Правительство не пожалело бюджетных средств на поддержку крупнейших государственных банков - Ощадбанка и Укрэксимбанка. Их уставный капитал Кабинет министров увеличил суммарно почти на 7 млрд гривен. Скоро эти средства окажутся на их балансе, и будут направлены на приведение деятельности государственных банков к требованиям НБУ. Эксперты считают, что экономика Украины почти не ощутит последствий докапитализации. В ситуации разбиралось РБК-Украина.
На заседании 1 февраля Кабинет министров принял решение о докапитализации двух крупнейших государственных банков - Ощадбанка и Укрэксимбанка. В правительственных постановлениях (копиями располагает РБК-Украина) указывается, что Ощадбанк получит 3,46 млрд гривен, Укрэксимбанк - чуть более 3 млрд гривен. После докапитализации, размер уставных фондов банков увеличится до 38,6 и 34 млрд гривен, соответственно.
Докапитализация - процедура пополнения уставного фонда банка для усиления его финансовой стабильности, поскольку капитал - это резервный запас банка, который обеспечивает выполнение его обязательств перед акционерами, вкладчиками в случае возникновении проблем. Процедура увеличения капитала госбанка выглядит следующим образом: Министерство финансов выпускает облигации внутреннего госзайма, банк, в свою очередь, выпускает акции. Акции обмениваются на ОВГЗ, и при необходимости, облигации конвертируются в "живые" деньги. Фактически, докапитализация является скрытой эмиссией. Но ее влияние на экономику зависит от того, какой объем денег "закачивается" в капитал банка, а также от того, как быстро банк конвертирует ОВГЗ в денежную массу.
В пояснительных записках, которые прилагаются к проектам постановлений, отмечается, что увеличение уставных фондов госбанков связано с необходимостью привести нормативы их деятельности к требованиям НБУ по размеру капиталов банков. Их регулятор устанавливает для каждого банка отдельно. Докапитализация, по мнению чиновников, позволит Ощадбанку и Укрэксимбанку стабильно работать на финансовом рынке.
Министр финансов Александр Данилюк объяснил членам правительства необходимость докапитализации госбанков результатами их "диагностического обследования" за 2015 год, которое проводил Национальный банк. "Такие предложения мы получили от Национального банка", - заявил министр.
Предыдущее "вливание" в капитал этих госбанков Кабмин осуществил год назад. В конце января 2016 года правительство решило нарастить уставный фонд Ощадбанка на 5 млрд гривен, Укрэксимбанка - на 10 млрд гривен.
Схема докапитализации осталась прежней. Кабмин поручает Министерству финансов осуществить выпуск облигаций внутреннего госзайма на согласованную для каждого банка сумму и обменять эти ОВГЗ на акции допэмисии Ощадбанка и Укрэксимбанка. Срок обращения облигаций составит 10 лет, доходность – 6% годовых.
По данным финансовой отчетности за 9 месяцев 2016 года (итоговую годовую НБУ еще не обнародовал), Ощадбанк получил чистую прибыль в размере 411 млн гривен. А вот Укрэксимбанк убыточен - его отрицательный финрезультат составил почти 410 млн гривен.
Если посмотреть на структуру затрат банков, то львиную долю в ней занимают процентные издержки: 10,2 млрд гривен у Ощадбанка и 8,1 млрд гривен у Укрэксимбанка. Кроме того, у каждого из банков на балансе "висит" достаточно существенный объем нераспределенного убытка. У Ощадбанка - 22,2 млрд гривен, у Укрэксимбанка - 26 млрд гривен. В результате, этот убыток оказывает серьезное влияние на капитализацию банков, так как уставный капитал уменьшается на его сумму.
Еще один важный показатель - резервы под обесценивание кредитов и задолженность клиентов. По этому индикатору госбанки в числе лидеров. Резервы под обесценение, сформированные Ощадбанком, на 1 октября 2016 года составляли 47,3 млрд гривен, Укрэксимбанком – 43,8 млрд гривен. По отношению к выданным госбанками кредитам, резервы составляют 72,6% и 78,9%, соответственно.
И хотя резервы еще не говорят о степени проблемности кредитного портфеля, с их помощью банк закладывает риск невозврата выданных займов. Проще говоря, чем больше сумма резервов, тем выше вероятность того, что кредиты не будут погашены. Этот тезис подтверждают и эксперты, по мнению которых именно низкое качество кредитных портфелей Ощадбанка и Укрэксимбанка спровоцировало нехватку капитала.
"Главная проблема госбанков - это кредиты, выданные бизнесу при прошлой власти. Многие из этих займов не обслуживаются, менеджмент заемщиков в бегах или через суды пытается заблокировать выплаты по этим кредитам. И вряд ли я ошибусь, если скажу, что сейчас в этих двух госбанках до 50% корпоративного кредитного портфеля - именно такие кредиты", – уверен член Украинского общества финансовых аналитиков (УОФА) Виталий Шапран.
Соглашается с ним и миноритарный акционер, экс-глава правления "Уркгазбанка" (государство владеет 94,9% акций финучреждения) Василий Горбаль, по словам которого, результаты работы Ощадбанка и Укрэксимбанка в 2016 году не оставили им шанса избежать докапитализации. "Если посмотреть на объем безнадежных кредитов, вопрос увеличения уставных фондов этих двух государственных банков стоял на повестке дня, равно, как и для других, к которым НБУ предъявлял похожие требования. То есть, этот процесс не был неожиданным, все достаточно прогнозировано", - считает Горбаль.
Несмотря на довольно внушительное пополнение уставных капиталов госбанков, явных угроз для стабильности гривны этот шаг правительства не несет. Равно как и инфляционных последствий. "Степень влияния на курс и инфляцию в долгосрочном периоде составит около 2%", - пояснил РБК-Украина старший аналитик группы компаний Forex Club Андрей Шевчишин. По мнению Виталия Шапрана, эффект будет еще менее ощутимым: докапитализация ускорит инфляцию не более чем на 0,1%, а к девальвации гривны прибавит порядка 0,5-1%.
Но в целом все зависит от того, с какой скоростью будут конвертированы в деньги ОВГЗ, за счет которых проводится докапитализация. Этот процесс, как правило, растянут во времени. И на данный момент облигации необходимы Ощадбанку и Укрэксимбанку не для исполнения обязательств или поддержания ликвидности, а именно для соблюдения нормативов капитала.
"Главным фактором выступит скорость или интенсивность этой конвертации. При небольших "дозах", влияние будет ограниченным или вовсе не будет себя проявлять. Тем не менее, если средства уйдут на валютный межбанк, где наблюдается шаткое равновесие, даже небольшой перевес спроса над предложением приведет к ослаблению гривны", - предполагает Андрей Шевчишин.
Также маловероятно, что акции госбанков будут выставлены в 2017 году на продажу. Хотя представители Кабмина неоднократно заявляли о планах продать минимум 20% акций Ощадбанка и Укрэксимбанка до середины 2018 года. "Реализация даже части акций маловероятна по причине отсутствия спроса. К примеру, несколько российских банков, имея существенную поддержку со стороны материнских структур, не могут продать свои дочерние банки в Украине уже на протяжении полутора лет", - приводит пример аналитик компании "Альпари". Антон Козюра
Более того, в тексте меморандума между Украиной и МВФ, который датирован октябрем 2016 года, указано, что Минфин перед продажей должен провести реформу корпоративного управления госбанков. То есть, сформировать независимые набсоветы "под присмотром" Администрации президента, Кабмина и международных финансовых организаций. Причем, этот процесс предполагалось запустить уже к февралю 2017 года. Но, как видим, сроки, озвученные правительством, сорваны.
"Да и сами банки не готовы к такому шагу. При этом банковский сектор продолжает "очищение" и не достиг достаточного уровня стабильности, а украинская экономика имеет значительные риски. А в таких условиях инвесторы будут сдержанными в отношении капиталовложений. Поэтому, госбанки, вероятно, если и будут готовить к продаже, но на перспективу 3-5 лет", - считает Андрей Шевчишин.