ua en ru

Сергей Квит: "Закон "Об образовании" даст нам целостную картину реформ"

Сергей Квит: "Закон "Об образовании" даст нам целостную картину реформ" Количество вузов в Украине будет сокращаться
Автор: Сергій Квіт
Реформа образования является одним из ключевых инструментов долгосрочных изменений, чрезвычайно важных для нашей страны. Главным реформатором, по должности, выступает министр образования и науки Украины Сергей Квит. В интервью РБК-Украина министр рассказал о необходимости принятия закона об образовании, сокращении количества вузов и создании Национального агентства по обеспечению качества высшего образования.

Реформа образования является одним из ключевых инструментов долгосрочных изменений, чрезвычайно важных для нашей страны. Главным реформатором, по должности, выступает министр образования и науки Украины Сергей Квит. В интервью РБК-Украина министр рассказал о необходимости принятия закона об образовании, сокращении количества вузов и создании Национального агентства по обеспечению качества высшего образования.

"Для того, чтобы реформировать образование в Украине, невозможно придумать какую-то одну оригинальную идею, которая все изменит", - говорит Сергей Квит.

РБК-Украина: Недавно вы анонсировали сокращение количества высших учебных заведений с 802 до 317, начиная с лета. При этом Минобразования заверило, что за всеми преподавателями и студентами будут сохранены их места. Каким образом вы собираетесь обеспечить сохранение преподавательских и студенческих мест, и не увеличит ли это нагрузку на те вузы, которые останутся?

Сергей Квит: Количество вузов уже уменьшилось до 317 - это сделал сам закон ("О высшем образовании", - РБК-Украина). Он отделил университетское образование от того, что предоставляется в колледжах и техникумах, которые ранее трактовались как высшие учебные заведения І-ІІ уровней аккредитации. Они занимают другую нишу, работая непосредственно с рынком труда, тогда как университеты связаны с научными исследованиями.

Образование, предоставляемое колледжами и техникумами, ранее относилось к среднему специальному образованию, иногда его называют неполным высшим. Смысл не в названии, а в содержании, которое мы в него вкладываем. С одной стороны, это не университеты, с другой - находит свое место профессионально-техническое образование. Если техникумы готовят техника и прораба, профессионально-технические училища - квалифицированного рабочего определенного разряда. Вместе данное не-университетское (профессиональное) образование имеет огромные перспективы, в т.ч. касательно увеличения рабочих мест и уровня заработной платы.

Некоторые техникумы и колледжи стали частью университетов, вошли в их структуру, и фактически занимаются профориентацией для университетов. Сейчас у них еще есть время определиться - остаться в структуре университетов или сотрудничать с рынком труда. Учреждения профессионального образования вместе составляют большую сеть (около 1300 учреждений), которая создавалась преимущественно в советские времена.

Их оптимизация не предусматривает умышленное сокращение по статистическиму принципу. Министерство вводит две новации в рамках общей концепции децентрализации. Первая - организация многопрофильных региональных центров профессионального образования, которые могут объединять любое количество небольших заведений профессионального образования. Их может быть всего несколько десятков на всю Украину.

Вторая - создание областных советов стейкхолдеров (представителей образовательных учреждений, местной власти, бизнеса, государственных предприятий), которые будут принимать все необходимые решения по развитию этих региональных центров, введению новых профессий и тому подобное. Для уровня техникумов и колледжей важно добавить представителей от работодателей с профильных отраслей на общенациональном уровне.

До конца этого учебного года мы лишим лицензий еще несколько десятков высших учебных заведений, которые не в состоянии предоставлять качественное образование. У многих ничего нет, кроме названия. Никаких проблем по переводу студентов не будет, поскольку лицензированного объема в других украинских вузах вполне достаточно для того, чтобы безболезненно перевести всех студентов. А преподаватели, главным образом, оформлены там не на полную ставку. Я прогнозирую, что до лета у нас останется 260-270 вузов.

РБК-Украина: По каким критериям будут отбираться такие вузы? Планируете ли вы специальную аттестацию?

Сергей Квит: Нет, не планируем. Прежде всего, мы подготовили перечень учебных заведений, имеющих менее 200 студентов, и попросили объяснить, как они выживают с экономической точки зрения, нанимая преподавателей, обслуживая материально-техническую базу, коммунальные услуги, университетские обязательства по соглашениям и др. И некоторые (вузы, - РБК-Украина) объяснили. Для примера, на сайте одного небольшого, но качественного вуза в Одессе была подана некорректная информация о структуре заведения. Поэтому Министерство потребовало от него исправить неточности, предоставить всю официальную информацию и после этого подтвердило, что не имеет к университету никаких претензий.

Также в этот перечень изначально попало несколько бизнес-школ. Но эти заведения располагают не только студентами, которые зарегистрированы в ЕГБО (Единая государственная база по вопросам образования, - РБК-Украина) и получают государственный диплом, но и слушателями, которые платят только за отдельные учебные модули. Они получают не диплом, а сертификат, но это также фактически студенты, они платят за обучение значительные средства, и это дает возможность нормально развиваться заведениям такого типа.

Были и такие (вузы, - РБК-Украина), которые вообще не появились "на горизонте", хотя все об этом говорили, и вся пресса об этом писала. Были также некоторые вузы, которые не смогли ничего объяснить, а некоторые даже не собирались этого делать.

Количество вузов и в дальнейшем будет сокращаться. Но критерии качества, которым должны соответствовать университеты, уже будет выдвигать Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования. Она заработает в этом году. Это - новый независимый орган, в котором вообще не будет представителей Министерства, то есть государства. Все члены будут избираться по квотному принципу - от государственных, коммунальных и частных вузов, от студентов, Национальной и отраслевых академии наук, работодателей.

РБК-Украина: Учитывая сложную экономическую ситуацию в стране и в соответствии с требованиями МВФ, в украинских вузах и далее будет сокращаться количество бюджетных мест. Каких специальностей это коснется прежде всего? Есть ли специальности, на которые государственный заказ сокращать не будут?

Сергей Квит: Это не коснется конкретных специальностей. Мы до сих пор не вышли из демографического провала. Только на демографических потерях ежегодно у нас используется не весь государственный заказ на подготовку специалистов.

То уменьшение госзаказа, которое мы предусмотрели в этом году, будет примерно таким, как и демографические потери. Поэтому, я надеюсь, что существенного уменьшения не будет, если ничего чрезвычайного не случится, потому что в Украине из-за войны ситуация остается в значительной степени непредсказуемой.

РБК-Украина: Вы неоднократно заявляли о том, что бизнес должен участвовать в формировании и финансировании учебных программ. Есть ли уже компании, которые готовы инвестировать в подготовку специалистов в отечественных вузах?

Сергей Квит: Конечно, есть примеры. Мы несколько лет назад основали межкорпоративный университет, куда со стороны вузов вошли такие университеты, как Национальный университет им. Тараса Шевченко, Киевская политехника, Киево-Могилянская академия, Университет экономики и права "КРОК". Со стороны бизнеса был представлен целый ряд крупных корпораций и компаний. И такое взаимодействие оказалось успешным.

Есть много примеров, когда ИТ-компании заходят в аудитории, сотрудничая с университетами, предлагают своих преподавателей, новые специальные курсы, более ориентированные на потребности рынка труда.

Также мы недавно основали очень хороший проект, связанный с выпечкой хлеба. Одна крупная украинская корпорация даже построила помещения, где может проходить часть учебного процесса для студентов вузов, готовящих специалистов для хлебопекарной отрасли. Конечно, таких примеров пока недостаточно, но их становится все больше.

Думаю, когда заработает Национальное агентство по оценке качества высшего образования (а там будут четыре представителя от работодателей, чего раньше не было), оно будет влиять на процессы лицензирования и аккредитации, участвовать в формировании содержания образования, - сотрудничество университетов с рынком труда будет более тесным.

РБК-Украина: Когда может быть принят закон "О профессиональном образовании"?

Сергей Квит: Все наши законы, посвященные образованию и науке, будут внесены и, надеюсь, приняты к лету. Сейчас мы над этим активно работаем. В прошлом году, напомню, был принят закон "О высшем образовании".

Новый закон "О профессиональном образовании" может быть принят только после базового рамочного закона "Об образовании". Мы уже внесли на согласование правительства законопроект, касающийся внесения изменений и дополнений в несколько действующих законов, посвященных профессиональному образованию. В них фигурируют упомянутые мною советы стейкхолдеров и многопрофильные региональные центры профессионального образования.

РБК-Украина: Какие ключевые изменения предусматривает закон "Об образовании"?

Сергей Квит: Главное - это создание целостной картины. Речь пойдет о всех уровнях образования: дошкольном, внешкольном, среднем, высшем, образовании в течение жизни, включая повышение квалификации и переквалификацию. Но это не так просто сделать.

Для того, чтобы реформировать образование в Украине, невозможно придумать какую-то одну оригинальную идею, которая изменит все. У нас уже есть хороший закон о высшем образовании. Но, одно дело - напрячься и проголосовать за него один раз, а другое дело - имплементировать, то есть, изменить академическую культуру, образ профессиональной жизни. Правда, фактически мы начали работать над ним с 2005 года.

Если университеты в значительной степени справляются самостоятельно, если заведениям профессионального образования во многом могут помочь индустрия и местная власть, то реформирование среднего образования невозможно без системных изменений в экономике и реальном увеличении финансирования, развития местной инфраструктуры, транспорта.

Например, нам обязательно нужно вводить 12-летнюю школу. Сам факт, что наш парламент за это проголосует, также ничего не решает. Нужно качественно укрепить материально-техническую базу, повысить оплату труда учителей, реформировать сеть школ, повысить стандарты качества среднего образования. Одними деньгами ничего не изменишь. Так же и без денег ничего не сделаешь. Образовательные реформы являются важным индикатором всех других системных реформ в стране.

Беседовала Юлия Молочко

Вторую часть интервью с министром образования Украины Сергеем Квитом читайте завтра, 31 марта