Летать под наблюдением: государство намерено ужесточить контроль за авиакомпаниями
Госавиаслужба намерена ужесточить контроль за финансовым состоянием украинских авиакомпаний. Для этого ведомство планирует расширить перечень документов, которые авиаперевозчики должны будут подавать в Госавиаслужбу. Кроме того, предполагается, что регулятор сможет лишить компанию лицензии на полеты, если участники рынка предоставят ему неправдивую или сомнительную информацию. В Госавиаслужбе уверены, что нововведения позволят обезопасить пассажиров от внезапного банкротства авиакомпаний. Участники рынка инициативе не рады и видят в ней коррупционные риски. Подробности в материале РБК-Украина.
Финансовый контроль
Государственная авиационная служба разработала законопроект, нормы которого ужесточают контроль за финансовым состоянием авиакомпаний. Документ обнародован на сайтах этого ведомства, а также Министерства инфраструктуры.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что он подготовлен по трем причинам. Одна из них выполнение правительством требования СНБОУ, который поручил Кабмину прописать требования к финансовому обеспечению авиаперевозчиков. Две другие – необходимость соответствия украинского законодательства европейским нормам и защита прав потребителей.
"В Европе действует регламент 1008/2008, который содержит требования к работе авиаперевозчиков. В нем большое внимание уделяется финансовому состоянию авиакомпаний, чтобы, к примеру, на случай форс-мажоров авиакомпаниям хватило ресурсов на продолжение деятельности", - объяснила РБК-Украина пресс-секретарь Госавислужбы Ирина Кустовская.
Сейчас у авиакомпаний запрашиваются такие финансовые документы как бизнес-план и подтверждение платежеспособности компании на этапе получения сертификата эксплуатанта. То есть документа, который подтверждает, что авиаперевозчик придерживается норм безопасности. Эти документы авиаперевозчики подают в Госавиаслужбу каждые два года.
"Обычно в качестве таких документов авиаперевозчики предоставляли именно бухгалтерскую или финансовую отчетность за последний отчетный период. Регулятор имел право проверять состояние перевозчика в ходе плановых или внеплановых проверок", - рассказывает эксперт по авиационному праву, партнер юридического бюро ECOVIS "Бондарь и Бондарь" Олег Бондарь.
По его словам, в ходе таких проверок регулятор проверяет соответствие перевозчика лицензионным требованиям. "Но сейчас лицензионные условия концентрируются, в основном, на выполнении авиационных правил, к примеру, технического состояния флота и тому подобное. Теперь лицензионные условия деятельности авиаперевозчиков будут расширены в вопросе финансового состояния авиакомпаний. Соответственно, у Госавиаслужбы появляются новые полномочия для возможности проверки финансов авиаперевозчиков - будут обязаны периодически обновлять и предоставлять ведомству такую информацию", - уточнил партнер юрфирмы "Анте", специалист по авиационному праву Андрей Гук.
Законопроектом предлагается существенно расширить перечень финансовой, экономической и коммерческой информации, которая подается в Госавиаслужбу. "При получении лицензии необходимо представить детальный бизнес план на несколько лет, расчеты, анализ рынка, финансовую отчетность с расшифровками, данные о расчетах с контрагентами и пр. Эту информацию нужно подавать каждые два года, а также при малейшем изменении в деятельности перевозчика (изменение наименования, флота, географии полетов и другое)", - говорит Олег Бондарь.
Кроме того, перевозчик обязан ежеквартально и ежегодно подавать регулятору финансовую отчетность и данные о состоянии расчетов. "Ну и, конечно, при проведении проверки Госавиаслужба может затребовать любые документы и данные, чтобы подтвердить финансовую состоятельность перевозчика", - заключил юрист.
Новые полномочия позволят Госавиаслужбе более пристально следить за финансовым состоянием авиакомпаний. "Это позволит избежать ситуаций наподобие ухода с рынка авиакомпании "АэроСвит", когда из-за отсутствия "подушки" ликвидности у авиаперевозчика остались долги перед контрагентами. Таким образом, новые полномочия Госавиаслужбе позволят пассажирам чувствовать себя более защищенными на случай форс-мажорных ситуаций с авиакомпаниями", - уточнила Ирина Кустовская.
Напомним, что один из лидеров украинского авиарынка авиакомпания "АэроСвит" внезапно прекратила полеты в начале 2013 года. В прошлом году Хозсуд Киевской области утвердил реестр требований кредиторов к авиаперевозчику. В совокупности долгов набралось на сумму примерно в 8,4 млрд гривен.
Если проект будет одобрен парламентом, он вступит в силу через шесть месяцев после его опубликования. При этом лицензии на авиаперевозки, которые были получены до этого, будут аннулированы с 1 января 2018 года.
Инструмент наказания
Если в предоставленной авиакомпанией информации будут обнаружены неправдивые или сомнительные данные, то Госавиаслужба сможет лишить перевозчика лицензии.
Потеряют право на полеты и те участники рынка, в финансовых документах которых регулятор обнаружит риски для финансовой ликвидности компаний. "Такие жесткие требования обусловлены, в первую очередь, историей с "АэроСвитом". Поэтому вполне разумны для украинского рынка, ведь, по сути, фактически государственного контроля над финансовым состоянием перевозчиков в Украине нет. Мы можем только на кофейной гуще гадать - на грани банкротства перевозчик в Украине или нет", - отметил Андрей Гук.
"Фактически теперь регулятор не просто вправе, а будет обязан лишать лицензии за любое даже незначительное нарушение лицензионных условий", - говорит Олег Бондарь.
Впрочем, по мнению эксперта авиарынка Андрея Ярмака, Госавиаслужбе будет сложно эффективно и качественно использовать новые инструменты для контроля за финансовым состоянием авиакомпаний ввиду постоянного кадрового дефицита и необходимости дополнительного обучения сотрудников.
"Ведомству нужно будет очень поднапрячься, чтобы качественно все контролировать в соответствии с новыми требованиями к финсостоянию авиаперевозчиков. Чтобы эффективно пользоваться новыми методами контроля службе, скорее всего, потребуется дополнительный человеческий ресурс. Кроме того, сотрудникам Госавиаслужбы придется пройти дополнительное обучение или обмен опытом с европейскими коллегами", - говорит он.
Но не все на авиационном рынке верят, что новый законопроект окажет позитивное влияние. По мнению исполнительного директора авиакомпании "Аэроджет" Анатолия Мазуренко, нельзя жесткими требованиями ограничивать предпринимательскую деятельность. "У разных авиакомпаний разные задачи. Нельзя всех подгонять под одинаковые требования. При одном и том же финансовом состоянии одни авиакомпании будут успешно достигать своих целей, а другие даже при значительно большем финансировании могут попасть в банкротство. Лично я против ограничений, в том числе финансовых. В наших условиях такими ограничениями только расширят поле коррупционной деятельности", - отмечает он.
Анатолий Мазуренко предполагает, что требуя предоставления большого количества финансовых документов, чиновники, например, могут попытаться установить какой-либо минимум, с которого, по их мнению, можно будет начинать деятельность авиакомпании. "Я против этого. Такой минимум можно охарактеризовать как ограничение предпринимательской деятельности. А если минимум не устанавливать, то все проверки будут иметь формальный характер, как и раньше", - заключает он.