ua en ru

КИУ: Мониторинг подготовки к парламентским выборам в июле

Автор: RBC.UA
Хотя в течение июля 2012 г. ЦИК был принят ряд подзаконных актов, направленных на обеспечение реализации положений Закона "О выборах народных депутатов Украины", правовая основа организации и проведения выборов продолжает оставаться несовершенной.

Хотя в течение июля 2012 г. ЦИК был принят ряд подзаконных актов, направленных на обеспечение реализации положений Закона "О выборах народных депутатов Украины", правовая основа организации и проведения выборов продолжает оставаться несовершенной. Закон "О выборах народных депутатов Украины" содержит ряд недостатков в части определения оснований для отказа в регистрации кандидатов, организации голосования, подсчета голосов и установления итогов голосования в заграничном избирательном округе, то есть на зарубежных избирательных участках.

Вместо устранения недостатков действующего Закона "О выборах народных депутатов Украины", парламентом 5 июля 2012 г. в первом чтении и в целом был принят Закон "Об особенностях обеспечения открытости, прозрачности и демократичности выборов народных депутатов 28 октября 2012 г.", которым предусмотрено осуществление видеофиксации хода голосования и подсчета голосов на избирательных участках. Этот Закон в случае его подписания Президентом Украины существенно не повлияет на прозрачность голосования и подсчета голосов на участках, однако еще больше усилит уровень несогласованности законодательства, которым урегулирован порядок проведения выборов в Украине. Кроме того, положения этого Закона носят рамочный характер, что обусловливает необходимость в принятии дополнительных мер, направленных на обеспечение его реализации (внесение изменений в Закон "О выборах народных депутатов Украины", принятие соответствующих актов ЦИК и т.п.).

Как и в июне 2012 г., подготовка органов государственной власти и органов местного самоуправления до очередных выборов в различных регионах осуществляется с равным уровнем интенсивности, в то время как формы такой подготовки существенно различаются между регионами. КИУ в очередной раз считает необходимым подчеркнуть, что органам государственной власти общегосударственном уровня (например, Президенту Украины) следует принять меры, направленные на активизацию такой работы во всех без исключениях регионах, а также унификацию форм этой работы.

Подготовка к выдвижению кандидатов в депутаты в целом осуществляется в конкурентных условиях. Все политические силы и потенциальные кандидаты-мажоритарщики в основном могли проводить преждевременную агитацию, согласно собственных возможностей. Однако, беспокойство вызывают отдельные случаи давления на кандидатов, связанный с ними бизнес и СМИ, которые были зафиксированы в ряде регионов.

Комитет избирателей Украины еще раз подчеркивает недопустимость активного привлечения служащих в осуществление агитационной деятельности потенциальных субъектов избирательного процесса. Важно подчеркнуть, что принцип непредвзятого отношения органов власти и должностных лиц к субъектам избирательного процесса является составляющей принципа равного избирательного права, и его соблюдение на практике является одной из предпосылок признания выборов соответствующими демократическим стандартам. Именно поэтому Комитет избирателей Украины вновь подчеркивает, что глава государства и органы исполнительной власти высшего уровня должны принять дополнительные меры (в том числе и дисциплинарного или организационно-кадрового характера, направленные на ограничение участия чиновников в предвыборной кампании.

На положительную оценку заслуживает практика инициирования отдельными партиями праймериз при выдвижении кандидатов. Однако такой праймериз должен осуществляться в соответствии с лучшими зарубежными практиками, а не использоваться в качестве политической технологии или повода для активизации агитационной деятельности.

Следует положительно оценить практику обнародования некоторыми партиями информации о том, каких именно кандидатов они планируют выдвинуть в одномандатных округах и общегосударственном округе. Эту практику следует распространить как на выдвижение кандидатов в одномандатных округах, так и общегосударственном избирательном округе. Зато подготовка к выдвижению кандидатов в общегосударственном округе в целом осуществляется закрыто.

Хотя активность агитационной деятельности потенциальных субъектов избирательного процесса в июне 2012 г. существенно выросла, активизация этой деятельности не наполнила коммуникацию политиков с избирателями реальным содержанием. Как и в предыдущие месяцы, агитационная деятельность потенциальных субъектов избирательного процесса в целом осуществляется в традиционных формах рекламы на радио и телевидении, организации массовых мероприятий (концертов, фестивалей и т.п.), распространение среди избирателей материальных ценностей, размещение "имиджевых" материалов в СМИ, имеющих признаки скрытой политической рекламы.

Осуществление агитации с признаками косвенного подкупа избирателей все еще остается распространенным практически во всех регионах и практикуется кандидатами от почти всех политических партий. Комитет избирателей Украины очередной раз считается необходимым подчеркнуть, что установленные законом ограничения относительно осуществления агитации с признаками косвенного подкупа избирателей стоит распространить не только на субъектов избирательного процесса, но и политическую деятельность, осуществляемая в межвыборный период. При этом агитация с признаками косвенного подкупа должна тянуть пропорциональные санкции.

Особую обеспокоенность вызывают случаи прямого подкупа избирателей, которые начинают фиксироваться в отдельных регионах. Такие случаи не должны оставаться без проверки и надлежащего реагирования правоохранительных органов.

Комитет избирателей Украины