ГФС продолжает закручивать бизнесу налоговые гайки

Роман Насиров недоволен работой ряда своих подчиненных Роман Насиров недоволен работой ряда своих подчиненных
Несмотря на все заявления правительства о стабилизации экономической ситуации, проблем в госфинансах и налоговой системе более чем достаточно. Общий фонд госбюджета в августе был недовыполнен на более чем 4%. В октябре, как информирует Государственная фискальная служба (ГФС) свои региональные подразделения, индикативные показатели будут еще более напряженными. Поэтому, кроме как усилить налоговое давление на бизнес, ГФС ничего не остается. В ручном режиме будут корректироваться объемы убытков прошлых лет и процесс формирования налогового кредита, уже поставлено задание увеличить план по доначислению налогов, а возвращать чрезмерно или ошибочно уплаченные налоги государство будет только после анализа финансового состояния предприятия.

Несмотря на все заявления правительства о стабилизации экономической ситуации, проблем в госфинансах и налоговой системе более чем достаточно. Общий фонд госбюджета в августе был недовыполнен на более чем 4%. В октябре, как информирует Государственная фискальная служба (ГФС) свои региональные подразделения, индикативные показатели будут еще более напряженными.

Поэтому, кроме как усилить налоговое давление на бизнес, ГФС ничего не остается. В ручном режиме будут корректироваться объемы убытков прошлых лет и процесс формирования налогового кредита, уже поставлено задание увеличить план по доначислению налогов, а возвращать чрезмерно или ошибочно уплаченные налоги государство будет только после анализа финансового состояния предприятия.

Отстают от плана

В распоряжении РБК-Украина оказались приказы ГФС, суть которых сводится к тому, что работа службы и ее территориальных органов неудовлетворительна, бюджет выполняется со скрипом, но результатом внедрения этих документов станет усиление налогового давления на бизнес. Это внутренние приказы службы, традиционно скрываемые от налогоплательщиков.

Так, согласно приказу № 666 от 4 сентября, в июле ГФС обеспечила отчисления в общий фонд бюджета на уровне 39,9 млрд грн, таким образом, перевыполнив план Минфина на 2,1%. В то же время провал оказался по налогу на прибыль - собрано всего 70,9% от необходимой суммы - казна недополучила почти 707 млн грн.

Вина здесь, по версии главы службы Романа Насирова, на центральном офисе по работе с крупными плательщиками. Провинилось и руководство одной из районных инспекций в Одессе (ГНИ в Малиновском районе), которая допустила манипулирование плательщиками показателями налоговой отчетности по прибыли "путем подачи уточняющих деклараций".

Не лучше ситуация и с ЕСВ - выполнение плана по нему составило лишь 94,7%.

Возмущены в ГФС и тем фактом, что указанная выше районная инспекция в Одессе допустила в июле прирост сумм остатков отрицательного значения по НДС, который после возмещения включается в налоговый кредит и влияет на объемы позитивных начислений. То есть вместо того, чтобы обеспечить уплату почти 30 млн грн НДС в бюджет, налоговики инспекции допустили формирование налогового кредита.

Примечательно, что в целом по Украине результат обработки поданных в июле деклараций по НДС (с 1 июля режим электронного администрирования заработал в полном объеме) показал, что позитивные начисления превысили 9,6 млрд грн. А это на 28% больше начислений соответствующего периода прошлого года и на 9,5% больше - предыдущего месяца.

В результате первый замначальника инспекции в Малиновском районе Одессы Татьяна Пакуляк получила выговор.

"Кроме искусственного увеличения обязательств и ограничения права на налоговый кредит, сейчас налоговая стала блокировать электронные ключи. То есть не саму электронную отчетность, а именно ключи - под видом срочного их переоформления. Такая практика заменила так называемый "9 стан", - рассказала вице-президент, глава комиссии по вопросам экономической политики Украинского союза промышленников и предпринимателей Юлия Дроговоз.

Проверочная работа

Несмотря на все заявления о снижении давления на бизнес, в центральном аппарате ГФС остаются недовольными организацией контрольно-проверочной работы по "выявлению и предупреждению нарушений законодательства во время выплаты зарплаты и других доходов граждан". Так, начальник Борознянского отделения Бахмачской инспекции в Черниговской области не применил штрафные санкции к плательщикам ЕСВ, в результате чего их объемы выросли на 79,2 тыс грн и составили 214 тыс грн.

Также, согласно приказу, существенные недостатки обнаружены в организации контрольно-проверочной работы подразделений аудита, что привело к "низким показателям работы в части доначисления согласованных налоговых обязательств" и, как результат, к незначительным суммам поступлений по актам документальных проверок по сравнению с прошлым годом. Всего, по данным ГФС, за 7 месяцев было проведено 2,6 тыс. плановых проверок, 13,7 тыс. - внеплановых и почти 38 тыс. - встречных сверок. Доначисления составили 20,8 млрд грн, из которых согласовано всего 3,3 млрд грн.

При этом, несмотря на все заявления правительства о стабилизации экономики, проблем с наполнением бюджета достаточно. В августе индикатив Минфина по сбору налогов в общий фонд госбюджета был недовыполнен на 4,3%. Кумулятивно за 8 месяцев перевыполнение составило 2,2% или почти 4 млрд грн. По августу, в частности, сбор не смогли обеспечить налоговики Ивано-Франковской обл. (-166,3 млн грн), Полтавской обл. (-841,5 млн грн), Сумской обл. (-582,2 млн грн), Харьковской обл. (более 1 млрд грн) и Луганской обл. (-50,8 млн грн).

Рост показателей любой ценой

Согласно приказу № 597 от 12 августа, Роман Насиров предупреждает своих подчиненных, что октябрь будет еще более напряженным. Наибольшего внимания требуют показатели по внутреннему акцизу - рост индикатива предусмотрен на уровне 41,8% или 942,5 млн грн по сравнению с соответствующим периодом 2014 года; импортному акцизу - на 24,1% или 53,8 млн грн; НДС с произведенных в Украине товаров - на 20,3% или 1,3 млрд грн; ренте по добыче газа - на более, чем 50% или 1,5 млрд грн. По платежам, контролируемым таможнями, необходимо выполнить повышенный план по ввозным пошлинам (рост на 2 млрд грн) и импортному НДС (1,7 млрд грн).

"Выполнить все это можно, другой вопрос - какой ценой, - отметила исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации Анна Деревянко. - Если мы все хотим либерализации, повышения сервисности, то явно не ценой увеличения налогового давления на бизнес. При этом контролирующие органы чаще всего претендуют не на теневой сектор, а берут с легального производителя, которого легче прижать".

Ответ - чего ждать бизнесу в октябре - четко дает ГФС. Подразделения налогообложения юрлиц должны будут не допустить манипулирования плательщиками показателями налоговой отчетности по прибыли путем подачи уточняющих деклараций. На личном контроле у начальников главных управлений ГФС в областях, Киеве и Центральном офисе по работе с крупными плательщиками будет правомерность применения нормы о переносе убытков прошлых лет и декларирование финансовых потерь в первом полугодии 2015 г.

Кроме того, для увеличения поступлений в бюджет, подразделения налогового и таможенного аудита должны обеспечить рост показателей по доначислениям не ниже уровня прошлого года. По работе с налоговым долгом Роман Насиров также дает целый ряд заданий - от привлечения налоговой милиции к работе с должниками до применения режима реструктуризации долгов. Особого внимания требуют плательщики, у которых сроки уплаты рассроченных платежей наступают в октябре.

"Если возникнут риски невыполнения прогнозных показателей, рассчитать возможность частичной досрочной уплаты объемов будущих периодов", - сказано в документе.

Также приказом предусматривается, что возвращение всех сверх- или частично уплаченных сумм обязательств должно согласовываться с координационно-мониторинговым департаментом ГФС. Его сейчас возглавляет бывший и. о. главы ГФС (после того, как Игорь Билоус был отстранен от исполнения служебных обязанностей) Максим Мокляк. Информирование Мокляка будет происходить, если суммы возврата будут превышать 50 тыс. грн.

При необходимости его департамент должен будет провести исследование, соблюдает ли субъект хозяйствования правила налогообложения, не участвует ли в схемах минимизации и не использует ли инструменты оптимизации. Также будет учитываться текущее финансовое состояние бизнеса.

"Это коррупция в чистом виде. От одного человека будет зависеть, возвращать ли переплаты или ошибочно уплаченные суммы, или нет", - подчеркнула Юлия Дроговоз.

В сфере производства подакцизных товаров ГФС поручено проверять предприятия, которые сократили объемы производства и уплату акцизного налога. Кроме того, уже должны были начаться проверки в компании "Вог трейдинг" и отработка по выгодоприобретателям, зарегистрированным в ГНИ Печерского района Киева: ООО "Матикс", "Рединг" и "НСТ Маркет". Также с конца августа должны проверяться компании на предмет формирования схемного НДС в размере 300 млн грн. Речь идет о ТД "Евроинфо", "Трестбуд-1", "ВВС груп" и "Теплоэнергобуд".

По словам Анны Деревянко, бизнес привык к закручиванию гаек и приспосабливается к работе в таких условиях. Но речи о развитии и привлечении инвестиций в таких условиях быть не может.

"Налоги уже давно собираются не по закону, а по принципу: мне столько нужно. И это усугубляет ситуацию, потому что бизнес несет все риски - помимо финансовых еще и платит коррупционный налог, - добавил старший экономист центра CASE-Украина Владимир Дубровский. - За невыполнение бюджета руководителя могут уволить, а вот то, что бизнес падает и экономический спад усиливается, это уже другой вопрос".

Отметим, что ни в Минфине, ни в ГФС так и не смогли прокомментировать РБК-Украина приказы службы.


Напоминаем, не забудьте выбрать свой способ читать новости.
On Top