МВФ в переговорах с Украиной настаивал на одномоментном повышении тарифов на газ для населения на 30% и для теплокоммунэнерго на 60%. Об этом пишет издание "Коммерсант-Украина" со ссылкой на источник, знакомый с ходом переговоров.
МВФ в переговорах с Украиной настаивал на одномоментном повышении тарифов на газ для населения на 30% и для теплокоммунэнерго на 60%. Об этом пишет издание "Коммерсант-Украина" со ссылкой на источник, знакомый с ходом переговоров.
"Валютный фонд мог бы согласиться на плавное повышение тарифов. Однако в Кабинете министров рассчитывают на успешный итог газовых переговоров с Россией, поэтому на данный момент коррекция тарифов нежелательна",- сказал источник. Учитывая, что природный газ составляет около 70% в структуре тарифа на тепло, его подорожание на 60% для ТКЭ повысит тариф на централизованное отопление в среднем на 42%. В целом рост стоимости газа, тепла и горячей воды может добавить к потребительской инфляции до 2,1 процентного пункта.
Вопрос коррекции тарифов ЖКХ оказался не единственной проблемой в ходе переговоров. В МВФ настаивают на внесении корректив в бюджет 2012 г., предлагая рассчитывать его, основываясь на росте ВВП в 4%, а не на ранее заложенных 5%. "Объем номинального ВВП в 2011 г., даже в случае 4-процентного роста экономики, будет выше ожидаемого и достигнет запланированного нами уровня. Поэтому коррекция не нужна",- заявил источник.
Однако этот аргумент не убедил МВФ. В итоге было предложено пересчитать доходы госбюджета на основе более реалистичного прогноза роста ВВП, в результате чего его доходная часть должна быть снижена на 3 млрд грн. Кроме того, в качестве альтернативы рассматривается возможность принятия ряда мер по увеличению доходов госбюджета. На прошлой неделе первый заместитель главы Администрации Президента Ирина Акимова признала, что стороны обсуждают объем разрыва в госбюджете.
"Как только этот разрыв станет понятен, мы будем обсуждать, каким способом его закрыть: снижением госрасходов либо увеличением доходов", - сказала Акимова.
Источник уточнил, что МВФ предложил увеличить резервный фонд госбюджета с 3 млрд грн до 5 млрд грн, а также расширить прогрессивную шкалу налогообложения физических лиц. До 2011 г. в Украине взималось 15% от доходов граждан.
Отметим, в сентябре глава представительства МВФ в Украине Макс Альер огласил перечень требований, выполнение которых необходимо для получения Украиной нового транша. Среди них - проведение пенсионной реформы, коррекция тарифов на газ для населения и теплокоммунэнерго, поиск средств для покрытия дефицита НАК "Нафтогаз Украины". Еще одним условием фонда, выполненным еще в июне, была отмена обязательного выкупа Нацбанком облигаций в капитале банков.
Напомним, 25 октября с.г. Миссия МВФ прибыла в Украину и приступила к изучению выполнения ранее согласованной программы сотрудничества. 31 октября с.г. руководитель миссии европейского департамента МВФ в Украине Танос Арванитис во время встречи с министром финансов Федором Ярошенко заявил, что цель приезда миссии МВФ - скорректировать экономическую политику Украины в соответствии с вызовами времени. Арванитис также отметил, что за время визита МВФ в Украину будет обсуждаться выполнение бюджета в 2011 г. и основные показатели проекта бюджета 2012 г. Миссия МВФ в Украине официально должна была завершиться 4 ноября.
Премьер-министр Украины Николай Азаров в свою очередь сообщил, что правительство выходит из той позиции, что удастся найти понимание с МВФ и не повышать в данный момент тарифы на газ и тепловую энергию для населения. "Нас ожидают непростые, сложные переговоры, но мы рассчитываем достичь взаимопонимания", - подчеркнул Азаров, комментируя переговорный процесс с МВФ.
Отметим, источник, близкий к переговорам, сообщил агентству Reuters, что двухнедельные переговоры миссии МВФ с украинскими властями не увенчаются договоренностью о возобновлении финансовой помощи стране. "Миссия уезжает ни с чем. Тяжело представить, чтобы при таком уровне отсутствия взаимопонимания была бы достигнута договоренность (о финансировании). Правительство отказывается повышать тарифы (на газ для населения", - сказал источник. По его словам ожидать от России такой скидки на газ, чтобы можно было преодолеть дефицит "Нафтогаза" без повышения тарифов абсурдно. Он также отметил, что эксперты МВФ обеспокоены дефицитом "Нафтогаза" и бюджета в целом. В свою очередь, другой источник предположил, что итогом двухнедельных переговоров станет заявление сторон о готовности продолжать переговоры и сотрудничество.
3 ноября миссия МВФ досрочно покинула Киев. Никаких договоренностей стороны не заключили.
Национальный банк Украины (НБУ) позже опубликовал заявление, в котором говорится, что НБУ надеется, что в ближайшее время МВФ совместно с Кабинетом министров Украины решит все вопросы в рамках заключенного меморандума, что позволит получить следующий транш. Согласно сообщению, получение транша МВФ "крайне необходимо для продвижения Украины по пути реформ".
Азаров 4 ноября сообщил, что Украина и МВФ договорились о корректировке программы сотрудничества на 2012 г. "Руководство МВФ с пониманием подходит к решению тех проблем, которые стоят перед Украиной. И мы договорились о том, что после завершения переговоров с Россией о цене газа и других вопросов, мы начнем тесное сотрудничество с миссией МВФ о корректировке программы сотрудничества на 2012 г.", - сообщил премьер-министр.
Азаров отметил, что соответствующее решение принято по результатам переговоров министра финансов Украины Ярошенко и вице-премьер-министра - министра социальной политики Тигипко с руководством МВФ в Вашингтоне.
Напомним, ключевой кредитор Украины в июле 2010 г. одобрил программу сотрудничества stand-by на общую сумму более 15,5 млрд долл. и в 2011 г. был готов ежеквартально выделять Киеву по 1,5 млрд долл. для поддержки реформ.
Сразу после одобрения программы сотрудничества Украина получила первый транш в размере 1 млрд 890 млн долл. Решение о выделении второго транша в размере 1 млрд 500 млн долл. совет директоров МВФ принял 22 декабря 2010 г.
Напомним, Тигипко в сентябре 2011 г. сказал, что отсутствие финансовой поддержки МВФ лишает Украину также возможности получить кредиты Всемирного банка и других международных финансовых организаций, необходимые в условиях недоступности внешних займов из-за волатильности международных рынков капитала.