес рубят, а потом в обход государственного бюджета продают за границу. От янтарной тематики лесная отличается тем, что внимания ей уделяется меньше. А еще тем, что ущерб от варварского обращения с лесами может быть намного большим, чем от янтарных "копанок".
И дело не только в экономических убытках. Страдает украинская экология, ведь в последнее время объемы незаконных вырубок растут. По данным Государственного агентства по лесным ресурсам, в 2015 году незаконно было вырублено более 24 тыс. кубометров леса, что нанесло государству убытков на 85 млн грн. Это почти в 2,5 раз больше, чем годом ранее.
Если не бороться с этим бедствием, то уже через несколько лет мы столкнемся с целым рядом экологических проблем, ведь, как известно, леса предотвращают образование глубоких оврагов, разрушительных обвалов и селей, не дают активизироваться эрозионным процессам. Кроме того, леса не дают меняться гидрологическому режиму водных объектов. Совсем не случайно в западных регионах страны, где незаконные вырубки достигли промышленных масштабов, так часто случаются разрушительные наводнения.
ЕС против моратория
Осенью прошлого года был принят мораторий, которым на 10 лет запрещалось вывозить необработанную древесину из Украины. Кроме экологической пользы, этот закон, по замыслу, должен был бы еще и поддержать отечественную деревообрабатывающую отрасль. Однако он вызвал конфликт между Украиной и ЕС.
Дело в том, что по соглашению об ассоциации стороны не имеют права устанавливать количественные ограничения на экспорт или импорт товаров, кроме таможенных пошлин и акцизов. Мораторием Украина нарушает это условие, чем очень недовольны в Евросоюзе.
Об этом неоднократно говорила заместитель министра экономического развития и торговли Наталья Микольская. На это же указывал и руководитель Торгово-экономического отдела представительства ЕС в Украине Николас Бердж.
"Сегодня Украина настаивает на предоставлении доступа украинских товаров на рынок ЕС скорее, чем это предполагалось в условиях соглашения о зоне свободной торговли, что вполне понятно, учитывая ущерб, который Россия нанесла торговли страны в восточном направлении. Тем не менее, члены ЕС вряд ли удовлетворят просьбу Украины, если будут видеть, что она в то же время вводит ограничения на экспорт сырьевых товаров в ущерб европейскому бизнесу", - сказал Николас Бердж.
Кроме того, еврокомиссар по вопросам расширения и политики соседства Йоханнес Хан недавно на пресс-конференции в Киеве заявил, что одним из главных условий возобновления сотрудничества Украины и МВФ является возобновление экспорта украинской древесины за границу.
Так, похоже, что украинская власть в ближайшее время будет искать альтернативу мораторию. Ею должен был стать законопроект №4286, но не стал – общество и игроки рынка выступили против его принятия. Этот законопроект должен был бы отменить запрет на экспорт, а взамен внедрить аукционы по продаже леса.
Возмущение общества вызвала не столько отмена моратория, сколько условия проведения предложенных аукционов: они, по мнению представителей бизнеса и общественных организаций, открывают путь к должностным злоупотреблениям и коррупционным схемам.
Аукционы и схемы
В конце марта – в начале апреля в стране проходила кампания по сбору подписей за отзыв законопроекта №4286. Было написано обращение к органам власти, которое подписывали все желающие. Что именно общине не понравилось в законопроекте – рассказал один из инициаторов кампании, общественный активист и предприниматель Олег Кравчук.
"На таможенной границе стоимость нашей древесины для покупателей из ЕС составляет приблизительно 43 евро. При этом "чистая цена" кругляка, и, которую получает лесхоз - 25 евро, то есть где-то 700-800 гривен. Все остальное – это расходы на транспортировку, - сказал Олег Кравчук. - Что же на торгах получает украинский покупатель? Для наших предпринимателей там цены стартуют с отметки в 1500 гривен и это так называемый "верхний склад", то есть покупатель сам вывозит древесину из леса. Таким образом, цена кубометра для украинских компаний может составлять более 2000 гривен, что почти в 3 раза больше, чем для покупателей из Европы. Конечно, можно купить лес и напрямую, без торгов, но такую возможность имеют далеко не все, только "избранные" и за такие привилегии надо платить".
Возмущение украинских предпринимателей понятно: на торгах, на которых торгуют древесиной, отечественные компании, по сути, дискриминируются. Кроме того, на биржах есть другая коррупционная составляющая: от участников торгов требуют множество справок и разрешений, причем некоторые из них предоставляются несуществующими организациями – об этом говорится в обращении инициативной группы к украинской власти.
Как пример, в документе приводится такой себе Госгорпромнадзор, "который, якобы, "дает" "разрешение на выполнение работ и на использование машин, механизмов, оборудования "повышенной опасности", а на самом деле эта справка просто "покупается".
Новая форма торгов – аукционы, которые должны были бы стать альтернативой моратория, вряд ли исправили бы недостатки бирж, о которых шла речь в предыдущем абзаце. 22 сентября 2015 года на сайте Агентства лесных ресурсов был опубликован проект "Положения о порядке продажи необработанной древесины".
В пункте 5 положения указано, что Лесхозам не запрещается продавать древесину напрямую, без торгов, однако пункт 5.1 этого же положения говорит: "Перечень субьектов хозяйствования, которые имеют право заключать долгосрочные соглашения, определяется комиссией, созданной при центральном органе исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере лесного и охотничьего хозяйства". То есть, если кто-то не хочет покупать лес на аукционе, то он должен доказать членам комиссии, что ему можно покупать древесину напрямую. Другими словами, придется "договариваться" с кем надо.
Более того, читаем следующий пункт 5.2, где сказано, что для получения разрешения на покупку леса без аукциона следует предоставить "разрешение на выполнение работ повышенной опасности и на эксплуатацию (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности", который выдает все тот же несуществующий Госгорпромнадзор.
Понятно, что такие правила на рынке предоставляют преимущества для одних игроков и почти лишают доступа к продукции других. А это не то, чего ждет украинский бизнес и Евросоюз. Вице-премьер по вопросам евроинтеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе заявила, что "где-то посередине украинского и европейского интереса мы сможем найти решение и будем просить Верховную Раду принять новый законопроект".
Как украинский, так и европейский интерес в том, чтобы все участники рынка имели равные условия, а правила "игры" были честными и прозрачными. От этого выиграют все.
Нужна альтернатива
Украинские парламентарии попытались настроить европейских коллег позитивнее, приняв закон №4480, которым запрещаются любые вырубки в украинских лесах. Однако наивно надеяться, что этот сугубо экологический закон решит конфликт в экономической плоскости.
Следует разобраться с понятиями: пралес – это такой лес, который не испытал влияния от деятельности человека. По оценкам международных организаций, площадь таких лесов в Украине составляет около 61 тысячи гектаров. При этом общая площадь лесов в Украине – 10,4 миллиона га, то есть "зона покрытия" этого закона чуть больше, чем полпроцента от общей площади лесов.
Как бы в Европе не занимались экологическими проблемами, однако там понимают, что закон "О защите лесов" не имеет никакого отношения к проблеме с запретом экспортировать украинский лес.
Так что поиск консенсуса продолжается. Написанные второпях законопроекты – и №4462 и №4480 - не удовлетворяют требования ни ЕС, ни украинского общества. Возможно, есть смысл отменить мораторий с 2017 года, однако следует позаботиться и о сохранности лесов и поддержании собственной деревообрабатывающей отрасли.
И надо сказать, что определенные успехи в этом вопросе есть: недавно в парламенте был зарегистрирован законопроект №.4538 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно предотвращения гибели лесов и содействия их восстановлению)". Если этот документ будет принят, то за незаконную вырубку леса можно будет получить до 15 лет лишения свободы. Сейчас максимальный срок за это преступление – до трех лет.
Кроме того, этот закон запрещает изменять целевое назначение лесных участков, а это лучше защитит украинские леса, чем коррумпированные аукционы.