ua en ru

Интерактивное ТВ: "Киевстар" продолжит борьбу за абонентов в телевизоре

Интерактивное ТВ: "Киевстар" продолжит борьбу за абонентов в телевизоре Просматривать ТВ и видеоконтент от "Киевстара" можно будет сразу на нескольких экранах
После неудачных попыток получить лицензию на интерактивное ТВ, компания "Киевстар" решила запустить услугу в партнерстве со спутниковым провайдером Viasat. Так оператор сможет зайти в нишу, которую давно осваивают его конкуренты.

После неудачных попыток получить лицензию на интерактивное ТВ, компания "Киевстар" решила запустить услугу в партнерстве со спутниковым провайдером Viasat. Так оператор сможет зайти в нишу, которую давно осваивают его конкуренты.

Новый бизнес

Телекоммуникационная компания "Киевстар" начала предоставлять услугу интерактивного цифрового телевидения "Домашнее ТВ". Она доступна абонентам проводного интернета "Киевстара" в 100 населенных пунктах Украины, где присутствует оптоволоконная интернет-сеть оператора (FTTB). На данный момент это 800 тыс. абонентов, а покрытие позволяет расширить аудиторию на 4,5 млн домохозяйств.

Партнером сервиса стала компания "Вижн ТВ", которая предоставляет услуги цифрового спутникового ТВ под брендом Viasat.

В зависимости от выбранного пакета, абонентам предлагается от 70 до 130 телеканалов, а их стоимость составляет от 29 до 169 гривен. Это кино, новостные, спортивные, познавательные и детские каналы от украинских и мировых производителей. В библиотеке сервиса содержится порядка 1000 наименований контента, а до конца года их станет вдвое больше.

Просматривать ТВ и видеоконтент можно сразу на четырех экранах: смартфоне, планшете, компьютере, телевизоре. Как объяснил директор по маркетингу "Киевстара" Святослав Горбань, компания проанализировала портрет пользователя "Домашнего интернета" и выяснила, что это семья из трех-четырех человек, между которыми часто возникает "конкуренция за телевизор".

"Именно поэтому мы предложили четыре экрана - это позволит каждому члену семьи смотреть интересный для него контент", - добавил он.

Руководство "Киевстара" ожидает, что в ближайшее время услугу закажет несколько десятков тысяч абонентов, а в течение пары лет аудитория увеличится до сотни тысяч. До запуска "Домашнего ТВ" по всей Украине "Киевстар" протестировал его в Кривом Роге и Житомире. Сейчас там несколько сотен абонентов.

Хитрое регулирование

По словам Святослава Горбаня, телевидение - это как раз тот элемент, которого не хватало "Киевстару", чтобы стать мультисервисным оператором.

"Теперь у нас в портфеле есть мобильный интернет и телефония, проводной интернет и телефония, цифровое телевидение", - отметил он.

Еще с 2009 года "Киевстар" пытался получить от государства лицензию на интерактивное цифровое телевидение (IPTV). Но Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания никак не мог решить, как должна рассчитываться стоимость такой лицензии. "Киевстар" подавал заявки много раз, но Нацсовет всегда находил повод для отказа.

"Причем, выдали лицензии уже всем, даже мелким и никому не известным операторам, только не нам", - сетует Горбань.

Похожая ситуация была и у "Укртелекома", который сейчас является главным конкурентом "Киевстара" на интернет-рынке (обслуживает 1,6 млн абонентов). Он тоже несколько раз безуспешно пытался получить лицензию и даже начинал тестировать IPTV. Более года назад оператор нашел выход из положения и договорился о совместном предоставлении услуги с онлайн-кинотеатром Oll.tv, который получил такую лицензию. У Oll.tv и "Укртелекома" общие собственники, это группа СКМ Рината Ахметова. Абонентам доступны также дополнительные сервисы, такие как просмотр программ в записи, пауза, просмотр прямого эфира с самого начала, выбор языка озвучки и субтитров.

Пока операторы ждали IPTV-лицензии, на ТВ-рынке появились новые способы организации интернет-телевидения. Например, OTT (Over the Top Television). В отличие от IPTV, ОТТ в качестве канала для передачи видео использует не закрытую сеть одного провайдера, а интернет в целом. Популярными ОТТ-платформами в Украине являются Megogo и Divan.tv, к которым провайдеры предоставляют доступ.

Хотя каналы Viasat транслируются в закрытой сети "Киевстара", компании позиционируют свой сервис как ОТТ. В отличие от IPTV, для ОТТ пока что не нужна лицензия.

Сейчас Нацсовет пересматривает условия лицензирования. Недавно ведомство утвердило новый порядок лицензирования вещателей, в основе которого лежит "технологическая нейтральность": единая лицензия, вне зависимости от используемых технологий.

Это значит, что компания, которая получила лицензию на спутниковое или кабельное ТВ сможет оказывать услуги интернет-телевидения. У Viasat как раз нет лицензии на интернет-ТВ, но есть лицензия спутникового вещателя. В ближайшее время новый порядок будет обнародован для общественного обсуждения.

Работа на перспективу

Рост ТВ и видео в интернете - это глобальная тенденция. Но из-за высокого уровня пиратства эта тенденция мало отражается на доходах украинского рынка платного ТВ. Как рассказала директор Viasat в Украине Оксана Ферчук, в Украине сейчас самый низкий уровень проникновения платного ТВ по всей Восточной Европе. Менее 10% домохозяйств платят за телевидение, в то время как в Европе этот показатель давно превысил 50%.

Впрочем, Ферчук считает это преимуществом. "На мой взгляд, это хорошо, так как означает большой потенциал роста рынка", - отметила она. По ее мнению, рост рынка усилится после отключения аналогового телевидения.

По данным "Укртелекома", за последние два года сегмент интернет-ТВ вырос более чем в два раза. Сегодня аудитория ТВ-сервисов на базе IPTV и OTT - это 8-10% всех зрителей платного ТВ в стране. В пресс-службе "Укртелекома" сообщили, что с момента запуска сервиса количество абонентов постоянно растет и сегодня уже приближается к отметке в 60 тыс.

"Интересно, что только за третий квартал этого года количество пользователей выросло на 25 % - более чем на 10 тысяч", - говорится в сообщении компании.

Сегмент интернет-ТВ растет, даже несмотря на общее падение рынка платного ТВ. Это, по мнению представителей "Укртелекома", говорит о том, что инновационные сервисы и интересный контент являются хорошим драйвером для продвижения услуг платного ТВ.