ua en ru

Интернет без тормозов: провайдеров вынуждают прибавить скорости

Интернет без тормозов: провайдеров вынуждают прибавить скорости В НКРСИ уверяют, что хотят "дать красный свет" недобросовестным участникам рынка
Регулятор требует от интернет-провайдеров зафиксировать в договорах с абонентами не только максимальную, но и минимальную скорость доступа к сети. Она должна составлять не менее 70% от цифры, которую провайдеры объявляют в рекламе. Провайдеры не согласны с таким требованием и обвиняют государство в попытке давления на бизнес.

Регулятор требует от интернет-провайдеров зафиксировать в договорах с абонентами не только максимальную, но и минимальную скорость доступа к сети. Она должна составлять не менее 70% от цифры, которую провайдеры объявляют в рекламе. Провайдеры не согласны с таким требованием и обвиняют государство в попытке давления на бизнес.

Новый виток борьбы с "нелегалами"

Национальная комиссия по вопросам регулирования связи и информатизации (НКРСИ) на заседании 15 декабря приняла за основу изменения к Правилам осуществления деятельности в сфере интернет-доступа. Текст документа будет представлен для общественного обсуждения до конца недели, а само обсуждение продлится до 20 января.

Как следует из сообщения НКРСИ, главное новшество в документе - это то, что он обязывает интернет-провайдеров в договорах с абонентами прописывать не просто максимальную скорость передачи данных, но и гарантированную минимальную. И она должна составлять не менее 70% от цифры, заявленной в рекламе. Например, если провайдер рекламирует интернет на скорости до 100 Мбит/с, то минимальная фактическая скорость в его сети не должна быть ниже 70 Мбит/с.

НКРСИ считает, что новая норма защитит абонентов от манипуляций со стороны провайдеров. Кроме того, она значительно усложнит деятельность "серых" игроков, которые пользуются пробелами в нормативно-правовой базе и мешают гармоничному развитию рынка.

Согласно законодательству Украины, чтобы предоставлять услуги интернет-доступа, никакие лицензии не нужны. Провайдер должен просто сообщить НКРСИ о том, что ведет такую деятельность, и его включат в соответствующий реестр. Кроме того, у провайдера должны быть все разрешения на установку оборудования и прокладку сети. Если их нет, он считается "серым". Также есть случаи, когда предприниматель покупает у крупного провайдера интернет и "раздает" его на дом за определенную плату. При этом заявленная в рекламе скорость редко соответствует действительной.

По оценкам НКРСИ, таких "серых" провайдеров в Украине около 30-40%. Капитальные затраты у них минимальные, поэтому они демпингуют, то есть устанавливают цены ниже себестоимости. В результате между легальными и нелегальными игроками начинаются ценовые войны.

"Это лишает операторов части доходов и ограничивает права абонента на выбор оптимального для себя пакета услуг", - говорится в сообщении регулятора. Поэтому и предлагается ввести ограничения, которые, по мнению НКРСИ, защитят и потребителя, и "честных" игроков.

Пряник или кнут

Крупные провайдеры неоднозначно оценивают попытку регулятора "навести порядок". С одной стороны, идея в целом им нравится.

"Установление общерыночных правил для провайдеров интернета - необходимый инструмент. Он задает стандарты качества и позволяет проверить, насколько реальная скорость соответствует той, которую провайдеры декларируют в своих тарифных планах", - заявил директор по технологической стратегии и управлению качеством "Киевстар" Василий Пантов.

Он выразил надежду, что когда абоненты будут получать объективную информацию о реальной скорости и качестве услуг, они начнут делать выбор, основываясь не только на размере абонплаты.

С другой стороны, на практике новая норма может не сработать, а только добавит легальным провайдерам забот. Регулятор даже не догадывается о существовании многих "серых" провайдеров, поэтому те и дальше могут писать в своей рекламе что угодно. В ведомстве надеются, что найти таких провайдеров помогут сознательные абоненты.

"Если абонент не получит ту скорость, которую ему гарантировал провайдер, он может пожаловаться нам", - рассказал источник в ведомстве.

Впрочем, участники рынка считают, что регулятору сначала стоит усилить надзор за "серым" сегментом.

"Если после вступления в силу данная норма будет выполняться только легальными игроками, а степень контроля за "серым" и "черным" сегментами рынка услуг интернет-доступа останется прежней, то ничего не изменится", - считает президент компании "Воля" Сергей Бойко.

Учредитель киевской сети провайдера "Триолан" Вадим Сидоренко отметил, что с принятием новой нормы качество интернет-услуг и жизнь абонентов особо не изменятся. Но у государства появится дополнительный предлог приходить с проверками.

"Абонент будет вести себя ровно так, как и сейчас. Это высококонкурентный рынок. Если не понравится один провайдер, абонент уйдет к другому и не будет никому жаловаться", - предположил он.

С этим утверждением согласился и руководитель проектов ИМК Александр Федиенко: "К сожалению, уровень сознательности абонентов не настолько велик. А рынок, наоборот, очень большой".

Но в целом Федиенко считает шаг регулятора правильным. Он подчеркнул, что это его мнение как представителя бизнеса, а не как председателя Интернет Ассоциации Украины.

"Несмотря на стремление защитить клиентов от недобросовестной конкуренции со стороны "серых" операторов, предложение о контроле скорости интернет-подключения также усилит регулирование отрасли и даст инструменты давления на провайдеров", - добавил директор по корпоративным коммуникациям "Укртелекома" Михаил Шуранов.

По его словам, измерение скорости передачи данных весьма условно. В конкретный период времени на нее влияют разные факторы. А создание объективной и проверенной системы требует дополнительных инвестиций.

Кроме того, должны быть четко описаны детальные процедуры изменения такого параметра качества (где и когда ставить измерительное оборудование, какое оборудование использовать, сколько измерений делать, их продолжительность, формулы подсчета результатов, требования к квалификации лиц, проводящих такие измерения). Отсутствие такой системы или отсутствие четкого описания процедуры измерений может создавать почву для коррупционного давления на операторов.