Инициатива Кабмина по спецналогу на прибыль банков создает серьезные экономические риски, - эксперт

С 1 июля, согласно закону "О предотвращении финансовой катастрофы, которая была вызвана Майданом и создании условий для экономического роста Украины" от 27 марта 2014 годаа, в Украине вводится налог на депозиты больше 20 706 грн - по прогрессивной ставке от 15% до 25% от суммы процентных доходов. Но не успела такая норма вступить в действие, как правительство передумало.

Наталья Лещенко, экономист CASE Украина,
специально для РБК-Украина

С 1 июля, согласно закону "О предотвращении финансовой катастрофы, которая была вызвана Майданом и создании условий для экономического роста Украины" от 27 марта 2014 года, в Украине вводится налог на депозиты больше 20 706 грн - по прогрессивной ставке от 15% до 25% от суммы процентных доходов. Но не успела такая норма вступить в действие, как правительство передумало. Теперь Кабмин предлагает снизить ставки налогов до 5-10% и применять их ко совсем депозитам, доход по которым превышает 482 тыс. грн (410 прожиточных минимумов). Однако, но не все так просто: Кабмин просто часть налога (18% от доходов от депозита) замаскировал под спецналог с коммерческих банков, но платить на самом деле будет вкладчик. Вероятней всего, банки будут снижать доходность депозитов для компенсации своих потерь. Цена вопроса для среднего вклада (8 тыс. грн) - около 300 грн в год. Соответствующий законопроект №4101а "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения доходов от капитала" Рада в первом чтении приняла 19 июня.

Своей инициативой правительство достигает нескольких целей, которые могут показаться заманчивыми для бюджета.

1.Увеличение доходов в бюджет, как за счет роста ставок, так и за счет расширения налоговой базы. Редакцией закона о предотвращении финансовой катастрофы депозиты облагаются только подоходным налогом по ставке 0-25%. Законопроектом №4101а граничные ставки налогообложения доходов по депозитам увеличиваются до 18-28% (18% спецналог + 10% подоходный налог).

2. Снижение градуса социального сопротивления. В снижении своего дохода от депозитов граждане будут обвинять банки, которые, вероятно, постараются переложить бремя спецналога на вкладчика. Кроме того, законопроектом значительно сокращается количество граждан, подпадающих под самодекларирование процентных доходов по результатам года.

3. Упрощение администрирования с увеличением гарантий получения доходов в бюджет. Согласно действующей редакции закона, доходы в бюджет от налога на депозиты в большей мере зависят от самодекларирования. Этот механизм не гарантирует получения полного объема доходов, учитывая низкий уровень налоговой культуры. Консолидированный спецналог обеспечит большую собираемость налога.

4. Зачисление дополнительных доходов не в местные, а в государственный бюджет. Подоходный налог на доходы от депозитов является местным налогом, а спецналог является частью налога на прибыль, который зачисляется в госбюджет. Для властей всегда приоритетом было наполнение государственного бюджета. Проблемы недофинансирования местных бюджетов начинают решать в экстренных случаях, например, когда нет денег на зарплаты бюджетникам.

Согласно пояснительной записке к законопроекту, помимо увеличения поступлений в бюджет и улучшения администрирования налогов, целями налоговой инициативы является обеспечение справедливости в налогообложении.

Премьер-министр Арсений Яценюк не раз акцентировал внимание на том, что налог на депозиты - это налог на богатых. Однако, на самом деле, законопроект 4101а снижает градус социальной справедливости. Согласно действующей редакции закона о предотвращении финансовой катастрофы, с 1 июля под налогообложение не подпадают доходы от депозитов до 20 тыс. грн. Доходы от самых крупных вкладов должны были бы облагаться по ставке 25%. В случае принятия законопроекта №4101а, государство получит 18% доходов со всех вкладов без исключения в виде спецналога от банка. Суммарный налог на крупные депозиты вырастет лишь на 3 п.п. до 28% (18% банк + 10% подоходный налог).

Можно ожидать, что, в случае принятия законопроекта, суммарный налог на проценты от крупных депозитов обеспечит лишь треть доходов. Эта доля может сократиться, поскольку крупные вкладчики имеют намного больше возможностей использования схем ухода от налогов и альтернатив вложения средств.

Кроме того, правительственная инициатива также создает серьезные экономические риски. Во-первых, банковская система сейчас не в лучшем состоянии. Количество банков, в которых введена временная администрация в 2014 г., уже перевалило за 10. По результатам предварительных стресс-тестов НБУ составил список из 37 учреждений-кандидатов на введение временных администраций. Апрельское улучшение состояния с вкладами оказалось временным. В мае отток депозитов продолжился, причем забирали не только гривневые, но и валютные вклады, что свидетельствует о росте недоверия к банкам. С начала года объем депозитов физлиц в национальной валюте снизился на 15,4%, а в иностранной на 22,4%.

Более того, инициатива может иметь ассиметричный эффект для различных банков. Так, например, под гарантирование известного банка "Форум" подпадает лишь 38% вкладов. Крупные вкладчики имеют намного больше возможностей и основания для вывода своих денег. По закону "карточного домика", их отток из отдельных банков может стать непропорционально большей проблемой в рамках всей банковской системы.

Точный эффект введения налога на проценты от депозитов спрогнозировать сложно, но с уверенностью можно сказать, что инициатива как минимум не будет стимулировать так необходимый сейчас приток вкладов.

On Top
Продолжая просматривать www.rbc.ua, вы подтверждаете, что ознакомились с Правилами пользования сайтом, и соглашаетесь c Политикой конфиденциальности
Пропустить Соглашаюсь