Игорь Калетник: "Земельный банк не может функционировать с 1 января 2013 года"

Первый заместитель председателя Верховной Рады Украины и бывший председатель Государственной таможенной службы Игорь Калетник во второй части интервью РБК-Украина рассказал об импорте нефтепродуктов в Украину, о продаже земли и о возможности выдвижения кандидатов от КПУ на президентских выборах 2015 г.

Первую часть интервью с Калетником читайте здесь.

РБК-Украина: Советуетесь ли Вы со своим предшественником на должности, который, тем более, является Вашим однопартийцем Адамом Мартынюком относительно Вашей должности и какие он Вам дает советы?

Игорь Калетник: Рекомендация мне дается очень простая - соблюдать нормы закона о регламенте и тогда говорить, что первый заместитель председателя Верховной Рады действует не в соответствии с теми или иными нормами регламента просто не будет оснований. Конечно, по вопросам, которыми он владеет, любой член Коммунистической партии, в любой момент может посоветоваться с Адамом Мартынюком. Это у нас норма, которая применяется не только к нему, но и к другим членам партии.
Фракция КПУ сегодня обновилась более чем на 2/3 своего состава пришли новые депутаты, которые до этого не работали в парламенте. И пленум президиума принял решение, чтобы Мартынюк отвечал за работу фракции, ведь именно его опыт сегодня крайне необходим для того, чтобы новые народные депутаты учились не на своих ошибках, а имели возможность подойти к старшему товарищу и спросили, как и что сделать. Мне кажется, что сегодня это крайне необходимая вещь.

РБК-Украина: Часто ли Вы советуетесь с отцом (Григорием Калетником, членом фракции Партии регионов) относительно депутатской работы, и, вообще, сложно ли быть представителям одной семьи депутатами ВР?

Игорь Калетник: Мой отец трижды избирался народным депутатом, в том числе дважды, когда это было возможно, по мажоритарным округам, начиная с 2002 года. Естественно, что его опыт важен для меня и, конечно, я часто спрашиваю его совета, и как у отца, и как у человека с соответствующим опытом.

У нас чрезвычайно теплые взаимоотношения, очень дружная семья и не бывает такого дня, чтобы мы не созвонились и не посоветовались по тому или иному вопросу. Мне кажется, что мы умеем всегда слышать друг друга.

Читайте также: Украина в 2012 г. импортировала нефтепродуктов на 1 млрд долл., - Гостаможслужба

РБК-Украина: Фракция КПУ выступает за присоединение к Таможенному союзу Вы, як специалист, как считаете, почему Украина должна вступать в Таможенный союз? Какими будут последствия этого шага для Украины?

Игорь Калетник: Если брать экономический аспект, около 40% товарооборота Украины происходит с теми странами, которые входят в Таможенный союз. Безусловно, сегодня нашему государству чрезвычайно сложно выдерживать тот груз договоров, которые были подписаны правительством (Юлии) Тимошенко, когда цена на энергоносители намного выше, чем в странах Европы. Я о Таможенном союзе вообще не говорю.

К тому же, в советские времена большое количество крупных и сверхмощных предприятий были построены именно на территории Украины - Днепропетровская, Донецкая, Запорожская области. И в этом аспекте они чрезвычайно зависимы от энергоносителей.
С экономической точки зрения, вступление в Таможенный союз - это возможность получать, прежде всего, газ, возможность увеличения товарооборота между нашими странами, потребителей, которые могут покупать украинскую продукцию. Это вопросы, которые связаны с поступлением на территорию Украины товаров из России, Белорусии и Казахстана без оплаты соответствующей пошлины.

Украина должна принимать всегда те решения, которые будут ей полезны. Понятно, что такие решения должны приниматься путем публичного обсуждения. Возможно, путем референдума, но с учетом того, что именно этот вектор может существенно изменить наши транспортные коридоры, возможности нашего взаимодействия с другими странами. Поэтому именно с этой точки зрения и исходила КПУ.

Украина выбирала европейский вектор развития, приняв соответствующее законодательство, но сейчас есть реалии экономического направления. И мы должны понимать, насколько сегодня наша страна в условиях мирового кризиса, который, возможно, будет намного сложнее, чем в 2009 году, будет способна выдерживать эту ситуацию. Нам ежемесячно надо выплачивать колоссальные кредиты, которые набрала Украина в предыдущие годы, и платить чрезмерные суммы по абсолютно нелогичным ценам за энергоносители. Но, в то же время, целый ряд рынков в нашем государстве сегодня закрыты для нас. Поэтому очень важным является вопрос импортозамещения, чтобы украинские предприятия начали работать на нужды внутреннего рынка. А импортировать исключительно ту продукцию, которую мы не сможем производить самостоятельно.

РБК-Украина: В прошлом году у нефтетрейдеров были проблемы с импортом. Многие говорили, что это связано с лоббизмом отдельных компаний и сведенные данные от аналитиков показывают, что от таможни и "Укрзализници" за 10 месяцев прошлого года были завезены неизвестно каким образом 368 тыс. тонн горючего в Украину. С чем это связано и что происходило на рынке нефтепродуктов в прошлом году?

Игорь Калетник: В прошлом году количество ввезенной сырой нефти в Украину уменьшилось с 2,5 млн тонн до 0,7 млн тонн. Это произошло в результате того, что в Украине с 2012-го года остановлены 5 из 6 нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Среди них работает лишь Кременчугский НПЗ, но и он загружен на 30% мощности. Заводы, которые у нас есть, почти без исключения, не могут производить то топливо, которое сегодня может стать конкурентоспособным для тех нефтепродуктов, которые импортируются на территорию Украины. А об экспорте и говорить нечего. Например, нефтепродукты марки Евро-5 ни один украинский завод производить не может, к большому сожалению.

Эксперты говорят что для модернизации только двух НПЗ нужно как минимум 2 млрд долл. Если мы будем говорить о Мозырском НПЗ в Беларуси, они производят нефтепродукты, которые сегодня экспортируются в Нидерланды, Италию, Польшу. Хотя модернизация завода продолжается, и в ближайшие годы этот НПЗ еще поднимет уровень переработки сырой нефти. Белорусы получат нефть без пошлины в рамках Таможенного союза, а Украина - с пошлиной. Это еще один вопрос, который чрезвычайно серьезно вредит.

В 2012 году в Украину импортировано 7,5 млн тонн продуктов, оплачено при этом налогов на почти 17,5 млрд грн. При этом общая таможенная стоимость импортированных нефтепродуктов составляет 7,5 млрд долл.

Различия существуют за счет того, что данные "Укрзализныци" показывают весь объем нефтепродуктов, которые были перевезены "Укрзализницей", а Таможенная служба показывала данные, которые оформлялись в соответствующем режиме, скажем, импорта - разница в 300 тыс. тонн. А есть еще целый ряд других режимов и в том числе транзит через территорию Украины. Поэтому если свести все эти балансы, эта цифра полностью отвечает всем данным.

Если же анализировать нефтетрейдеров и импортеров, которые были в 2010 году, такие и остались в 2011 и в 2012 году. Их объемы колебались в зависимости от того, насколько было производство внутренней продукции тут, не более того. Мы не можем сказать, что была создана неконкурентная среда для кого-то. Все находились в равных условиях, но решение о направлении целого ряда предприятий на лабораторные исследования было принято именно за счет того, что некоторые субъекты начали использовать возможность разных ставок акцизного налога именно для того, чтобы минимизировать оплату налогов на территории Украины. Ведь от количества того или иного состава самого нефтепродукта зависело, какой будет ставка акцизного налога на него.

Читайте также: Вступил в силу закон о продлении моратория на продажу сельскохозяйственных земель до 2016 г

Только по нескольким поставкам это достигает миллионов гривен, в том числе и начисленных потом в результате постаудитконтроля, и тех, которые обнаружены во время лабораторных исследований.

На сегодняшний день Налоговая служба проводит массовые акции по проверке качества бензина, который продается, на соответствие заявленным стандартам, и соответственно, оплате налогов, как на внутреннем рынке, так и при импорте.

Сегодня есть люди, которым это не нравится, ведь когда начинается контроль полноты оплаты налогов, это многим не нравится, но это обеспечивает полноту оплаты налогов в государственный бюджет. Это большие бизнес-корпорации и группы, которые имеют чрезвычайно большие возможности лоббизма своего бизнеса, имеют возможность освещать эти данные через средства массовой информации, поэтому, любое такое действие в таких объемах, о которых вы говорите, вызвало бы чрезвычайно серьезный резонанс, в том числе и международного уровня. Поэтому тут все чрезвычайно просто и прозрачно.

РБК-Украина: Ваш прогноз относительно законопроекта о введении маркировки подакцизных нефтепродуктов? Когда он может быть принят парламентом?

Игорь Калетник: К этому законопроекту поступили предложения Президента, который рекомендует отклонить этот документ. В нынешнем виде законопроект о маркировке нефтепродуктов открывает определенные возможности коррупционного направления и может привести к подорожанию горючего. По расчетам Министерства финансов, как минимум, на 8 коп. на литре, и это без учета транспортных расходов, для доставки нефтепродуктов до места, где по этому законопроекту должны проводить маркировку.

Кроме того, сами места, где должны были бы проводить маркировку, также не определены. И сегодня из самого законопроекта не следует, принесет ли его принятие ту пользу, которой от него ожидали. Думаю, что в профильном комитете будут соответствующие доработки и только после этого, его могут рассмотреть повторно.

РБК-Украина: Николай Присяжнюк, который сохранил кресло министра аграрной политики в нынешнем правительстве, прогнозировал, что в 2013 году на законодательном уровне должен быть решен вопрос о продаже сельскохозяйственных земель. Будет ли возвращен этот вопрос в повестку дня ВР? Позиция КПУ по этому вопросу понятна - вы являетесь, были, и, наверное, будете против вынесения сельскохозяйственной земли на продажу. Но логика процесса неумолима и Президент тоже этого хочет.

Игорь Калетник: Мораторий на продажу земель продлен до 1 января 2016 года. Это четкое решение, которое не обсуждается. Действительно, фракция КПУ не будет никогда голосовать за продажу земли.

Украинская земля это, наверное, единственное, что осталось сегодня в собственности государства... Поэтому мы можем сегодня говорить, что в парламенте могут рассматриваться законопроекты, которые будут направлены на урегулирование проблем, связанных с оборотом земли в государстве, каким образом он должен осуществляться при тех или иных вопросах. Но при этом мы должны четко дать понять, что... идти по направлению к рынку земли, наверное, это слишком преждевременно и я думаю, что этот вопрос не получит надлежащей поддержки.

Читайте также: В ВР создана межфракционная депутатская группа по изучению перспектив сотрудничества с Таможенным союзом

РБК-Украина: Не получит поддержки у кого?

Игорь Калетник: В Верховной Раде.

РБК-Украина: Будут ли вноситься и разрабатываются ли сейчас изменения в закон о Земельном банке, ведь закон принят второпях и там очень много кривых норм, которые, в частности, регламентируют распространение деятельности банка, например, на дно рек и других водоемов. А это ну никак не может относиться к компетенции Земельного банка.

Игорь Калетник: Закон о Земельном банке принят, однако, целый ряд положений реализации этого закона на сегодняшний день еще не определен. В частности, относительно процедуры передачи земли в уставной капитал банка, работы Земельного банка в целом. Речь идет о том, что для того, чтобы началось функционирование Земельного банка в полном объеме, реализация таких намерений требует отдельного закона. Поэтому, поскольку это вопрос сегодняшнего дня, функционировать Земельный банк с 1 января 2013 года не может.

РБК-Украина: Возможно, чтобы до конца текущего года были внесены существенные изменения?

Игорь Калетник: Надо будет обязательно доработать этот вопрос.

РБК-Украина: Когда были проблемы с поездами Hyundai, Петр Симоненко говорил, что все виновные должны быть наказаны. Является ли это в целом позицией КПУ, и какие претензии сегодня Вы, как представитель КПУ можете предъявлять Борису Колесникову, который в парламенте является председателем комитета по вопросам транспорта и связи?

Игорь Калетник: Мы всегда поднимали вопрос, чтобы максимально использовать возможности, которые есть на территории нашего государства. У нас есть целый ряд предприятий, которые могут производить те или иные виды продукции, начиная с пищевой, и заканчивая, скажем, металлургическими комбинатами и производственными предприятиями. Мы можем производить комбайны, тракторы в Харькове, можем производить вагоны на Крюковском вагоностроительном заводе.

Оценку этой проблеме дало руководство государства, и не нужно было замалчивать эти вопросы. Такие вещи должны сделать невозможными, такие покупки в будущем. То же самое касается LNG-терминала - есть соответствующая позиция.

Нас также интересует, как именно мы будем использовать бюджетные средства в поддержку нашего сельского хозяйства, образования, медицины, отечественных предприятий, ведь производство именно внутри страны позволит нам задействовать и создать рабочие места. К таким вещам надо относиться очень и очень взвешенно. Поэтому позиция фракции неизменна - мы будем очень остро реагировать на любые подобные вещи.

Более того, думаю, те обязательства, которые взял премьер-министр Николай Азаров, будут детально нами проанализированы и изучены. И в июне мы, как фракция, будем требовать отчет от премьер-министра за реализацию тех обещаний, которые были даны правительством.

РБК-Украина: А будет ли правительство отчитываться о своей деятельности в 2012 году?

Игорь Калетник: Этот вопрос не принят к рассмотрению.

РБК-Украина: До выборов Президента остается 2 года. Будет ли представитель КПУ баллотироваться на должность Президента в 2015 году?

Игорь Калетник: Мы очень внимательно проанализировали избирательную компанию 2012 года и во многих областях есть существенный рост поддержки КПУ. Нас поддержали почти 3 млн избирателей.

Однако, любое решение относительно участия в выборах, президентских или парламентских, принимаются путем проведения съезда, обсуждения его в областных комитетах партии, на заседании бюро партии. Вопросы, которые будут позднее, должны решаться исключительно путем соблюдения процедуры тех нормативов устава, которым пользуется Коммунистическая партия Украины.

РБК-Украина: Но настрой у руководства на участие в парламентских выборах есть?

Игорь Калетник: Это вам лучше спросить у руководства.

Беседовали Антон Подлуцкий и Анна Писаренко

On Top
Продолжая просматривать www.rbc.ua, вы подтверждаете, что ознакомились с Правилами пользования сайтом, и соглашаетесь c Политикой конфиденциальности
Пропустить Соглашаюсь