Итоги проката: украинцы сбежали от проблем в кинотеатры
В 2015 году кассовые сборы в Украине поставили рекорд. В гривне выручка выросла приблизительно на треть, а количество проданных билетов увеличилось на 8,8%. Как ни странно, но катализатором стал кризис: из-за падения гривны кино оказалось одним из самых доступных развлечений, к тому же позволяющее "уйти от реальности".
Урожайный год
За период с 1 января по 27 декабря 2015 года кассовые сборы фильмов в украинских кинотеатрах составили не менее 1,2 млрд гривен или 54,58 млн долларов. К такому выводу пришли аналитики медиаконсалтинговой компании "Медиа Ресурсы Менеджмент" ("МРМ"), которая ежегодно составляет отчеты о состоянии рынка кинопроката.
В прошлом году "МРМ" собрала данные о 216 из 292 состоявшихся релизов. Кроме того, в отчет включены 4 из 19 тематических подборок короткометражных и полнометражных картин, которые дистрибуторы за год выпустили в прокат.
По сравнению с 2014 годом, бокс-офис (кассовые сборы, - ред.) в гривне вырос на 31%. Это произошло из-за того, что цена билетов в гривне тоже выросла - с 47 гривен до 57 гривен в среднем за билет.
Увеличилось также количество проданных билетов - с 19,47 млн до 21,19 млн. "Данные свидетельствуют о том факте, что больше украинцев стало ходить в кино. Или же киноманы стали посещать кинотеатры чаще", - объясняет менеджер "МРМ" Александр Захлюпаный.
В долларовом эквиваленте рынок просел на 32% с 80,4 млн долларов до 54,5 млн долларов. Это обусловлено только девальвацией национальной валюты.
Правда, по оценкам некоторых прокатчиков, опрошенных РБК -Украина, потери были меньше - на уровне 20 млн долларов. Погрешность могла появиться из-за того, что в отчете представлены данные не обо всех релизах.
Самые кассовые
По данным "МРМ", больше всего денег в прошлом году собрал фильм "Посіпаки" (Minions) - 1,99 млн долларов или порядка 45 млн гривен.
Его прокатчик - компания B&H Film Distribution - в целом за год вывела на экраны 40 фильмов, которые собрали 30,37 млн долларов или 686 млн гривен. 8 из 10 самых кассовых фильмов в Украине на рынок поставила именно она.
Это - "Форсаж 7" (1,96 млн долларов или 46 млн гривен), "Монстры на каникулах 2"(1,93 млн долларов или 44,8 млн гривен), "Мстители: Эра Альтрона"(1,808 млн долларов или 39,7 млн гривен), "Звездные войны: Пробуждение силы"(1,801 млн долларов или 43,2 млн гривен), "Мир Юрского периода" (1,77 млн долларов или 39 млн гривен), "Седьмой сын" (1,53 млн долларов или 24,5 млн гривен), "Пятьдесят оттенков серого" (1,49 мнл долларов или 39,6 млн гривен).
Второй по величине прокатчик - компания Ukrainian Film Distribution (UFD) - за год также выпустила на экраны 40 фильмов. Их общая касса составила 12,44 млн долларов или 260 млн гривен. В десятку самых кассовых релизов прошлого года попало 2 из них: "8 новых свиданий" (1,63 млн долларов или 26,3 млн гривен) и "Марсианин" (1,47 млн долларов или 34 млн гривен).
"8 новых свиданий" - продукт российского продюсерского центра "Горад". В производстве участвовала украинская студия "Квартал-95".
Всего же в 2015 году на фильмы производства России и совместно с Россией было продано порядка 1,5 млн билетов. Для сравнения, в 2014 году, как и в 2013 году, их количество составляло порядка 2,6 млн. Это значит, что интерес украинских зрителей к таким фильмам немного упал.
Третьим по величине прокатчиком является компания "Киномания" - официальный дистрибутор Warner Bros в Украине.
В прошлом году она выпустила 13 фильмов на 4,61 млн долларов (более 105 млн гривен). Самым кассовым для нее стал релиз "Безумный Макс: Дорога гнева", который собрал порядка 807 тыс. долларов или 17, 7 млн гривен. Успешными также были релизы "В сердце моря", "Агенты А.Н.К.Л.", "Интерн".
Хлеба и зрелищ
Как рассказывает PR-менеджер "Киномании" Анна Бойко, собранные суммы не стали для компании неожиданностью. "Кино достаточно доступный вид развлечений. А, если учесть, что в 2015 году экономика Украины была в глубокой рецессии, то кино - это еще и своеобразное бегство от реальности", - объясняет она.
По ее словам, в странах, переживающих экономические трудности, посещаемость кинотеатров зачастую очень высокая.
Эту тенденцию подтверждают и продавцы билетов на зрелищные мероприятия. "На концертном рынке тенденция схожая - количество проданных билетов выросло, а вот выручка в долларовом эквиваленте уменьшилась. Причина - резкие скачки курса валюты", - рассказывает основатель билетного агентства Karabas Максим Плахтий.
По его словам, украинцы стали чаще посещать концерты, фестивали, театры. Отчасти это обусловлено с падением напряжения, связанного с военно - политической ситуацией в стране, а отчасти с тем, что более дорогие развлечения, такие как путешествия за границу, стали менее доступны. А отдыхать и получать позитивные эмоции все равно нужно - жизнь не останавливается.