В стране усугубляется энергетический кризис. На складах украинских теплогенерирующих предприятий рекордно низкий объем запасов угля - всего около 961 тыс. тонн. Это значит, что угля у нас сейчас две трети от необходимого количества. Правительство вынуждено впервые за последние четыре года расконсервировать газо-мазутные блоки на ТЭС и распорядиться о создании мазутного резерва, а также увеличить план по закачке природного газа до 17 млрд кубометров. ГК ДТЭК при наличии собственных шахт, придется также импортировать уголь, а чиновники намерены вернуться к вопросу о введении моратория на взыскание долгов с теплоэнергетических предприятий. Но даже при этом зимой украинской энергетике придется несладко - НАК "Нафтогаз-Украины" не успеет запастись газом в таком объеме, а использование дорого мазута может привести к росту тарифов на электроэнергию, уверены эксперты.
Несмотря на то, что тепловая генерация с приходом осени и падением температуры воздуха стала сжигать меньше угля - сейчас страна потребляет до 65 тыс. тонн угля в сутки (летом - до 100-110 тыс. тонн), запасы угля на складах украинских ТЭС не растут. "За последний месяц запасы угля на складах украинских ТЭС не пополнялись", - заявил 8 сентября и.о. главы ГК "НЭК "Укрэнерго"" Всеволод Ковальчук.
По данным компании, на складах ТЭС по состоянию на 7 сентября – по-прежнему не более 1 млн тонн энергетического угля - 439 тыс. тонн антрацитовых марок и 564 тыс. тонн газовой группы.
Если посмотреть на данные Министерства энергетики и угольной промышленности, то ситуация еще хуже. В распоряжении РБК-Украина оказались данные ведомства, согласно которым запасы угля составляют 961 тыс. тонн, из них антрацит - не более 400 тыс. тонн. Это на 50% меньше, чем в сентябре 2015 года, и на 27% ниже запланированных объемов. При этом, дефицит угля составляет не менее 1,1-1,3 млн тонн. Уточнить эту информацию у министра энергетики Игоря Насалика не удалось - вчера он был недоступен для комментариев.
Эти показатели, а также готовность страны к осенне-зимнему периоду в среду, 7 сентября, чиновники обсуждали на совещании у вице-премьер-министра Владимира Кистиона, курирующего энергетику. РБК-Украина стало известно, о чем там шла речь.
Прежде всего, правительство исходит из того, что необходимо довести уровень отгрузки энергетического угля до 97 тыс. тонн в сутки, а также обеспечить необходимое количество железнодорожных вагонов для вывоза угля-антрацита с неподконтрольной территории. "Железная дорога будет работать, вроде договорились "с той стороной" (непризнанными формированиями ДНР и ЛНР, которые блокируют поставки угля на подконтрольную Украине территорию, - ред.)", - сообщил РБК-Украина высокопоставленный источник в Кабмине, знакомый с ситуацией, однако назвать конкретные условия договоренности отказался.
Ранее правительство заявляло, что не задействованным остается перегон "Сентяновка-Шипилово" (Луганская область), по которому "ежесуточно перемещается около 300 пустых вагонов, которые можно использовать для доставки угля на ТЭС". По расчетам Кабмина, это позволит завозить 7 тыс. тонн энергетического угля антрацитовой группы в сутки или около 200 тыс. тонн в месяц.
Согласно правительственному плану подготовки к осенне-зимнему периоду, запасы энергетического угля на складах украинских ТЭС к 1 ноября должны составлять 2,7 млн тонн. Добиться этого чиновники планируют, в том числе, и за счет импорта угля. В конце августа в интервью РБК-Украина министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик сообщил, что в сентябре-октябре Украина получит 300 тыс. тонн импортного угля. По словам министра, этот объем может быть увеличен, если поставки топлива из зоны АТО будут заблокированы.
Импортировать уголь для ТЭС планирует не только государство. О том, что энергохолдинг ДТЭК ведет переговоры о поставках угля из других стран, в августе заявлял генеральный директор компании Максим Тимченко. Вчера и.о "Укрэнерго" Всеволод Ковальчук рассказал журналистам, что ДТЭК планирует ввезти в Украину 120 тыс. тонн энергетического угля: "Вчера (7 сентября, - ред.) было совещание в Кабмине, посвященное подготовке к зиме. ДТЭК заявил, что они уже заказали около 70 тыс. тонн угля марки "Г" из Польши и 50 тыс. тонн марки "А" из ЮАР".
Напомним, шахты, добывающие уголь-антрацит, принадлежат холдингу ДТЭК и находятся на временно неподконтрольной Украине территории: "Шахта «Комсомолец Донбасса" (марка А/Т), "Свердловантрацит" и "Ровенькиантрацит" (марка А). Максим Тимченко ранее заявлял, что до конца года компания планирует вывезти 3 млн тонн угля из зоны АТО. Важно понимать, что если еще в августе ДТЭК покрывало потребности в угле на своих ТЭС за счет собственного ресурса, поставляя 58 тыс. тонн в сутки, то сегодня компания вынуждена подстраховывать свои запасы на складах за счет импорта.
В ДТЭК информацию об импорте подтверждают, но называют несколько другие цифры. "Мы планируем импортировать уголь из ЮАР и Польши. Первые объемы газовой марки угля, 50 тыс. тонн, поступят на наши ТЭС уже в ближайшие две недели, 70 тыс. тонн антрацита из ЮАР мы ожидаем в конце октября-начале ноября. Уже несколько месяцев наши теплоэлектростанции работают с повышенной нагрузкой. Это влечет за собой увеличение объемов сжигания угля. Поэтому, чтобы подстраховать запасы на складах ТЭС, компания приняла решение дополнительно импортировать уголь. При этом нашим приоритетом остается уголь собственной добычи", - рассказал директор по коммерческой деятельности ДТЭК Энерго Виталий Бутенко. При этом он уточнил, что зимой стране понадобиться на 1,3 млн тонн угля больше, чем в прошлом году.
"Мы сейчас только сжигаем все, что еще осталось после высоких летних нагрузок, и все, что завозим. А атомные энергоблоки все еще на ремонте, и раньше октября в эксплуатацию они не войдут. Ситуация еще не критическая, но сложная", - рассказал РБК-Украина источник в Кабмине на правах анонимности.
По данным "Укрэнерго", 6 сентября "вне резерва" находилось 9 энергоблоков ТЭС ПАО "Центрэнерго" (общая мощность 2325 МВт) "из-за отсутствия угля антрацитовой группы". Кроме того, в ремонте 2 энергоблока Запорожской АЭС (2000 МВт), которые, по прогнозам министра Игоря Насалика, запустятся не ранее 25 сентября. Также еще около 1402 МВт - аварийные заявки на ТЭС и ТЭЦ.
В Кабмине критичность ситуации осознают, поэтому решили внести изменения в план подготовки к отопительному сезону. Ставку в правительстве делают на другие виды топлива. В частности, согласно распоряжению Кабмина №638-р от 31 августа, НАК "Нафтогаз-Украины" должен до 1 ноября закачать в подземные газохранилища 17 млрд кубометров.
"Согласно подготовленному НАК "Нафтогаз-Украины" графику закачки газа в ПГХ, на 15 октября 2016 года в газохранилищах будет 14,44 миллиардов кубометров. Этот график требует доработки в части доведения уровня природного газа, который планируется хранить в ПГХ, до уровня 15 октября 2015 года, а именно - до 17 миллиардов кубометов", - говорится в правительственном документе. По мнению чиновников, именно этот объем позволит обеспечить всех потребителей (население, промышленность и теплоснабжающие предприятия) природным газом "при условии значительного понижения температуры воздуха зимой". Сейчас в ПГХ Украины 12,74 млрд кубометров, что всего на 13% меньше показателей 2015 года.
"Они закачали 11 миллиардов кубометров, а до начала отопительного сезона, согласно утвержденному балансу, должно быть 17 миллиардов кубометров. НАК "Нафтогаз- Украины" уже технически не успеет это сделать", - заявил в интервью РБК-Украина Игорь Насалик.
Впрочем, в прошлом году НАК с аналогичными обязательствами справился - на 1 декабря 2015 года запасы газа составляли 17,1 млрд кубометров. "Мы вошли в прошлый сезон с 15 млрд кубометров запасов, нарастили их до 17 миллиардов. По итогам сезона у нас осталось 2 млрд кубометров", - поясняют РБК-Украина в НАК "Нафтогаз-Украины". Кроме того, "Нафтогаз-Украины" рассчитывает получить кредит от Всемирного банка в 500 млн долларов на закачку газа, но этот вопрос будет зависеть от решения МВФ по предоставлению Украине очередного транша.
"Конечно, сейчас мы уже не успеем закачать 17 млрд кубометров. Но совершенно непонятно, зачем наращивать сейчас такой объем газа и тратить на это средства. Ведь увеличить объем закачки за счет российского газа мы не можем – для этого необходимо подписать допсоглашение с "Газпромом". Разумеется, что это невозможно сделать сейчас и ухудшит наше положение в Стокгольмском арбитраже. А европейские поставки проходят стабильно. Видимо, Минэнерго за счет нас закрывает свои недоработки по накоплению запасов угля", - рассказал РБК-Украина источник в НАК "Нафтогаз-Украины" на условиях анонимности.
Напомним, ранее глава НАКа Андрей Коболев заявлял, что российский "Газпром" "по-прежнему не хочет подписывать дополнительное соглашение к контракту купли-продажи газа, без которого "Нафтогаз" отказывается покупать российский газ" в третьем квартале. ""Газпром" говорит - не надо никаких допсоглашений, если, мол, вы хотите возобновить покупку нашего газа, то внесите предоплату и все. Но есть высокий риск того, что, внеся предоплату, "Газпром" скажет, что это - в счет уплаты долга, который мы оспариваем в суде в Стокгольме", - объяснил собеседник издания в НАКе.
Помимо увеличения запасов газа в правительстве рассматривают возможность вернуться к вопросу введения моратория на взыскание долгов с теплоснабжающих предприятий за природный газ. На начало августа, по данным "Нафтогаз-Украины", задолженность теплогенерирующих компаний перед газовым монополистом более 20 млрд гривен.
Как стало известно РБК-Украина, на совещании у Владимира Кистиона обсуждалась "необходимость ускорить доработку и утверждение Кабмином, а также внести на первоочередное рассмотрение парламента" законопроект, которым будет запрещено облагать энергопредприятия-должников штрафами за долги перед НАКом. Такой законопроект - №2706 - Рада уже принимала на прошлой сессии. Однако его ветировал президент. Причина – требование МВФ обеспечить безубыточную деятельность тепловой генерации и НАКа.
Перспективы остаться в отопительный сезон без необходимого количества угля и с незаполненными ПХГ заставляют правительство искать все возможные выходы. Правительство пошло на то, что было принято распоряжение №638-р, которым предусмотрено создание на ТЭС мазутного резерва в этом году. Согласно распоряжению, к 1 ноября "запасы мазута как резервного вида топлива должны составлять 133 тыс. тонн". Сейчас, по данным "Укрэнерго", эти запасы составляют 30,8 тыс. тонн, а емкость хранилищ – 1,1 млн тонн.
Альтернативу углю и газу в мазуте правительство ищет не впервые. Еще в кризисный для энергетики 2009 год правительство Юлии Тимошенко анонсировало частичный переход страны с газа на мазут и внесение этого вида топлива в перечень "критического импорта". В сентябре 2014 года к этой идее вернулся тогдашний вице-премьер-министр регионального развития Владимир Гройсман. "По газу принято решение наращивать объемы замещения определенной доли дефицита газа мазутом. Мы рассчитываем заместить мазутом примерно 3 млрд кубометров газа", - заявлял он тогда.
Однако, законсервированные в 2012 году газо-мазутные блоки украинских теплогенерирующих предприятий чиновники решили "разморозить" в июне 2016 года, прежде всего, на Трипольской и Запорожской ТЭС.
"Если говорить о создании резерва, то необходимо не меньше 450-600 тыс. тонн мазута, а 133 тыс. тонн – это крайне мало. Важно понимать, что мазут – резервное топливо. В холодное время года, он густеет, его нужно где-то хранить, и, несмотря на его теплотворность – 680 кг мазута приравнивается к 1 тонне угля – пользоваться им более 2-3 дней дорого. Стоимость этого топлива практически приравнивается к газу, а уголь – дешевле", - заверил РБК-Украина директор Центра исследований энергетики Александр Харченко.
В прошлом году страна импортировала уголь по цене 80-84 долларов за тонну (55 долларов – цена угля, остальное – перевалка и транспортировка). Газ Украина импортирует в 2016 году по цене ниже 200 долларов за тыс. кубометров.
Важно понимать, что увеличение доли газа и мазута при генерации электроэнергии неминуемо отразится на тарифе для конечного потребителя. Ведь нацрегулятор - НКРЭКУ - будет вынужден учесть в стоимости электроэнергии потребленное предприятиями топливо. "Себестоимость электроэнергии на газе 2,7 гривен за киловатт. Кто будет платить такую цену?", - говорит Харченко.