Изменения требуют действий. Как защитить украинскую границу
Украина - европейское государство с "неевропейскими" проблемами. Каждый день из России в Украину попадают люди и оружие для усиления пророссийского терроризма. Первый рубеж между ними и нами - украинские пограничники, которых уже много лет лишают сил и полномочий, прикрываясь курсом на евроинтеграцию.
В 2012 году, исповедуя истинно евроатлантические стремления, Президент Виктор Янукович подчинил Государственную пограничную службу Министерству внутренних дел. Такое решение существенно усилило его коррупционную вертикаль и лишило пограничников преимуществ в защите государства - почти всего вооружения и полномочий в противодействии террористической и разведывательно-диверсионной деятельности.
Такой курс был нежелательным, однако не критичным для мирной Украины. Сейчас же бездумное переписывание европейских законов и ослабление пограничников - нож в спину нашей стране.
"Европейский подход" к пограничной службе - дитя единого пространства безопасности НАТО, решительного продвижения интеграционных процессов и политики соседства. Доверие, подкрепленное всесторонней зависимостью друг от друга и многообразием многосторонних механизмов, которые упорядочивают отношения на границах между членами ЕС, действительно привело к сокращению военного аспекта защиты их границ.
Основные проблемы европейцев: нелегальная миграция, оборот наркотиков, контрабанда, организованная преступность - типичные правоохранительные вопросы, поэтому включение пограничников в милицию - это логичный ответ на вызовы времени. Логичный для Европы, и абсурдный для страны в состоянии войны.
Реформирование Государственной пограничной службы крайне необходимо, и исходить оно должно из реалий нашей жизни.
Прежде всего нужно вернуть пограничникам оружие. Сейчас у восточных границ действуют многочисленные вооруженные банды. Зато у наших защитников нет даже адекватных средств защиты. Например, под запретом бронетранспортеры и другое тяжелое вооружение. Эта проблема не дает нашим защитникам границы возможности равноправно отвечать на действия бандитов и русских диверсантов.
Не менее важно дать пограничникам полномочия, чтобы они могли действовать быстрее, качественнее, оперативнее. Именно на восточной границе сосредоточены террористические и разведывательно-диверсионные усилия сепаратистов.
Сейчас пограничники жестко ограничены и мало что могут противопоставить этим бандам. Сохранять подобный порядок вещей - преступление против Украины.
В-третьих, нужно вывести Государственную пограничную службу из-под руководства МВД и вернуть ей статус "специального уполномоченного органа центральной власти". Это решение создаст условия для быстрого принятия решений и нормального взаимодействия с другими органами власти и правоохранительными структурами.
Ведь сегодня, чтобы решить даже банальный вопрос, пограничники проходят все "семь кругов бюрократии". Некоторые вопросы просто теряют актуальность, так и не дождавшись активных действий власти. Это решение поставит пограничную службу на одну ступень с другими силовыми структурами, которые обеспечивают национальную безопасность и напрямую подчиняются Президенту.
Однако, нужно понимать, что Украина на распутье между партнерами и врагом. Восточная граница - это война, западная - путь к европейским сердцам, ценностям и кошелькам. Вооруженность на востоке должна переходить в радушие и простоту на западе - так должна действовать новая пограничная служба. Такого эффекта можно достичь только одним способом - гибкостью самих пограничников и законодательства, регулирующего их деятельность.
Это неисчерпаемый перечень шагов на пути к эффективной и современной Государственной пограничной службе Украины. Это - направление движения, курс, который нужно принять немедленно, ведь на кону стоят жизни наших воинов, безопасность граждан и украинская государственность.