Киев: изменения начались?
Иван Вербицкий, аналитик Центра исследования общества
"Изменения начнутся с Киева". С таким лозунгом Виталий Кличко победил на выборах столичного мэра и получил большинство мест в Киевсовете. С того момента прошло уже полгода и власть решила рассказать киевлянам о своих достижениях. В середине ноября на улицах столицы появились реклама "Изменения начались. Отремонтировано дорожное покрытие 14 улиц".
Можно конечно пошутить, что если бы не эти борды, то киевляне так и не увидели изменений. Да и сама практика вывешивания рекламы, которая рассказывает о достижениях городской власти, является далеко не новой, и странным образом наследуется независимо от того, какой человек является мэром столицы.
Официально размещение этой рекламы осуществляется "с целью отчетности и более широкого информирования жителей города Киева относительно прозрачности деятельности киевской городской власти". Она проходит как социальная, т.е. размещается бесплатно.
Правильно ли это?
Очевидно, нет. Социальная реклама призвана решать важные проблемы общественной жизни и агитировать людей придерживаться правил поведения в обществе: не водить авто пьяным, не превышать скорость движения, не курить в общественных местах, не загрязнять окружающую среду, не применять насилие в семье и т.п. Речь идет о широком спектре вопросов, изменении общественного поведения, которое принесет пользу обществу.
Пример качественной социальной рекламы - объяснение водителям, почему в населенных пунктах нужно ехать со скоростью меньше 60 км/ч
Что касается достижений киевской власти, никакой общественной пользы от развешивания этой рекламы нет. Так, мэрия должна быть открытой и осуществлять полноценную работу с общественностью. Привлекать жителей к принятию решений в городе. Доступно объяснять, почему принимаются те или иные решения.
Если Кличко действительно хочет "отчитываться перед жильцами о своей деятельности", для начала стоит хотя бы начать публиковать на официальном сайте все свои распоряжения и открыть систему учета публичной информации, распорядителем которой является городская администрация. Ну или сделать прозрачным процесс распределения бюджетных денег.
Зато, при отсутствии серьезных достижений в этом направлении, власть пытается занять образовавшийся вакуум такой нелепой рекламой.
Очевидно, что она перекликается с предвыборной агитацией городского главы, поэтому кроме задекларированных КГГА целей, имеет целью повысить личный рейтинг нынешней власти. Разве допустимо использование социальной рекламы в целях политической агитации?
Более того, рекламные борды пригодны скорее для ретрансляции ярких лозунгов, популяризации определенных слоганов и идей. Таким образом, их можно легко запустить в массы, однако куда труднее проверить на правдивость.
Настоящая отчетность должна предусматривать обоснование определенных решений и анализ их эффективности. Рекламой это обеспечить крайне трудно. Ее содержание легко может оказаться некорректным или манипулятивным. А именно это случилось с кличковскими бордами об изменениях, которые начались.
Согласно данным Департамента транспортной инфраструктуры КГГА, в 2011-2014 годах в Киеве проводились ремонты или реконструкции 47 улиц (см. карту), причем на части из них работы продолжались более одного года.
По этим данным, в 2014 году ремонтные работы проводились на 13 улицах (в этом контексте очень интересно, откуда на бордах взялась цифра "14"). Этих улиц вдвое меньше, чем в прошлом году. И это понятно: в стране кризис и война. Количество отремонтированных дорог - не самый важный показатель, по которому сейчас надо оценивать деятельность власти.
Но зачем тогда сама власть акцентирует внимание на этом показателе? Показателе, который рекламирует "достижения", вдвое хуже, чем в предыдущие годы. Вы говорите, что начались изменения. Но, если посмотреть статистику, изменилось разве количество отремонтированных улиц. И вряд ли уменьшение стоит называть большим достижением.
Можно также предположить, что изменения касались качества, а не количества работ. И реконструкция проводилась все тем же Киевавтодором. По той же, что и в прошлом году, технологии. По тем же стандартам.
Никаких качественных изменений, которые предусматривали бы введение новейших европейских практик, например, предоставление приоритета пешеходам, велосипедам и общественному транспорту над частными автомобилями во время проведенных в 2014 году ремонтов не наблюдается.
Отремонтированная в 2014 году улица Межигорская в районе станции метро Тараса Шевченко имеет три полосы движения, одна из которых занята неправильно припаркованными автомобилями. Тротуары зато настолько узкие, что трудно разминуться даже двум людям. Вместо того, чтобы расширить их, пешеходов загородили забором
Как бы там не было, Киеву действительно нужны изменения. И эти изменения в первую очередь должны касаться способа, с помощью которого городская власть контактирует с жителями столицы. Нужно отказаться от (пост)советской практики размещения пропагандистских бордов с лозунгами о том, сколько улиц отремонтировано. Уж слишком такая агитация напоминает плакаты о перевыполнении 10 пятилетки.
Если мы все же идем в Европу, городской власти нужно быть по-настоящему прозрачной. Для начала стоит хотя бы публиковать все свои постановления и, например, информацию о конкурсах на замещение вакантных должностей. База публичной информации КГГА должна быть открытой. Прозрачным должен стать, прежде всего, процесс формирования бюджета.
А пока этого всего нет, использование советских методов с лозунгом "изменения начались" является не более чем издевательством над киевлянами, которым вместо по-европейски прозрачной власти пускают пыль в глаза в виде рекламы сомнительных достижений, скрытых за красивыми фотографиями.