Кабмин направит 2,25 млрд грн из вырученных 7,28 млрд грн на ремонт дорог в Днепропетровской и Донецкой обл
В распоряжении издания "Коммерсант-Украина" оказался проект постановления Кабинета министров с перечнем объектов строительства и ремонта автодорог страны в 2013 году. Документ определяет, куда и на что будут потрачены 7,28 млрд грн, которые в марте "Укравтодор" получил от продажи своих облигаций "Укрэксимбанку", "Ощадбанку", "Укргазбанку" и "Дельта Банку".Заместитель главы "Укравтодора" Владимир Галушко сообщил вчера, что проект был принят на заседании правительства 20 марта.
Основная часть средств - 6,98 млрд грн - пойдет на строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонты автодорог общего пользования государственного и местного значения. Еще 300 млн грн планируется потратить на пять автодорог международного значения: Киев-Ковель-Яготин, Киев-Чоп, Киев-Харьков-Довжанский, Киев-Чернигов-Новые Яриловичи и Киев-Одесса. Свыше трети всей суммы привлеченных денег (2,25 млрд грн) получат две области - Донецкая и Днепропетровская. Для сравнения: Херсонской и Хмельницкой областям достанется 249,17 млн грн и 168,88 млн грн соответственно, Волынской - 104,3 млн грн.
Читайте также: Вилкул поручил провести восстановительный ремонт дорог до 1 мая 2013 г
Явную диспропорцию в распределении средств между регионами Владимир Галушко объяснил тем, что "объекты для строительства, реконструкции и ремонта отбирались по степени социальной и экономической важности". "Например, в Днепропетровской и Донецкой областях будет достроена дорога, которая свяжет Львов с Луганском, что позволит выполнить поручение Президента Виктора Януковича доезжать за 11-13 часов из одного конца страны в другой", - отметил Галушко. По его словам, в 2011 и 2012 году, напротив, большая часть средств направлялась в западные регионы: "У нас автодороги общего пользования соединяются между областями и городами, поэтому происходит дисбаланс выделения средств на тот или иной регион".
Несмотря на плачевное состояние украинских автомобильных дорог, в правительстве не намерены увеличивать сумму затрат на их ремонт. Напомним, в 2012 году "Укравтодор" потратил на дорожные работы 6,95 млрд грн. В текущем году "Укравтодор" планировал привлечь на эти цели 14 млрд грн путем выпуска облигаций, но смог привлечь только половину.
таблица: "Коммерсант-Украина"
Отмечается, что эти средства - практически единственные, которые в этом году получит "Укравтодор" на ремонт и строительство дорог. Из госбюджета на нужды "Укравтодора" планируется выделить 13,65 млрд грн, но из них только на выплату процентов по взятым ранее кредитам "Укравтодора" из спецфонда госбюджета будет направлено 8,4 млрд грн.
Читайте также: На ремонт украинских автодорог необходимо 500 млрд грн, – Азаров
Аналогичная ситуация была и в прошлом году: из 9,4 млрд грн на выплату процентов было направлено 5,7 млрд грн. А согласно программе развития автодорог до 2018 года, ежегодно "Укравтодору" требуется 50 млрд грн финансирования. Впрочем, в "Укравтодоре" рассчитывают еще и на кредитные средства.
Напомним, по данным премьер-министра Украины Николая Азарова, на ремонт украинских дорог требуется 500 млрд грн в течение 10 лет. Ранее Азаров заявлял, что построить 1 км дороги в Украине стоит 45 млн грн.
По данным "Укравтодора", с 2008 по 2012 г. на дороги общего пользования в Украине направлено 58,4 млрд грн. В среднем это 11,7 млрд грн в год. В Украине, по данным "Укравтодора" на 1 км. дороги тратится в 10-20 раз меньше, чем в европейских странах, и в 2,4 раза меньше, чем в России.
Исходя из этих данных, правительству нужно увеличить финансирование на ремонт автодорог в Украине в 5 раз, чтобы приблизится к цифре, озвученной Азаровым.
В Украине по нормативам ежегодно необходимо ремонтировать капитальным или средним ремонтом 35 тыс. км дорог. За последние пять лет отремонтировано около 5 тыс. км дорог.
Читайте также: Строительство 1 км дороги в Украине стоит около 45 млн грн
Вопрос качества дорог становится актуальным в Украине каждый раз, когда сходит снег и передвигаться по магистралям становится невозможно из-за огромного количества ям и выбоин. В правительстве проблему признают, но как заявил недавно премьер-министр Николай Азаров, даже если перестать направлять средства на зарплаты и пенсии, и направить их на ремонт дорог, то в текущем году, проблему решить все равно не удастся. Он отметил, что даже если найдутся 30-40 млрд грн для решения этой проблемы "наши дорожники не способны мгновенно эти деньги освоить".
Напомним, ремонтом почти 170 тыс. км украинских дорог занимается "Укравтодор". Правительство выделило более 2 млрд грн на ремонт дорожного покрытия к Евро-2012, однако отремонтированы были только дороги первой категории, связывающие города-хозяева Евро.
В конце января 2013 г. генеральный прокурор Виктор Пшонка заявил, что из-за отсутствия контроля руководителей территориальных подразделений "Укравтодора" за использованием государственных средств, в Украине завышение объемов и стоимости дорожных работ составило почти 177 млн грн. Кроме того, в последнее время участились сообщения о хищении средств, выделенных на ремонт автомобильных дорог.