ua en ru

какие новшества ждут учеников младшей школы

какие новшества ждут учеников младшей школы В первом классе теперь допускается только вербальная оценка (Фото: УНИАН)

Уже в этом учебном году первоклассникам не будут ставить оценки и задавать домашнюю работу. Во вторых-четвертых классах на домашние задания по всем предметам будут отводить около часа в день, а достижения по многим из них будут оценивать только на словах.  Такие рекомендации для младшей школы подготовило Министерство образования и науки. Это один из шагов к либерализации образования, которая станет возможной в полной мере уже в следующем году. Но при условии, что будут приняты все необходимые документы. В то же время, учителя утверждают, что отсутствие оценок приводит к снижению мотивации. Родители жалуются, что до последнего времени педагоги пытались переложить на них часть работы. Мнения экспертов о том, насколько в украинских школах приживется игровая форма обучения, разделились. Подробнее об этом – в материале РБК-Украина.

С первого сентября ученики младших классов и их родители столкнутся с новым подходом к обучению в школах. Эти изменения отображены в методических рекомендациях Министерства образования и науки, касающихся преподавания в общеобразовательных учебных заведениях.

Несмотря на то, что в 2017-2018 году большинство учеников младших классов будут обучаться по учебной программе, утвержденной в 2016 году, их ждет ряд изменений.

Первоклассников Министерство образования освободило от домашних заданий. Ученикам вторых классов разрешается давать задания, выполнение которых в общей сложности не превышает 45 минут. Для третьеклассников время выполнения увеличивается до одного часа и десяти минут, для учащихся четвертых классов - до полутора часов. Кроме того, учителям запретили давать домашние задания из дополнительных учебников, пособий и тетрадей с печатной основой. Под запрет попадет написание сочинений, составление таблиц и схем. Ученики освобождаются от домашней работы на время каникул, на выходных и в праздничные дни.

В первом классе теперь допускается только вербальная оценка. Со второго по четвертый класс по 12 балльной шкале будут оцениваться знания учеников по таким предметам, как "Украинский язык", "Украинская литература", "Математика", "Природоведение". В свою очередь, со второго по четвертый класс будут оцениваться исключительно на словах "Информатика", "Музыка", "Изобразительное искусство", "Физкультура", "Я в мире", "Трудовая дисциплина". Во втором классе также допускается вербальная характеристика знаний, умений, навыков учеников и по другим предметам. Но только с разрешения педагогического совета учебного заведения. Школы могут использовать различные системы оценивания по согласованию с местными органами управления образованием. Однако оценки за семестр, за год и результаты государственной итоговой аттестации нужно будет указывать по 12-балльной системе.

В Министерстве образования также хотят увеличить количество интегрированных уроков. В МОН отмечают, что у школьников 6-10 лет целостное восприятия мира, а деление учебного процесса на отдельные предметы в некоторых случаях может затруднять восприятие. В рамках интегрированных уроков изучается материал по разных предметам, подчиненным одной теме.

"Главной целью интегрированных уроков должно быть не изложение максимального объема информации, а формирование целостной картины мира и повышения познавательного интереса учеников", - отмечается в методических рекомендациях Министерства. В ведомстве считают, что подобные уроки может проводить самостоятельно один учитель. Если второй предмет, который интегрируется, ведет другой учитель, они могут работать в паре. Кроме того, роль второго учителя могут выполнять приглашенные эксперты, родители или ученики старшей школы. Также в МОН считают результативными такие виды занятий, как урок-путешествие, урок-сказка, урок-праздник. На этих уроках учитель может организовать чтение литературных текстов, обсуждение мультфильмов, дискуссии по поводу актуальных событий, экскурсии, а также коллективные творческие занятия.

Учителя младших классов могут самостоятельно выбирать формы организации учебного процесса, переносить темы уроков в соответствии с тем, как ученики усвоили материал и определять количество часов на изучение отдельных тем. Кроме того, часть учебной нагрузки по физкультуре (до часа в неделю) в начальной школе можно заменить хореографией, ритмикой или плаванием. Для этого в школе должны быть соответствующие условия, квалифицированные педагоги и соответствующие учебные программы с грифом Минобразования.

В соцсетях родители школьников активно обсуждают нововведения. В частности, по их мнению, выполнить домашнее задание по всем предметам за 45 минут просто нереально. Однако, родители считают более важным, чтобы домашние задания были интересны детям.

Такого мнения придерживается жительница Киевской области Ольга, дочь которой в этом году окончила первый класс. "Например, детям давали задание написать про любимое растение и нарисовать его. Малышам было интересно, к тому же, время выполнения такого задания можно регулировать самостоятельно. Когда детей просят переписать три предложения из учебника, они ленятся, потому что им скучно, а если нужно переписать те же предложения из любимой книги - делают это с удовольствием", - рассказала Ольга.

По ее словам важно, чтобы ребенку было под силу сделать задание. Например, написать буквы в прописях. Зато когда домой задают выучить большой стих, это выглядит как перекладывание работы учителя на родителей, так как без их помощи он не справится. Стоит отметить, что родители не выступают полностью против заданий. Ольга сообщила, что когда учительница попросила на родительском собрании разрешения давать детям задания на дом, никто из присутствующих не сопротивлялся.

Женщина рассказала, что в первом полугодии первоклассникам не ставили никаких оценок. Но во втором семестре классный руководитель попросила купить наклейки в дневник для поощрения.

Учительница одной из харьковских школ Татьяна рассказала РБК-Украина, что официально в первых классах не задают домашних заданий уже несколько лет. Но на практике с разрешения родителей небольшие задания все же дают. "Если ребенок пришел в школу "чистым", то есть, не умеет ни читать, ни писать, невозможно его всему научить за тридцать пять минут урока. Он должен обязательно оттачивать навык письма. Для детей, которые умеют писать, не составит труда написать в тетради две строчки", - уточнила учитель младших классов.

По словам Татьяны, вербальные оценки действуют на учеников только в первой четверти. Позже наглядная оценка просто необходима, пусть это будут хотя бы нарисованные тучки или солнышки. Школьник должен и понимать, насколько он овладел знаниями. "Когда ребенок увидит, что у него в дневнике какое-то время были только тучки, а потом появились солнышки, он поймет, что делает успехи. Также о достижениях ребенка должны знать родители, ведь сами ученики не всегда говорят им правду", - отметила педагог. Она рассказала, что сейчас первоклассникам строго запрещают ставить оценки даже в форме "тучек", под предлогом того, что это может травмировать ребенка. Однако в конце учебного года и родители, и дети интересуются, на какой бал "тянут" их знания.

Новая младшая школа

Рекомендации Министерства образования относительно школьной программы можно считать переходным периодом.

Более глобальных изменений стоит ожидать уже в следующем году. На прошлой неделе завершилось общественное обсуждение проекта нового Государственного стандарта начального образования. Ожидается, что правительство примет его до конца осени, и в таком случае новые правила заработают во всех украинских школах, начиная с 2018 года. Документ призван поменять подходы к образованию.

В ближайшем будущем образование будет направлено на развитие компетенций. Это означает, что детей будут учить находить информацию, решать проблемы, эффективно общаться и прививать другие умения, важные для успешной реализации в обществе. Акцент будет сделан на том, чтобы дети могли применять полученные знания в реальной жизни. "Мы должны прийти к тому, чтобы учитель не просто ретранслировал знания. В школе должны также прививать ценности, формировать активную жизненную позицию", - отметила советник министра образования и науки Оксана Макаренко.

Кроме того, акцент будет сделан на индивидуальных особенностях учеников. При изложении материала учителя будут учитывать особенности школьников, и анализировать их прогресс в учебе. Также новый Госстандарт предполагает свободу учителя. "На первом месте будет результат, соответствующий требованиям Госстандарта, чтобы дети на выходе получили необходимые знания и компетенции. Учитель сможет сам решать, сколько часов уделить каждой теме, опираясь на активность класса. Педагоги смогут пользоваться учебниками, собственными методичками или материалами из интернета на выбор", - рассказала Макаренко.

Эксперт аналитического центра ЦЕДОС Ирина Когут успокаивает тех, кто считает, что учеба в игровой форме может расслабить детей и не даст им надлежащих знаний. По словам Когут, в новом Госстандарте сохранили все базовые знания, необходимые для десятилетнего ребенка. Детей точно так же будут учить совершать математические операции, склонять слова и составлять из них предложения. Но вначале ребенок будет выполнять задания на практике, а уже потом с помощью учителя усваивать более общие теоретические знания. Кроме того, ученики младшей школы будут больше работать в группах и делать совместные проекты. В Министерстве образования отмечают, что уже с этого учебного года новый подход к обучению заработает в сотне пилотных школ.

Однако эксперты сомневаются, что в Украине есть ресурс для реформирования школ. Глава свободного профсоюза образования и науки Владимир Фундовный сообщил РБК-Украина, что около 10% общеобразовательных учебных заведений вообще не готовы к учебному процессу. "Особенно в сельской местности может не быть элементарного ремонта. Где-то нет крыши, где-то спортивные площадки в запущенном виде, иногда не хватает учебников", - отметил Фундовный. Он также рассказал, что и в тех школах, где пройдет пилотный проект, не все гладко. Например, не везде смогли обновить компьютерные классы и закупить специальные интерактивные доски.

По мнению эксперта, либеральная система образования, которую хочет видеть МОН, не подходит для украинских реалий. "Если в западных странах игровая модель работает успешно, то у нас будет по-другому. В нашей стране мы привыкли к системному подходу к образованию. Если мы будем учить в развлекательной манере, то не сможем привить детям дисциплину", - уверяет эксперт. Он также отмечает, что хорошие баллы мотивируют учеников. Но допускает, что в первом полугодии первого класса можно обойтись без оценок, особенно – без двоек.

"ВНО" после четвертого класса

В 2018 году для выпускников четвертых классов впервые пройдет итоговое оценивание. Его готовят при участии Украинского центра оценивания качества образования, который проводит внешнее независимое оценивание для выпускников школ. В СМИ уже появились страшилки на этот счет, а родители переживают, что после четырех лет игрового обучения ученики получат серьезный стресс во время тестирования.

Советник министра образования Оксана Макаренко рассказала РБК-Украина, что такое мониторинговое оценивания проведут для оценки школьной программы, а не учеников. "Это будет срез знаний, который покажет уровень школьников до проведения реформы. Первое оценивание станет отправной точкой. Потом мы будем тестировать учеников каждые два года, чтобы можно было корректировать программу младших классов", - уточнила Макаренко. Она также рассказала, что в следующем году в подобном исследовании будут участвовать шесть тысяч выпускников младшей школы. Впоследствии оценивание также будет проходить выборочно. Это будут своего рода экзамены по математике и чтению. Раньше в начальной школе часто проходила аттестация по технике чтения, когда ребенок должен был максимально быстро прочесть текст, даже не понимая его смысл. Во время итоговой аттестации для четвертых классов будет проверяться, насколько ученики понимают смысл прочитанного и могут пересказать текст.

Эксперт аналитического центра ЦЕДОС Ирина Когут уверяет - подобное оценивание проводят во всем мире. Эксперт рассказала, что присутствовала на апробации тестирования и большинство детей справились с заданиями за 15-20 минут. "Ученики признались, что тестовые задания легче тех, которые они выполняют на школьных контрольных", - подчеркнула Когут. Однако добавила, что тесты еще будут дорабатываться.