ua en ru

Космическая Украина: мифы и реальность

Космическая Украина: мифы и реальность По подсчетам экспертов, 1 доллар, вложенный в космическую отрасль, приносит Украине 8 долларов прибыли
Ни одна страна не перешла "из третьего мира в первый" благодаря сельскому хозяйству. Но Украина упорно верит в свой успех как "аграрной державы". Наибольший взнос в экономику и приток валюты от экспорта Украине сейчас дают сельское хозяйство, металлургия, машиностроение и IT. Из них лучше всех дела у аграрного сектора, который формирует 27% ВВП и обеспечивает более 40% экспортных поступлений.

Ни одна страна не перешла "из третьего мира в первый" благодаря сельскому хозяйству. Но Украина упорно верит в свой успех как "аграрной державы". Наибольший взнос в экономику и приток валюты от экспорта Украине сейчас дают сельское хозяйство, металлургия, машиностроение и IT. Из них лучше всех дела у аграрного сектора, который формирует 27% ВВП и обеспечивает более 40% экспортных поступлений.

Правительство прогнозирует, что Украина в 2016 году уже превзойдет по объемам экспорта сельхозпродукции все страны Евросоюза, вместе взятые. А значит, рукой подать до статуса "аграрной супердержавы", который напророчил Украине посол США Джеффри Пайетт. Южная Корея (занимающая по площади приблизительно территорию Житомирской, Киевской и Черниговской областей) - 28-я экономика мира по ВВП на душу населения.


Украина, с лучшими черноземами, без пяти минут "аграрная супердержава" - 115-я в мире. И плодородие черноземов не бездонная скважина, откуда, как нефть, можно черпать урожаи и валюту. По подсчетам экспертов, аграрному сектору уже сегодня необходимы минимум 70 млрд долларов инвестиций. А еще, Украине - "аграрной державе" будет достаточно и экономически обосновано 10 млн человек.

Analytic Group Da Vinci AG в своем отчете о трендах развития экономики в первом полугодии 2016 года прогнозирует, что ставка на экспорт аграрного сырья и продуктов с низким уровнем добавленной стоимости - прямая дорога к росту безработицы и зависимости экономики Украины от тех факторов, на которые мы не влияем (погодных условий и ценовой конъюнктуры на рынке продовольствия).

По климатическим условиям, Украина считается "страной рискованного земледелия". Турция, где гораздо мягче климат и можно выращивать несколько урожаев за год, еще с 1980-х начала сокращать в экономике долю сельского хозяйства. Чтобы меньше зависеть от экспорта, Турция сделала ставку на туризм и сферу услуг, которые сейчас формируют 58% турецкого ВВП и не в последнюю очередь обеспечивают ей место в большой двадцатке. Украина тоже мечтает попасть в большую двадцатку и много говорит о туризме.

Но "аграрная супердержава" Украина – еще и пятая в мире среди самых развитых стран в аэрокосмической отрасли. Впереди нас только США, Россия, Франция и Китай. Правда, украинцы об этом почти не знают, и любой, кто назовет Украину космической державой, сейчас выглядит полным "космонавтом".

Обломки СССР и черные дыры

Место в пятерке космических государств Украине обеспечило удачное наследство Советского Союза, от которого нам досталась почти треть ракетно-космического потенциала. С помощью украинских пусковых систем запускались космические корабли во всем мире, начиная с полета Белки и Стрелки и Юрия Гагарина. Даже без своего космодрома, Украина запустила за годы Независимости более 140 ракет-носителей своей разработки и производства, вывела на орбиты более 300 спутников и 29 изготовленных в Украине космических аппаратов. Украинские ракеты-носители, космические аппараты, системы управления, приборы и системы покупали в более 25-ти странах мира. В ближайший месяц состоится запуск ракеты-носителя Antares, первая ступень которой была спроектирована КБ "Южное" и произведена на заводе "Южмаш".

Однако год за годом, Украина сдавала позиции в космической сфере. Движение вниз началось задолго до 2015 года. Еще в 2011 году бывший руководитель Государственного космического агентства Юрий Алексеев акцентировал, что из четырех запущенных в 2010 году ракет украинского производства, три были "made in USSR". И это были пуски по программе "Днепр", в рамках которой на снятые с боевого дежурства межконтинентальные баллистические ракеты РС-20 вместо боеголовок устанавливали коммерческие спутники и отправляли их в космос. Все пуски выполнялись в рамках зарубежных коммерческих проектов: ведь своего космодрома государство не имеет, а новых разработок не финансирует.

Тогда еще жила надежда на начатый в 2003 году украинско-бразильский проект "Циклон-4", который должен был дать Украине независимый доступ к космосу. По условиям проекта, Бразилия обязывалась построить космодром Алкантара, а Украина – разработать и изготовить до конца 2006 года ракетоноситель "Циклон-4".

Однако к 2011 году срок завершения проекта был продлен уже вчетверо, а его стоимость выросла втрое (со 150 млн долл. до 488 млн долл.). Разработчиком проекта "Циклон-4" было КБ "Южное". В 2015 году Бразилия в одностороннем порядке вышла из проекта. А прямые потери Украины превысили 0,8 млрд долларов бюджетных средств, из которых 0,3 млрд долларов – расходы не на сам проект, а на обслуживания кредитов, что привлекались под госгарантии для его финансирования.

"На сегодня ракетоноситель разработан на 84%, а сама летная машина изготовлена на 63%. Задержка немного произошла, так как Бразилия вышла из проекта", − объясняет Александр Нестеров, главный конструктор "Циклон-4" от КБ "Южное".

"Выполненный проект – это когда он готов на 100%. Ни 63%, ни 84%, ни даже 99,9% - это все равно невыполненный проект!, − говорит Любомир Сабадош, возглавлявший Государственное космическое агентство в 2015-16 гг.− Недопустимо, когда берут работу, получают на нее огромные средства, но результата нет. Когда я начал требовать результат, то встретил огромное сопротивление на всех уровнях".

Космическое агентство считает, что срыв разработки – "заслуга" КБ "Южное", которое как главный подрядчик, не справилось в необходимые сроки с работой. Так же считает и экс-глава Госкосмоса Юрий Алексеев. "Наша ошибка, что мы излишне доверились былой мощи некоторых руководителей и предприятий отрасли, - констатирует экс-глава Госкосмоса. − А они видели в этом проекте только способ выживания коллектива и желания выжать побольше денег".

Тем не менее, КБ "Южное" утверждает, что конструкторская документация к "Циклону-4" была готова еще в 2006 году. Но полного комплекта документов так никто и не увидел. Ведущий подготовку производства завод "Южмаш" грустно смотрит на полученные от КБ "Южное" после 2006 года почти десять тысяч изменений к той части конструкторской документации, которая у них уже есть.

"Циклон-4" – единственный в истории независимой Украины большой космический проект, который был профинансирован государством полностью и своевременно. В той же Бразилии ответственных за провал должностных лиц компаний-подрядчиков привлекли к ответственности и посадили в тюрьму. В Украине же, главный подрядчик – чуть ли не герой, а поднявший в 2015 году вопрос об ответственности за провал проекта и неэффективность использования бюджетных средств глава Госкосмоса был уволен.

В проекте "Циклон-4" ставить точку рано, и он еще может быть реализован, уверен Юрий Алексеев. Но для этого нужна четкая государственная позиция и ответственность тех, кто привел к его провалу.

Еще один проект КБ "Южное" - это спутник "Сич-2", устаревший по мнению экспертов, еще на этапе разработки технического задания. "Сич-2" проработал на орбите менее года, и связь с ним была утеряна, а Украина с тех пор вообще без своего телекоммуникационного спутника. Начатый под Евро-2012 спутник "Лыбидь", который изготовлял зарубежный подрядчик, сейчас на складе в Красноярске (Россия). Для завершения этого проекта стоимостью в треть миллиарда долларов, не хватает "всего лишь" каких-то 8 млн долларов.

Из-за хитрой системы "прокладок" уплаченные деньги до исполнителя пуска не дошли, а у спутника уже истекает двухлетний гарантийный срок хранения. При этом государство, заплатив сполна, по условиям проекта сможет пользоваться лишь частью ресурса спутника, что полностью нивелирует ценность системы связи "Лыбидь" с точки зрения национальной безопасности, т.к. исключает ее независимость от внешних факторов. И деньги потрачены, и своей спутниковой системы так и нет. Не проще ли и дешевле было бы купить необходимый ресурс на уже имеющихся или планируемых к запуску зарубежных спутниках связи?

Содержать трудно, отдать инвесторам - жалко

За первое полугодие 2016 года, украинские предприятия космической отрасли увеличили производство на 47% до 1,7 млрд гривен по сравнению с январем-июнем 2015 года. С одной стороны, почти 50%-й рост производства в отрасли на фоне общего падения промышленного производства в Украине на 3,4% за первое полугодие − повод гордиться. Но это скорее показатель, что украинскому космосу, 60% продукции которого идет на экспорт, пока удалось закрыть брешь после разрыва связей с Россией и найти другие рынки сбыта. Без четкой стратегии развития и с привычкой жить за государственный счет, функция предприятий космоса сведется к изготовлению клепок обшивки космических аппаратов других стран, считает бывший глава Госкосмоса Любомир Сабадош.

По производительности труда (а это основной показатель конкурентоспособности), предприятия отрасли в 40-50 раз проигрывают основным конкурентам из Европы и США. В структуре Госкосмоса 26 предприятий, они перегружены непрофильными активами, значительная часть производственных мощностей уже никогда не будет использована. Мощь украинского космоса незатребована, и это причина ее немощи.

"Мощности отраслевых предприятий настолько выше потребности, что их нерационально содержать за государственные средства, - говорит экс-глава Госкосмоса Любомир Сабадош.- Надо оставить в государственной собственности четыре-пять основных государственных предприятий, которые вместе формируют полный цикл изготовления ракетоносителя и обеспечивают Украины статус космической державы. Это Южный машиностроительный завод, КБ "Южное", Павлоградский химический завод и "Объединение Коммунар" в Харькове, СКБ "Арсенал".

Остальные предприятия, по мнению экс-главы Госкосмоса, необходимо либо продать, либо корпоратизировать, и привлечь инвестора через продажу части акционерного капитала. Это даст предприятиям заказы и инвестиции, и сохранит их технологический и производственный капитал. А средства от продажи неработающих мощностей можно направить на космическую программу.

В бюджете-2016 заложено 233 млн гривен на космические программы. Хотя это защищенная статья бюджета, до сих пор не выделено ни копейки. А ведь в принятой еще в 2011 году и действующей и поныне "Концепции реализации государственной политики в сфере космической деятельности на период до 2032 года" прописаны грандиозные планы украинского космоса: тут и создание космических аппаратов для полетов к Луне, и полеты украинских космонавтов, и создание сверхтяжелых ракет-носителей… Желание объять необъятное говорит либо о полном отрыве от реальности, либо − о заведомом срыве поставленных задач. Пока государство не определилось с приоритетами космоса, отдельно взятые предприятия отрасли выживают, кто как сможет.

Харьковское "Объединение Коммунар" за все годы Независимости не получило от Украины ни одного государственного заказа на космическую продукцию. Предприятие работало благодаря выпуску систем управления ракет-носителей "Зенит-2М" (программа "Наземный старт") и "Зенит-3SL" (программа "Морской старт"). Эти проекты реализовывались совместно с Российской Федерацией и сейчас приостановлены. А украинских заказов нет.

"Без государственной поддержки, предприятие вложило более 100 млн гривен своих оборотных средств в создание новых направлений производства: продукции для авиационной отрасли, оборудования для железнодорожных вагонов и метрополитена, приборов для бронетанковой техники, - говорит и.о. директора "Объединения Коммунар" Владимир Тарасов. - У нас мобильное приборостроительное предприятие, мы можем осваивать новые заказы и запускать их в серийное производство в кратчайшие сроки".

Также "Объединение Коммунар" более десяти лет работает в проекте обновления подвижного состава "Укрзализныци" и другого транспорта социального значения. С 2004 года предприятие участвовало во множестве тендеров по государственным целевым программам, в частности, государственной целевой программе таможни, Госпогранслужбы и другим. Программы предполагали закупку технических средств у отечественных производителей за средства госбюджета. Некоторые из этих тендеров были отменены, некоторые выиграны, но не акцептированы. Такая ситуация делает невозможным планирование перспектив. В то время, имея свое конструкторское бюро и производственную базу, "Объединение Коммунар" может участвовать в разработке и создании новой ракеты-носителя украинского производства.

Стратегия ни о чем – полет в никуда

Нужна четкая программа, которая должна учесть позицию Украины как космического государства в мире. Для этого нужно проанализировать, что происходит в мировой космической отрасли, какие развиваются технологии, и какие могут быть варианты нашего сотрудничества с другими странами, учитывая военный конфликт с РФ и ограниченность ресурсов.

"Стратегия – это вполне реальный инструмент достижения цели в условиях ограниченности ресурсов, − считает ветеран ракетно-космической отрасли, доктор технических наук, главный конструктор ракетных двигателей на твердом топливе Владимир Кукушкин. − Всего-то надо определить ясную и понятную цель. А если цель ни о чем, то и путь – в никуда. Гораздо более понятно выглядела бы такая цель, как интеграция Украины в международную космическую деятельность на основе специализации в определенных ее направлениях с учетом имеющегося потенциала.

Например, учитывая богатейший опыт конструирования ракет и отсутствие космодрома, можно избрать разработку и производство носителей легкого класса с обеспечением возможности их пуска национальными средствами. Сроки решения этих задач обозримы, стоимость реальна, рынок понятен, говорит Кукушкин. Есть еще жидкостные двигатели, специальная техника для нужд обороны.

Украина просто таки обязана создать базовый "джентльменский набор" космических средств обеспечения национальной безопасности – собственных группировок спутников, навигации и связи, высокоточные системы оружия и прочее. Даже у Беларуси свой телекоммуникационный спутник есть. А воюющая Украина не имеет своего спутника и пользуется ресурсами других государств.

Начать следует с реформирования самой системы управления космической отраслью. Сейчас нет согласованной политики космических предприятий по достижению общих стратегических целей, а полномочия Госкосмоса, как органа исполнительной власти, сводятся к утверждению и контролю выполнения финансовых планов предприятий. Вмешиваться же в их оперативную деятельность Госкосмос не имеет права, и любые его попытки влиять на кадровую политику предприятий отрасли встречают сопротивление. Как, например, увольнение Александра Дегтярева с должности генерального директора-генерального конструктора КБ Южное за невыполнение поставленных задач, а в последующем и открытие ряда уголовных дел не увенчались успехом. Дегтярев по решению суда восстановлен в должности и опять участвует в конкурсе на должность генерального директора КБ "Южное".

"У украинского космоса есть перспектива, если мы будем системно и целенаправленно подходить к стратегии, управлению и финансированию. Любой проект должен быть тщательно обоснован и просчитан, − говорит Сергей Войт, генеральный директор Южного машиностроительного завода им. Макарова ("Южмаш").− Даже в советское время деньги на космос выделяли на жестко обоснованные и предельно конкретные цели, под ответственность за результат".

Эксперты сходятся в оценках, что уже сейчас для украинской космической отрасли есть много перспективных и прибыльных ниш: например, технологии по борьбе с так называемым "космическим мусором".

Обозначенная "Концепцией госполитики в космической сфере до 2032 года" потребность космической отрасли в средствах − 38,5 млрд гривен считают запредельной, учитывая реальное состояние экономики. Но как тогда назвать необходимость в 70 миллиардах долларов инвестиций в аграрный сектор, особенно при отсутствии рынка земли? Однако же в Украину-аграрную державу верят, а вот в космическую – почему-то нет.

По подсчетам экспертов, 1 доллар, вложенный в космическую отрасль, приносит Украине 8 долларов прибыли. В то время как отдача аграрной отрасли в разы меньше - 1,7 доллара к 1. Космос – это наука, производство, рабочие места, и 6-7 видов добавленной стоимости продукции. Собственный спутник даст возможность и аграрному сектору перейти в ХХІ век: позволит создать необходимый кадастр сельскохозяйственных земель с данными о состоянии почвы, ее химическом составе, проводить более длительное прогнозирование климатических условий и многое другое. И это не говоря уже о реальных данных о состоянии вырубки лесов, разработки недр и несанкционированной добычи янтаря. Украинцы выходят на мировой рынок интеллектуальных услуг, технологий и решений и конкурируют на нем с мировыми грандами. О чем говорит и победа украинской команды на всемирном хакатоне Space Apps Challenge с проектом Mars Hopper.

Адекватная и работающая стратегия развития космической отрасли позволит создавать стратегически нужные стране средства защиты, привлекать инвесторов в реальные проекты и зарабатывать – причем, намного больше, чем на экспорте зерна или продаже металлолома. Незавершенный ракетоноситель "Зенит" по остаточной стоимости металлолома стоит меньше миллиона долларов, а готовый ракетоноситель можно продать за 35 млн долларов.

И есть страны, те же Арабские Эмираты, которым нужно выводить на орбиту свои спутники и которые готовы платить за ракетоноситель прямо сейчас – если бы Украина вложила деньги в его создание и изготовление. Но пока Украина не определилась - к умным или к красивым, деньги и возможности пролетают мимо.

Государство умудряется "не замечать" ни двадцати шести космических предприятий, ни изобретателей мирового уровня, ни высококвалифицированных специалистов, которым в аграрной стране становится все сложнее объяснять и доказывать, что Украине в XXI веке нужны наука и высокие технологии.