ua en ru

Максим Луцкий: “Мы должны стимулировать бизнес - инвестировать в ПТУ и высшее образование”

Автор: RBC.UA
Для средней школы окончательно установлен стандарт одиннадцатилетнего образования. Часть предметов в страших классах будет преподаваться на иностранных языках. Кроме того, в Украине следует больше внимания уделять среднему специализированному образованию. Об этом в интервью РБК-Украина рассказал глава парламентского комитета по вопросам науки и образования Максим Луцкий.

РБК-Украина: Как бы Вы оценили новый государственный учебный стандарт, который введен в украинских школах с 1 сентября?

Максим Луцкий: Речь идет о новом государственном стандарте начальной школы, который был принят на итоговой коллегии Министерства образования и науки. О нем можно много говорить, но есть несколько важных составляющих, на которые следует обратить особое внимание.

Прежде всего, это изучение иностранного языка с первого класса. С пятого класса будет изучаться второй иностранный язык. Обязательно вводятся во всех школах с первого класса информационно-коммуникационные технологии. Таким образом мы внедряем в нашем образовании европейские и мировые стандарты. И это вполне нормально.

Читайте также: "Новый госстандарт образования будет введен в школах с 1 сентября", - Табачник

Если мы возьмем любую страну Европы, то увидим, что там дети изучают иностранный язык еще с детского сада. Кстати, интересный пример есть в Ливане, где я периодически бываю. Там уже с первого класса все предметы дети учатся на английском и французском языках. А родной язык учат дома. Вследствие чего, закончив среднюю школу, ребенок свободно владеет тремя языками. Это серьезный результат.

В некоторых школах Киева это практикуют - еще до введения государственного стандарта начальной школы. Но теперь это уже будет на законодательном уровне, что стоит только поприветствовать.

РБК-Украина: Кстати, согласно новому государственному стандарту, предусматривается, что часть предметов в старших классах будет преподаваться на иностранных языках.

Максим Луцкий: Я считаю, что это правильно, потому что сегодня молодой человек, который не владеет компьютером и иностранными языками, имеет небольшие перспективы.

РБК-Украина: Сколько этих старших классов будет и сколько лет в школе будут учиться нынешние первоклассники?

Максим Луцкий: Мы сломали двенадцатилетнюю систему образования и поставили точку в этом вопросе. Это была абсолютно популистская и никому ненужная вещь. Если бы эту систему ввели, то наше образование ожидал бы реальный коллапс, потому что в этом году не было бы выпуска в общеобразовательной школе и не было набора на первый курс университетов, а также призыва в армию.

Кроме того, 12 класс - это дополнительные помещения, предметы и учебники, и еще 17 тыс. учителей, большую часть из которых надо бы отправить работать в село.

11 лет обучения появились, потому что однажды дети учились 6 дней в неделю, а потом мы перешли на пьятиненну систему обучения. Таким образом за 10 лет набегает примерно 365 дней.

Что же касается 12 класса, то просто непонятно, какими предметами можно наполнить этот 12 год обучения. Он мог просто превратиться в то, что на русском языке называется «повторение - мать учения» и потерю года.

Но откуда взялся этот 12 год? Когда мы раньше учились в университетах 5 лет, возникло предложение, перебросить блок гуманитарных дисциплин на 12 год школьного образования, а первый курс университета усилить профориентированных предметами. Таким образом, можно было учиться 4 года и получить полное высшее образование.

Но мы присоединились к Болонскому процессу, который четко определил, что бакалаврат длится 4 года и магистерская программа - 2 года. Следовательно, мы не можем в 4 года втиснуть и бакалаврат и магистратуру.

РБК-Украина: Кстати, как бы Вы оценили внедрение Болонского процесса в украинскую образовательную систему?

Максим Луцкий: Один из лозунгов Болонского процесса - это обучение на протяжении всей жизни. Это также свободная миграция специалистов среди стран, которые приобщены к этому процессу. Если посмотреть на студентов и ученых ЕС, то им действительно просто: одна денежная единица, безвизовый режим, американский принцип трудоустройства (когда сегодня трудоустроился и следующий день рассматриваешь более привлекательные предложения).

Но как это все касается украинцев? О какой свободной миграции может идти речь, если студент или молодой ученый не может даже получить визу в ЕС? О какой единой денежной единице можно говорить?

Поэтому, самое главное, что Европа должна понять: нельзя применять к Украине двойные стандарты, если она видит в нас своего партнера.

РБК-Украина: А куда движется украинское среднее образование? Недавно министр образования рассказал, что только половина предметов в старших классах будут обязательными, а остальные можно будет выбирать. Или это фактически означает начало профилирования украинского среднего образования?

Максим Луцкий: О том, что 50% предметов будут обязательными, а остальные - нет, говорить еще рано. Мы все-таки должны видеть на жизненные реалии.

Что же касается профилирования, то речь идет о том, что в некоторых странах Европы есть и 12, и 13 лет обучения в общей средней школе. Это социально развитые страны, которые могут обеспечить профилирование, чтобы те выпускники, которые не пошли в университеты, не пополнили ряды безработных.

Например, колледжи в США - это то же самое, что наши техникумы. У нас теперь тоже есть возможность после 9 класса поступать в колледж, и сейчас это становится все популярнее. После окончания колледжа выпускники автоматически идут на 2-3 курс университета.

Поэтому сегодня вопрос создания образовательных округов наиболее актуален. Речь идет о том, что есть университет, а вокруг него - колледжи.

РБК-Украина: Но действительно ли наши техникумы и ПТУ соответствуют уровню настоящих колледжей? Традиционно в Украине в ПТУ поступали люди, которые больше никуда поступить не могли.

Максим Луцкий: Для чего существует ПТУ? В советское время нормой было, когда при производстве, как правило, большом заводе, были кварталы, которые завод строил для своих работников, были школы и ПТУ, которые готовили работников для этого завода. Сегодня большинство из них закрыты или перепрофилированы, а ПТУ перешли на содержание местных бюджетов - все легло на плечи государства.

РБК-Украина: Что государство в этом направлении делает сегодня?

Максим Луцкий: Сегодня в этой сфере происходит тотальная инвентаризация для того, чтобы ПТУ перепрофилировать. Но ни в коем случае не закрывать и не терять кадровый потенциал.

Нужно обращаться к предприятиям, которые нуждаются в специалистах, но не знают, где их искать. Их могут готовить ПТУ. Сегодня единственный путь - это изучить потребности того или иного производства и привлекать производителей к профилированию и переоборудование этих ПТУ.

РБК-Украина: То есть, существование этих учебных заведений во многом зависит от развития украинской промышленности?

Максим Луцкий: Конечно. В начале 90-х гг 100% экономики принадлежало государственному сектору, а сегодня - 8%. Поэтому другого пути нет. Мы должны стимулировать бизнес - инвестировать в ПТУ и высшее образование. Все это отображается на налогообложении.

Реформа закона об образовании сама по себе ничего не даст. Это должен быть полный комплекс мероприятий: изменения в Закон «О государственном бюджете Украины», в Налоговый и Таможенный кодексы и Кодекс законов о труде в Украине - стимулирующие к приему на работу молодых специалистов.

РБК-Украина: В этом году около 90 вузов не получили ни одного студента. Так что в Украине происходит процесс сокращения вузов. Сколько их нужно Украине?

Максим Луцкий: На сегодняшний день количество выпускников общеобразовательных школ в два раза меньше, чем количество мест на первом курсе в украинских университетах всех форм собственности. Такое количество мест нам не нужно.

Некоторые политики говорят, что количество университетов надо сократить вдвое или втрое. Но кто за это возьмет на себя ответственность? Попытка закрыть хотя бы один университет вызовет возмущение в обществе. Почему закрываются именно этот университет? Какая-то политическая сила может взять себе это на вооружение. Итак, это неправильный путь решения проблемы.

Сегодня речь может идти о добровольное объединение университетов для повышения их потенциала. Прекрасным примером этого является Кривой Рог, где четыре университета объединились в один - Криворожский государственный университет.

Другим примером объединения профильных вузов является включение в состав Национального авиационного университета на добровольных началах Государственной Авиационной Академии, Кременчугского вертолетного колледжа, Криворожского и Славянского колледжей. То есть, мы фактически стали одним большим авиационным университетом.

Раньше все эти вузы были конкурентами и работали для всего Советского Союза, в котором проживало 240 млн человек. Сегодня мы живем в независимой Украине, население которой за 21 год сократилось на 7 млн. И потребности 240 млн человек отличаются от потребностей 42 млн. Следовательно, это объединение потенциалов ничем иным, как ответом на современные требования рынка труда.

РБК-Украина: Как Вы оцениваете нынешнюю вступительную кампанию в украинские вузы?

Максим Луцкий: Как удачную. Я доволен результатами нововведений.

Если посмотреть на вступительную кампанию в вузы три года назад, когда мы имели исключительно конкурс среди льготников и можно было подавать документы даже в 100 университетов на 100 специальностей - это было одно дело. В этом году документы можно было подавать только в 5 университетов на 3 специальности.

Читайте также: В этом году в украинские вузы поступало в четыре раза больше абитуриентов

Ликвидировано понятие льготного поступления. Ранее победители всех олимпиад могли автоматически поступать на любой факультет. Сейчас уже невозможно победить, например, на олимпиаде по математике - и автоматически поступить на международные отношения. Только по профилю.

Ранее 100% могли поступать по льготам, теперь - только 25%. 75% поступают на общих основаниях.

Также ликвидировано понятие тестирование для получения второго высшего образования. Тесты для этого сдавать больше не нужно.

Другая положительная новинка - продление срока приема документов до одного месяца (с 1 по 30 июля). Таким образом, разведены во времени подача документов теми, кто сдавал тестирование в предыдущие годы, и теми, кто сдавал тестирование теперь, чтобы не было огромных очередей.

Кроме того, увеличено количество людей, работающих в приемных комиссиях, и введена система электронного приема документов. В прошлом году это был эксперимент, условиями которого воспользовались около 10 тыс. человек. В этом году - это уже 62 тыс. человек, подавших документы в электронном виде.

То есть, тенденция такова, что через год-два все будут подавать документы в электронном виде. Чтобы подать документы в вуз, не надо будет тратить время и средства на проезд, проживание и подачи документов в приемную комиссию.

РБК-Украина: Внешнее независимое оценивание (ВНО) себя оправдало?

Максим Луцкий: ВНО - это норма мировой практики, и мы никуда от нее не денемся. Надо признать, что ВНО не всегда дает объективную оценку знаний абитуриента. Например, одни дети могут мгновенно принимать решения, остальным надо подумать, но от этого у них знания не хуже. А в ВНО является конкретное время для ответа на вопрос.

К тому же, в позапрошлом году были тяжелые тесты по английскому и истории. Мы проводим анализ ошибок и исправим их в следующем году.

Но надо признать, что каждый год - это эксперимент, и поэтому кто-то не вступает в желаемого университета - и судьба человека складывается уже по-другому. Кроме того, учителя боятся ставить ученикам хорошие оценки, потому что переживают, что потом они не напишут тесты на соответствующее количество баллов - и вопросы возникнут именно к учителям. Все это есть!

РБК-Украина: В контексте того, что каждый год в нашем высшем образовании происходят изменения, насколько легко к этому могут приспособиться иностранные студенты, которые учатся в украинских вузах?

Максим Луцкий: Для иностранцев правила вступления является совсем другими том, что они получают образование и едут домой. Они проходят обязательную доуниверситетскую подготовку, изучают язык и затем поступают в университеты.

В Украине иностранные студенты составляют примерно 1,5% от общего количества, то есть - около 50 тыс. Но эта цифра при положительной динамике может быть и втрое больше. Часть студентов, приезжающих в Украину, говорят, что хотят учиться не украинская, а на русском языке, потому что это для них перспективнее, учитвая, что русский язык является шестым по распространенности в мире. Если же университет может принять группу студентов, которые будут учиться на русском, испанском или любой другой язык и обеспечить общежитием, то на это надо идти, потому что это еще один плюс для укрепления имиджа нашего государства.

Количество иностранных граждан, обучающихся в стране - это один из основных показателей уровня образования. Они получают знания, трудоустраиваются и потом сюда приезжают другие иностранцы. Это также имидж государства, я уже не говорю о финансовых поступлений.

Простой пример. В США ежегодно обучаются более полумиллиона иностранных граждан. Если мы возьмем этих 500 тыс. и умножим на минимальную стоимость обучения 10 тыс. долл. за семестр, то уже выйдет 5 млрд долл. А добавьте сюда докторантуру - это втрое большая сумма. Кроме того, тратя 10 тыс. долл. на обучение, еще 20 тыс. идут на проживание и питание. А это налоги и рабочие места и т.д.

РБК-Украина: Кстати, насколько сегодня украинские вузы готовы к реализации на практике закона о языковой политике и сколько книг уже удалось перевести на другие языки?

Максим Луцкий: Закон о языках неоднозначен. Государственный язык у нас один - украинский. Мы посмотрим на наработки рабочей группы, которая создана по поручению Президента и возглавляется Раиса Богатырева. После окончания ее работы можно будет делать выводы, это станет возможно примерно через две недели. На сегодняшний день там очень много «но».

Читайте также: Венгерский язык получил статус регионального в Берегово Закарпатской обл (видео)

РБК-Украина: То есть, украинские вузы еще не начали воплощать на практике постулаты языкового закона?

Максим Луцкий: Это почти невозможно, потому что то количество предметов, документации и учебников, которые нужно перевести, - на это не будет способен ни один бюджет. Это возможно сделать в средней школе, но не в университете. Надо говорить исключительно о тех вещах, которые консолидируют общество, а не разъединяют.

РБК-Украина: А насколько в Украине сегодня доступны электронные учебники?

Максим Луцкий: Электронный учебник - это одно из средств решения вопроса нехватки учебников. Здесь есть проблемы в области авторских прав и выгод.

Сегодня мы рассматриваем очень сложный законопроект об авторских и смежных правах, который должен четко определить механизм получения авторского вознаграждения для того, чтобы потом авторы учебников не подавали в суд, если они не получат вознаграждения.

РБК-Украина: По словам министра образования, сегодня, заключая соглашения с авторами учебников, государство составляет соглашения таким образом, чтобы все права, в том числе - на электронную версию учебника, принадлежали государству. Так ли это?

Максим Луцкий: Это один из путей решения этого вопроса, потому что сегодня необходимо найти какой-то формальный механизм, чтобы не откладывать на потом решение проблематики учебников. Но все равно, это нужно внедрять на законодательном уровне.

Соответствующий законопроект лежит сейчас в комитете. Мы получили сравнительную таблицу на 300 страниц, все очень неоднозначно, и сегодня целый рабочая группа - государственный институт интеллектуальной собственности, Министерство образования и все заинтересованные лица - работают над этим вопросом.

РБК-Украина: Другой проект, тесно связанный с электронной книгой, - это Интернет в каждую школу. В какой мере он сегодня реализован?

Максим Луцкий: Есть то, чего хочешь, и то, что имеешь в действительности. Если говорить о городских школах, то в подавляющем большинстве этот вопрос решен. Если о сельских, то о каких сетях и телекоммуникациях можно говорить? То есть, стремление есть, но технические возможности не позволяют.

Сегодня надо акцентировать внимание не только на компьютеризации сельских школ, а на ее сохранении вообще. За последние 10 лет количество детей сократилось почти на 2,5 млн. Сейчас в деревне один и тот же учитель преподает и математику, и физику, и химию в разных классах.

Посмотрите на цифры: в Украине есть почти 1600 школ, в 11 классах которых учится до 40 учеников и почти 500 школ, в которых учится до 10 учеников (во всех 11 классах вместе). Это настоящая проблема, а все остальное - второстепенные вещи.

И сегодня, и вчера, и в советское время сельская школа отставала от городской. В советские времена люди, которые жили в деревне, свое будущее связывали с ним. Сегодня, когда люди выезжают из села, то автоматически связывают свою судьбу с городом.

Если взять университетскую жизнь, то я могу ответственно заявить, что сельские дети на первом курсе традиционно отстают от своих городских коллег, потому что городской уровень знаний, особенно столичный - гораздо выше. Благодаря своему трудолюбиюя и желанию остаться в городе, понимая, что они могут рассчитывать только на себя, уже на 2-3 курсе, они дают фору своим городским коллегам.

РБК-Украина: Кстати, как бы Вы в целом оценили работу нашего профильного министерства?

Максим Луцкий: По количеству принятых реформ - положительно. Другое дело, что политическая ситуация в стране достаточно сложная. Мы находимся в постоянном предвыборном процессе, и многие из политических оппонентов пытаются оценивать не работу министерства, а связывать ее исключительно с личностью министра. Это главная ошибка.

Внедрены и восстановлены очень много программ и проектов: школьный автобус, учебники, премия в области образования, новые государственные стандарты начальной школы, одиннадцатилетняя система обучения, процесс принятия Закона «О высшем образовании» выходит на финишную прямую, возвращение процедуры получения научных званий доцента и профессора, утверждение концепции доктрины профессионально-технического образования и трудоустройства. Если вы мне приведете хоть часть из того, что я перечислил за предыдущие пять лет, я готов склонить голову.

Читайте также: День знаний: В украинские школы 1 сентября пошли на 6,7% больше первоклассников

Никто не хочет брать на себя ответственность за реформы, потому что переживает за свой политический имидж и рейтинг, но мы должны понимать, что жить по стандартам 60-х гг невозможно.

РБК-Украина: Вы работаете в Соломенском районе. Недавно глава КГГА Александр Попов говорил о своеобразной конкуренции между районами в Киеве. Сколько сегодня студентов учатся в вашем районе?

Максим Луцкий: В Соломенском районе наибольшее количество университетов столицы: НАУ, КПИ, Национальный университет обороны, Национальная Академия внутренних дел, Национальный университет архитектуры и строительства, Центр. Также здесь расположены общежития университета Богомольца, Шевченко и т.д. Фактически, 65% студентов сконцентрированы здесь.

Что касается учреждений дошкольного и школьного образования, то их около 64 - довольно мощно. По результатам рейтинга Соломенский район в области образования находится на втором месте после Печерского.

Беседовала Татьяна Швыдка