Политики устроили новое состязание - кто быстрее подготовит и проведет через Верховную Раду закон об обязательном социальном медицинском страховании. Его принятие - один из ключевых этапов реформы всей системы здравоохранения, проведение которой от Украины ожидает МВФ. Народные депутаты подали уже три законопроекта в парламент. На подходе и правительственная версия. Однако все инициативы упираются в техническую неготовность системы здравоохранения к эффективному внедрению новой реформы. Что предлагают в Минздраве и в Верховной Раде разбирался Дмитрий Уляницкий.
Парламентарии и чиновники торопятся провести через Верховную Раду законопроект о внедрении обязательного социального медицинского страхования. Этот документ - один из ключевых этапов реформы системы здравоохранения, проведение которой является обязательством Украины перед Международным валютным фондом.
Это - непростая задача для парламента. Первые попытки внедрить в Украине систему общеобязательного медстрахования депутаты предприняли еще в 2001 году. Тогда им потребовалось два года для того, чтобы принять соответствующий законопроект в первом и во втором чтениях. Но в 2003 году для окончательного утверждения документа не хватило всего лишь 26 депутатских голосов.
К этому вопросу народные депутаты вернулись летом 2016 года. "Есть политическое решение, и законопроекты тоже есть. Часть из них уже зарегистрированы в парламенте. Сейчас идет финальное обсуждение, какую модель страховой медицины вводить. Думаю, в течение месяца эта дискуссия будет завершена, и до конца года законопроект будет рассматриваться в Раде", - сообщил РБК-Украина высокопоставленный источник в Кабинете министров.
Речь идет о как минимум трех депутатских законопроектах, предусматривающих общеобязательное медицинское страхование. Автором одного из них является заместитель главы комитета Рады по вопросам здравоохранения Олег Мусий (внефракционный), другого - глава этого же комитета Ольга Богомолец (БПП). Они были зарегистрированы в парламенте в июле и в августе, соответственно. В июле свою версию реформы в соавторстве с пятью депутатами предложила и глава парламентского комитета по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения Людмила Денисова ("Народный фронт"). Именно комитет, который она возглавляет, был определен как основной для всех трех законопроектов. И в среду, 5 октября, он решил рекомендовать вариант реформы, предложенный Денисовой, к принятию в первом чтении.
Согласно этому законопроекту, ежегодно в госбюджете парламент будет определять размер страхового взноса, уплачивать который за своих сотрудников ежемесячно будут работодатели. Плательщики страхового сбора должны будут заключать договора о медстраховании с частными компаниями, которые затем рассчитаются с медучреждениями за оказанные медицинские услуги.
Платить страховой сбор за безработных, пенсионеров и детей предлагается обязать местные власти, а физлица-предприниматели будут оплачивать страховку самостоятельно.
Перечень медуслуг, которые украинцы смогут получить по программе обязательного медстрахования, предлагается определить в специальной программе общеобязательного социального медстрахования.
Страховщикам для работы в этом сегменте придется получать лицензию, а также получить членство в страховой саморегулирующейся организации. Кроме того, страховая компания должна будет ежемесячно выплачивать один процент от страховых премий в Фонд гарантирования общеобязательного социального медицинского страхования. Именно этот фонд будет рассчитываться с больницами и поликлиниками в случае банкротства страховщика.
В альтернативных законопроектах, предложенных членами комитета Рады по вопросам здравоохранения, об участии частных страховых компаний речи не идет. В частности, Олег Мусий в своем проекте предлагает создать некоммерческую самоуправляющуюся организацию - Фонд медстрахования Украины - для оплаты медицинских страховок. Управлять таким фондом предлагается на паритетной основе государству, застрахованным гражданам и работодателям. Перечень медицинских услуг, которые будут оказываться за счет обязательной медстраховки, по версии Мусия, должен ежегодно утверждать парламент параллельно с принятием госбюджета.
Схожий вариант системы медстрахования предлагает и Ольга Богомолец. Согласно ее законопроекту, плательщиками страхового платежа должны быть работодатели, местные власти и физлица-предприниматели. Средства от страховых платежей будут поступать в специальный неприбыльный Фонд, который будет рассчитываться с медучреждениями за оказанные услуги. Их перечень должен определяться программой Кабмина, рассчитанной на три года.
У Министерства здравоохранения есть свое видение работы системы медстрахования, и оно не совпадает с тем, как ее представляют депутаты. Ведомство публично раскритиковало законопроект Людмилы Денисовой, который парламентский комитет рекомендовал к рассмотрению в сессионном зале. Соответствующее сообщение Минздрав обнародовал на своем сайте в понедельник, 10 октября.
"Хотя модель с частными страховыми компаниями выглядит привлекательно, нет никаких доказательств, что она является более эффективной, - заявил заместитель министра здравоохранения Павел Ковтонюк. - Аргументом в пользу предложенного законопроекта является вроде бы конкуренция, однако и мы, и международные экспертные институты убеждены, что конкуренция должна быть на уровне поставщиков медицинской помощи, то есть больниц, а не на уровне тех, кто страхует людей".
Риски модели медстрахования с участием частных компаний Павел Ковтонюк видит в том, что частные страховые компании "будут выбирать себе здоровых пациентов", а также завышать свои административные расходы. "Украинское государство институционально не способно регулировать деятельность частных страховых компаний, как это делают Швейцария или Нидерланды. Поэтому, это может привести к тому, что большая часть украинцев просто останутся незастрахованными", - считает заместитель министра здравоохранения.
Если рекомендованная комитетом Рады депутатская инициатива будет принята, то страховщики "смогут лоббировать собственные интересы, а не интересы пациентов", считают в Минздраве. Кроме того, в ведомстве предостерегают, что государство не сможет контролировать расходование страховых средств, которые будут храниться на счетах частных компаний.
Не устраивают Минздрав и альтернативные законопроекты, предложенные Ольгой Богомолец и Олегом Мусием. "Международный опыт свидетельствует, что сбор средств для здравоохранения, путем введения дополнительного налога на заработную плату, приведет к росту уровня тенизации экономики, а, следовательно, уменьшению доходов государственного, местных бюджетов и, в конечном результате, к ухудшению услуг для пациентов", - указывает в сообщении ведомства и.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун.
Взамен депутатским инициативам чиновники предлагают свою модель медстрахования, которая не предполагает введения новых налогов для работодателей. Чиновники рассчитывают, что им хватит на нужды страховой медицины уже имеющихся в госбюджете средств. Напомним, в этом году Минздраву выделено более 50 миллиардов гривен, а в следующем эту сумму предлагается увеличить до 62 миллиардов гривен. "Когда в стране идет война, а в экономике - коллапс, вводить новые налоги нецелесообразно. Никто этого не поймет", - уверен глава координационного совета общественной организации "Медконтроль" Игорь Щедрин.
Но пока свои идеи о том, какой должна быть система медстрахования в стране, Минздрав не спешит обнародовать в виде законопроекта. Ведомство ограничилось лишь несколькими тезисами, опубликованными на официальном сайте. Впрочем, в распоряжении РБК-Украина оказалась презентация реформы, которая была представлена недавно на совещании у премьер-министра Владимира Гройсмана.
Согласно документу, Минздрав рассчитывает внедрить новую систему здравоохранения за три года. В 2017 году чиновники планируют реформировать модель работы поликлиник, амбулатории, центров первичной медико-санитарной помощи, так называемого "первичного звена" здравоохранения, отвечающего за профилактику заболеваний и диагностику. "Всегда дешевле вылечить болезнь на ранней стадии, нежели на более поздних", - считает менеджер медицинской группы "Реанимационного пакета реформ" Александр Ябчанка.
Кроме того, ведомство обещает финансовую автономию медицинских учреждений, а также ввести оплату за результат лечения.
Предполагается, что украинцы будут вправе самостоятельно выбрать себе семейного врача и педиатра. Для этого гражданам необходимо будет заключить с врачом контракт об объеме услуг, гарантированных и оплаченных государством.
Взаимодействовать с врачами и перечислять бюджетные средства государство планирует через специальное страховое агентство. Оплата за работу семейных врачей будет рассчитываться, в зависимости от количества заключенных ими контрактов, с учетом соблюдения медицинских протоколов лечения и диагностики.
Так, в Минздраве посчитали, что семейный врач сможет ежегодно получать от государственного страхового агентства 1 тысячу гривен за обслуживание семьи с двумя детьми. Если же на одну амбулаторию или поликлинику будет завязано 1-2,5 тысяч договоров, ее ежемесячный доход может составить 19-50 тысяч гривен с учетом расходов на закупку необходимых лекарств, содержание помещения и транспорт.
Эксперты считают, что пока Украина не готова к введению медстраховок. "Для того чтобы государство оплачивало по медстраховкам оказываемые в больницах услуги, в законодательство необходимо ввести само понятие "медуслуги". Соответствующий законопроект пока что пылится в профильном комитете Верховной Рады", - считает Игорь Щедрин.
По его мнению, для обеспечения медстрахования, необходим электронный реестр пациентов. "Однако такого реестра пока что в стране не существует, и его разработка потребует огромных усилий. Я не верю, что Украина создаст его в ближайшие два года, но только после этого шага можно будет запустить полноценную систему обязательного медстрахования", - сомневается эксперт.
Вполне возможно, что проблема со статистикой будет решена после проведения реформы медучреждений первичного звена уже в 2017 году. "Сейчас Минздраву сложно эффективно управлять выделяемыми из госбюджета 50 миллиардов гривен на украинскую систему здравоохранения. После старта реформы первичное звено соберет необходимую статистику, - уверен Александр Ябчанка. - В частности, после подписания договора с пациентом врач внесет в создаваемый единый электронный реестр данные о пациенте и его заболеваниях. Так произойдет по всей Украине. В результате, Минздрав наконец-то получит более-менее достоверные данные о состоянии здоровья украинцев. Это даст возможность получить ведомству реальную статистику о том, что государство может бесплатно вылечить, а на что денег нет".
Пока Минздрав раздумывает над своей версией модели обязательного страхования, в самом Кабмине не исключают, что в парламенте основным станет депутатский законопроект. "Не исключаю, что какой-то из депутатских законопроектов мы возьмем как базовый", - сообщил РБК-Украина источник в правительстве. Но и одобренный комитетом Рады законопроект Людмилы Денисовой вряд ли сможет собрать большинство голосов парламентариев. Его поддержке в сессионном зале, скорее всего, будет препятствовать критика со стороны Минздрава. Впрочем, и чиновникам, и парламентариям придется поторопиться - МВФ настаивает на принятии реформы здравоохранения уже в этом году.