Михеил Уклеба: “Украина и Грузия в процессе евроинтеграции не конкуренты, а партнеры”
РБК-Украина: Сегодня Украина и Грузия делают параллельные шаги по вступлению в ЕС. В случае если цель обеих наших стран будет достигнута, не возникнет ли конкуренция между Украиной и Грузией?
Михеил Уклеба: Сегодня в Евросоюзе 28 стран и со временем их количество будет расширяться. Почему мы будем конкурентами? У нас свои интересы, свой рынок, свои товары. Мы не можем сравнивать потенциалы Украины и Грузии. Мы не конкуренты, мы - партнеры.
В сфере туризма мы должны сделать дополнительные авиарейсы, чтобы они были привлекательны по качеству обслуживания, по ценам. Чем больше городов будет охвачено авиарейсами, тем больше увеличится поток туристов. Также мы должны наладить регулярное морское пассажирское сообщение между нашими портами.
Читайте также: Грузия надеется на подписание Украиной в ноябре 2013 г. СА с ЕС
Нам необходимо повысить качество обслуживания туристов, чтобы украинцы чувствовали себя комфортно в нашей стране. Также необходимо улучшить и инфраструктуру, ведь та страна, которая будет более привлекательной в сфере туризма, займет передовые позиции. В этой сфере может возникнуть конкуренция. Ну, давайте будем в этом конкурентами (смеется).
РБК-Украина: Каким на сегодняшний день является объем товарооборота между Украиной и Грузией?
Михеил Уклеба: По данным грузинской статистики, за январь-июнь 2013 г. товарооборот составил 341,6 млн долл. В том числе, 69,2 млн долл. - экспорт из Грузии в Украину, а импорт в Грузию из Украины - 272,4 млн долл.
По данным грузинской статистики 2012 г., товарооборот между нашими странами составил 764 млн долл. Основная экспортная продукция в 2012 г. - этиловый спирт, спиртовые настойки, ликеры и прочие спиртные напитки на сумму около 35,8 млн долл., включая минеральные, газированные и другие - 18,6 млн долл., вино - 27,4 млн долл., ферросплавы - 25,1 млн долл., железнодорожные локомотивы из Грузии - 16,8 млн долл.
Читайте также: Грузия увеличила экспорт вина и алкоголя на 43% за счет открытия российского рынка
Основная импортная продукция из Украины в Грузию в 2012 г. - сигары и сигареты, изделия за табака на сумму 70,3 млн долл., масло различного происхождения - 39,7 млн долл., изделия из стали - 37,2 млн долл., кокс и полукокс из каменного угля, лигнита, торфа - 34,11 млн долл., изделия из черных металлов для железнодорожных и трамвайных путей - 25,2 млн долл., пищевая продукция, содержащая какао - 17,4 млн долл.
РБК-Украина: Известно, что за последнее время существенно увеличилось количество украинских туристов, посещающих Украину.
Михеил Уклеба: Это действительно так. За 7 месяцев текущего года Грузию посетили в абсолютных цифрах 64 тыс. визитеров, таким образом, по сравнению с аналогичным периодом 2012 г., рост составил 71%. В целом же, на протяжении 2012 г. более 76 тыс. человек побывали в нашей стране, что, в свою очередь, на 29% больше, чем в 2011 г.
РБК-Украина: Сколько грузинских туристов посетило Украину?
Михеил Уклеба: По итогам 2012 г., Украину посетили более 70 тыс. граждан Грузии. Это очень высокий показатель.
РБК-Украина: Какие крупные инвестиционные проекты реализовываются в Грузии и в Украине, и какие планируются?
Михеил Уклеба: По вопросам инвестиционных проектов могу сказать только, что за 2013 г. были, в основном, небольшие инвестиции - 426 тыс. долл. из Украины, а из Грузии - 5 млн долл.
РБК-Украина: На какие проблемы при ведении бизнеса в Украине больше всего жалуются грузинские бизнесмены?
Михеил Уклеба: Я не припомню, чтобы кто-нибудь из грузинских бизнесменов обращался с серьезными проблемами ведения бизнеса в Украине.
РБК-Украина: Даже налоговая система Украины, на которую жалуются многие иностранные бизнесмены, не создает сложностей?
Михеил Уклеба: Это специфика каждой страны. В Грузии, как Вы знаете, проведены значительные реформы с точки зрения легкости ведения бизнеса - и Грузия занимает одно из передовых мест в мире, ведь у нас очень открытая банковская система. Конечно, разница есть.
РБК-Украина: В контексте последних событий, связанных со злоупотреблениями в украинской милиции и совершением подчас уголовных преступлений милиционерами, Украине рекомендуют провести реформирование органов внутренних дел. Как вы считаете, стоит ли Украине перенимать грузинский опыт?
Михеил Уклеба: Начало реформы полиции в Грузии было очень нелегким. Тогда более 35 тыс. полицейских, вооруженных людей, были отпущены домой. Они остались без работы и без зарплаты, но это было сделано - отрезано в один момент и, на удивление, это принесло результат.
Получилось, что тотальную коррупцию на дорогах в Грузии пресекли в один день. И сегодня даже те люди, у которых есть гаражи, спокойно оставляют машины на улице, потому что они уверены, что их никто не украдет.
Так что, по моему мнению, опыт Грузии интересен.
РБК-Украина: Недавно Саакашвили заявлял, что восстановление дипломатических отношений между Тбилиси и Москвой возможно «лишь в том случае, если грузинский народ откажется от части своей территории, евроатлантического выбора и надежды на будущее». Вы разделяете это мнение?
Михеил Уклеба: В свое время, под моим руководством между Грузией и Россией были подписаны десятки соглашений. В том числе, и политический, всеобъемлющий Договор о дружбе и сотрудничестве - в рамках единственного на сегодняшний день официального визита президента РФ в Грузию в 1994 г. Парламент Грузии ратифицировал это соглашение, а Госдума России - нет.
Читайте также: Россия может восстановить дипломатические отношения с Грузией, - Медведев
В 2001 г. мы снова начали переговоры с Россией о подготовке нового всеобъемлющего политического документа, но и эта попытка не принесла результатов.
Новое правительство Грузии создало новый формат двусторонних переговоров с Россией. И мы надеемся, что здравый смысл и цивилизованные отношения помогут построить добрососедские отношения, как нам и подобает.
А что касается евроатлантического выбора, то это выбор народа Грузии, который должен уважать любой сосед. В своем выборе страна должна быть независимой и свободной, потому что зависимая и не свободная страна не может быть успешной. Это факт.
РБК-Украина: Вы недавно затрагивали вопрос необходимости урегулирования грузино-абхазского и грузино-южноосетинского конфликтов, говорили, что для этого необходимо ввести международных наблюдателей. Украина, как страна, председательствующая в ОБСЕ, может помочь Грузии в урегулировании этих конфликтов?
Михеил Уклеба: Министр иностранных дел Украины Леонид Кожара в ранге председателя ОБСЕ посетил Грузию с официальным визитом в июне текущего года. В рамках данного визита поднимался вопрос и об урегулировании этих конфликтов.
Как известно, на сегодняшний день действует формат Женевских дискуссий, в котором участвуют Евросоюз, ООН, ОБСЕ. К сожалению, пока не удалось достигнуть позитивной динамики в данном направлении, так как Российская Федерация и руководство самопровозглашенных республик по-прежнему игнорируют эти переговоры. Но мы надеемся, что здравый смысл победит, поскольку Россия в свое время взяла на себя международные обязательства.
Речь идет о подписанном при посредничестве Евросоюза Договоре о прекращении огня от 12 августа 2008 г. В нем четко регламентировано, что Россия обязуется вернуть свои вооруженные силы на довоенные позиции и покинуть территорию Грузии. Вместо этого, армейские части расположились на оккупированных территориях, разместив там свои военные базы и около 10 тыс. солдат.
Что касается международных наблюдателей, конечно, им должны предоставить доступ в зону конфликта. Ведь, например, наблюдатели ЕС осуществляют мониторинг текущего положения со стороны не оккупированной территории Грузии.
Более того, все беженцы, которые были изгнаны в ходе нескольких этапов этнической чистки с 1992 г., уже должны были вернуться в свои дома. Заметьте, что речь идет о нескольких сотнях тысяч человек. Но для осуществления задуманного необходимо предпринять соответствующие меры безопасности, которые и предусматриваются форматом Женевских дискуссий. Хотя подвижки в этом направлении еще не достигнуты.
Читайте также: Рост ВВП Грузии после подписания СА с ЕС должен составить 4,3% - около 292 млн евро, - посол Грузии
Несмотря на эти сложности, новое правительство Грузии приняло решение начать двусторонние переговоры с Россией, т.е., был создан еще один формат переговоров. Со стороны Грузии спецпредставителем назначен бывший Посол Грузии в Москве, а также в странах Бенилюкса и при Евросоюзе, Зураб Абашидзе. А с российской стороны - заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин.
Переговоры начались без предварительных условий, с налаживания культурных и экономических связей. Сейчас решается вопрос восстановления авиационного сообщения, а российский рынок вновь открыт для грузинских продуктов. Разрешен ввоз винной продукции и минеральных вод, а в ближайшее время, вероятнее всего в августе, будет решен вопрос о возвращении на российский рынок грузинской сельскохозяйственной продукции.
Мы также надеемся, что Россия примет решение об отмене визового режима для наших граждан, ведь российским гражданам она не нужна для поездки в Грузию. И это несмотря на то, что 20% территории Грузии оккупированы российскими военными и между нашими странами нет дипломатических отношений.
РБК-Украина: Скоро в Грузии должны состояться президентские выборы. Как думаете, что ждет Грузию в случае победы кандидата Маргвелашвили (от правящей партии) или же каким будет сценарий развития страны в случае победы Нино Бурджанадзе?
Михеил Уклеба: Насчет курса оппозиция и власть уже определились - это евро- и евроатлантическая интеграция. К тому же, по новой Конституции, Грузия становится парламентской республикой - и расширяются полномочия премьер-министра. То есть, первым лицом в государстве становится премьер-министр.
РБК-Украина: Но что принесет Грузии победа каждого из упомянутых кандидатов на президентский пост?
Михеил Уклеба: Я могу сказать, что выбор народа сделан в пользу европейской и евроатлантической интеграции. И кто бы ни был Президентом или премьер-министром, он должен будет исполнить волю грузинского народа.
РБК-Украина: Вы недавно говорили, что должны быть внесены изменения в Конституцию...
Михеил Уклеба: ...Конечно. Потому что, с дополнительными положениями в Конституцию Грузии в 2010 г. утвердили новый статус премьер-министра, он с октября 2013 г. получит право вмешиваться в законодательные процессы, формировать правительство без согласия парламента - это недемократическая концентрация власти, по оценке международного сообщества.
Именно поэтому в июле этого года действующее правительство и оппозиция Грузии пришли к соглашению совместно разработать необходимые изменения и обеспечить конституционную основу для настоящего демократического развития государства. Но на это нужно время.
Стратегический курс ясен, и тут позиции власти и оппозиция абсолютно солидарны. 22 июля 2013 г. завершились переговоры по ЗСТ с Евросоюзом и очень надеемся, что 29 ноября в Вильнюсе сможем парафировать Соглашение об Ассоциации. Мы возлагаем большие надежды, так как это значительный шаг вперед на пути к европейской интеграции.
РБК-Украина: Какую позицию занимает Грузия в вопросе транзита энергоносителей?
Михеил Уклеба: Грузия за последние годы стала очень важной транзитной страной. Через нас проходят стратегические нефте- и газопроводы, благодаря Каспийскому морю и тем энергоресурсам, которые находятся в соседнем с нами Азербайджане. Кстати, по нашей территории осуществляется также транзит нефти из Туркменистана и Казахстана. У нас проходят два нефтепровода: Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Супса, а также газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум.
Как вам известно, в Южном энергетическом коридоре приоритет был отдан проекту строительства Трансадриатического газопровода (ТАР), так что проект «Набукко» был отложен на неопределенное время. Но и в одном, и во втором случае, через нас, как через транзитную страну газопровод проходит. Естественно от этого мы получим дополнительную выгоду.
Конечно, чем активнее будет развиваться Южный энергетический коридор, тем лучше это будет для Грузии, ведь мы транзитная страна, а это и рабочие места, и инвестиции, и инфраструктура. Также это чрезвычайно важно с точки зрения энергетической безопасности для нас и всего региона.
РБК-Украина: Недавно глава Минобороны Грузии Ираклий Аласания заявил о значимости создания трехстороннего формата сотрудничества в сфере военной промышленности между Грузией, Азербайджаном и Турцией. Означает ли это, что в Черноморском регионе формируется новое международное образование? Как оно будет взаимодействовать с программой ЕС по Черноморскому сотрудничеству? Есть ли место в таком формате сотрудничества для Украины?
Михеил Уклеба: Я не думаю, чтобы это создавало какие-то проблемы другим форматам сотрудничества. Украина для нас - дружественная страна и стратегический партнер. У нас общие интересы. Украина везде приветствуется в Грузии. В любом формате.
РБК-Украина: Какие перспективы сотрудничества Украины и Грузии в рамках ГУАМ? Намечены ли какие-то встречи, что было сделано за последнее время? Не теряет ли ГУАМ в последнее время свою эффективность, ведь известно, что в последний раз встреча на уровне Президентов была в 2007 г., а следующая встреча президентов состоялась без участия Президента Молдовы, которого заменил министр внутренних дел этой страны?
На этот вопрос по приглашению Посла ответил постпред Грузии в ГУАМ Мераб Антадзе: Как вам известно, главным органом организации является Совет, который проводит свою работу как на уровне Глав государств (Саммит), так и на уровне министров иностранных дел и национальных координаторов.
Встречи на высшем уровне проводятся по мере необходимости принятия новых концептуальных решений. Основополагающие решения по деятельности ГУАМ были приняты во время встреч СГГ в Ялте в 2001, 2002, 2003 гг., в Кишиневе в 2005 г., в Киеве в 2006 г., в Баку в 2007 г., и в Батуми в 2008 г.
Выполнение решений Саммита и координация действий вспомогательных органов ГУАМ рассматриваются на заседаниях Совета министров иностранных дел (СМИД) 2-3 раза в год и Совета национальных координаторов (СНК) ГУАМ 3-4 раза в год. Непосредственная деятельность по выполнению решений высших органов ГУАМ ведется на уровне постоянно действующих отраслевых рабочих групп и экспертов.
Читайте также: Гастрономический тур в Грузию
Важнейшими направлениями сотрудничества в рамках организации являются вопросы, связанные с осуществлением экономических, правоохранительных, сельскохозяйственных и туристических проектов.
В этом плане интенсивно развивается сотрудничество государств-членов ГУАМ с партнерами, такими как: Япония, США, Польша, страны «Вышеградской четверки», а также с международными организациями (ООН, ОБСЕ), развивается также сотрудничество Парламентской Ассамблеи ГУАМ с Балтийской Ассамблеей.
Если в целом оценить динамику взаимодействия, объем и выполнение поставленных задач, то можно констатировать значительный рост активности в рамках сотрудничества ГУАМ и о его возросшей эффективности.
Беседовала Анна Писаренко