ua en ru

МАУ почти победила оппонентов. Госавиаслужба вот-вот вернет себе полномочия по выдаче разрешений на новые авиамаршруты

МАУ почти победила оппонентов. Госавиаслужба вот-вот вернет себе полномочия по выдаче разрешений на новые авиамаршруты Игорь Коломойский близок к монополии над небом
Третьего марта Окружной административной суд Киева признал незаконным приказ №245 от 2013 г. Министерства инфраструктуры, которым регламентируется порядок выдачи новых маршрутов отечественным авиаперевозчикам. Соответствующий судебный иск к Мининфраструктуры подал лидер авиарынка - авиакомпания "Международные авиалинии Украины".

Третьего марта Окружной административной суд Киева признал незаконным приказ №245 от 2013 г. Министерства инфраструктуры, которым регламентируется порядок выдачи новых маршрутов отечественным авиаперевозчикам. Соответствующий судебный иск к Мининфраструктуры подал лидер авиарынка - авиакомпания "Международные авиалинии Украины". Решение суда пока не вступило в силу и приказ министерства №245 продолжает работать. В пресс-службе Мининфраструктуры сообщили РБК-Украина, что ведомство подаст апелляцию до 20 марта. Адвокат Андрей Гук оценивает срок апелляционного рассмотрения в два-три месяца.

Если ведомство проиграет апелляцию, то велика вероятность того, что в силу вступят старые правила, благодаря которым Государственная авиационная служба могла до весны 2013 года крайне непрозрачно распределять маршруты между перевозчиками. Например, в декабре 2012 года Госавиаслужба приняла решение о передаче маршрутов от "АероСвіта" к МАУ. Общественность узнала об этом решение только через несколько месяцев.

По мнению отдельных специалистов, может сложиться и так, что выдача разрешений на новые маршруты остановится вовсе, поскольку новый порядок выдачи авианаправлений Госавислужбы (на замену приказа Мининфраструктуры №245) - тоже заблокирован.

В Госавиаслужбе не смогли прокомментировать постановление Окружного админсуда.

Предыстория вкратце

В октябре прошлого года Госавиаслужба приняла новый порядок выдачи авианаправлений, который должен был прийти на смену правилам, установленным приказом Мининфраструктуры №245 от 2013 г.

МАУ всцецело поддержала инициативу Госавиаслужбы.

Против отмены министерского приказа №245 выступила группа компаний - пытающаяся зайти на украинский рынок "дочка" турецкого авиаперевозчика Atlasjet-Atlasjet Ukraine, а также "Украинско-средиземноморские авиалинии", Wizz Air Ukraine, UTair Ukraine и еще несколько небольших перевозчиков. Например, Atlasjet Ukraine новый порядок не понравился, поскольку авиакомпания не соответствовала одному из требований к получению маршрутов - более 50% перевозчика должны принадлежать гражданину Украины или самой Украине.

Новый порядок выдачи авианаправлений был зарегистрирован в Минюсте. Но группе авиаперевозчиков, благодаря активной критике, удалось затормозить процесс официального вступления в силу документа. Минюст отложил официальную публикацию и предложил Мининфраструктуры и Госавиаслужбе провести открытое общественное обсуждение новых правил.

Свое решение Минюст мотивировал тем, что Госавиавслужба не учла многие выводы и пожелания, которые прозвучали во время заседания экспертной группы по реформированию отрасли авиатранспорта в августе 2014 года.

Таким образом, новый порядок выдачи авианаправлений не опубликован и до сих пор не вступил в силу.

Позиция истца - МАУ

Подавая иск на запрет приказа Мининфраструктуры №245, МАУ сочло, что этот документ не соответствует правовым актам высшей юридической силы. "Порядок №245 очевидно нарушает Воздушный кодекс", - заявил РБК-Украина Олег Бондарь, управляющий партнер юридического бюро "ECOVIS Бондарь и Бондарь", выступающего на стороне МАУ.

Кроме того, МАУ уверено, что Мининфраструктуры, при принятии своего приказа, превысило полномочия. Поэтому, как посчитали в МАУ, эти два фактора являются основанием для признания незаконным и недействительным приказа Мининфраструктуры о порядке распределения авиамаршрутов.

"Решение суда будет способствовать правовой определенности, предсказуемости отношений между авиаперевозчиками, а также эффективному планированию хозяйственной деятельности украинских авиакомпаний", - пояснила МАУ свою позицию в пресс-релизе.

Долетались

В результате взаимного блокирования как ныне действующих правил выдачи новых маршрутов, так и тех, которые должны были прийти им на смену, участники авиарынка могут загнать себя в юридическую ловушку. "Если апелляционная инстанция оставит в силе решение первой инстанции - никаких правил о выдаче назначений не будет на рынке", - утверждает бывший начальник отдела авиационного транспорта Мининфраструктуры Валентин Згурский.

Исполнительный директор авиакомпании "Аэроджет" Анатолий Мазуренко считает иначе - авианаправления будет распределять Госавиаслужба. "Как это делалось до 2012 года", - сказал Анатолий Мазуренко.

Андрей Гук согласен с этим. "Мы вернемся к тем архаичным правилам, которые были раньше", - сказал адвокат РБК-Украина.

Он отметил, что в приказе №245 есть пункт, что ранее действовавшие три нормативно-правовых акта, которыми регулировалась процедура распределения маршрутов до весны 2013 г., были отменены с момента вступления данного приказа. Соответственно, если апелляционная инстанция оставит решение суда первой инстанции в силе, то три старых документа автоматически восстановят свою законную силу. И тогда полномочия распределения авиамаршрутов автоматически вернутся в Госавиаслужбу.

Адвокат утверждает, что старые правила были крайне непрозрачными. "Заявки других авиакомпаний даже не рассматривали без пояснений причин и мотивов. Просто передали все МАУ", - резюмировал Андрей Гук.

Отметим, что максимальное количество маршрутов - у МАУ. За этим авиаперевозчиком в сентябре прошлого года за перевозчиком были закреплены около 190 направлений, из которых МАУ использовали около 80.

Основные спорные различия в действующих правилах Миинфраструктуры и в проекте новых правил от Госавиаслужбы

МАУ почти победила оппонентов. Госавиаслужба вот-вот вернет себе полномочия по выдаче разрешений на новые авиамаршрутыПозиции сторон. Резюме

Позиция Министерства инфраструктуры. Законодательство относит функцию нормативно-правового регулирования к функциям министерств, а не других центральных органов исполнительной власти. В сфере авиационного транспорта Мининфраструктуры является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование госполитики в сфере транспорта. Приказ Мининфраструктуры №245 от 2013 г. был согласован с Госавиаслужбой, Госпредпринимательства и АМКУ.

Позиция Госавиаслужбы. Воздушный кодекс указывает, что правила распределения авиамаршрутов устанавливаются авиационными правилами, которые издает центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию госполитики в области гражданской авиации. Таким является Госавиаслужба, поэтому и издание авиационных правил относится к его компетенции.