ua en ru

Фискальная чистка: почему глава ГФС Роман Насиров может потерять свое кресло

Фискальная чистка: почему глава ГФС Роман Насиров может потерять свое кресло Депутаты обещают устроить главе ГФС Роману Насирову проверку
Под руководством Государственной фискальной службы Романом Насировым и Сергеем Биланом - зашатались кресла. Недовольство ими исходит из Верховной Рады.  Депутаты пытаются признать работу налоговиков и силового блока службы неудовлетворительной и инициировать перед Кабмином служебное расследование. На руках у депутатов - конкретные факты коррупции, служебной бездеятельности, что приводит к убыткам государства, ошибочной кадровой политики, саботажа правительственных поручений. Бизнесу тоже есть что сказать, но в результативность проверки, если она и будет проведена, мало кто верит. Год назад подобное расследование в отношении бывшего руководства ГФС закончилось отставкой без последствий.

Под руководством Государственной фискальной службы Романом Насировым и Сергеем Биланом - зашатались кресла. Недовольство ими исходит из Верховной Рады. Депутаты пытаются признать работу налоговиков и силового блока службы неудовлетворительной и инициировать перед Кабмином служебное расследование. На руках у депутатов - конкретные факты коррупции, служебной бездеятельности, что приводит к убыткам государства, ошибочной кадровой политики, саботажа правительственных поручений. Бизнесу тоже есть что сказать, но в результативность проверки, если она и будет проведена, мало кто верит. Год назад подобное расследование в отношении бывшего руководства ГФС закончилось отставкой без последствий.

В шаге от решения

Слухи об отставке главы Государственной фискальной службы Романа Насирова и его первого заместителя-руководителя налоговой милиции Сергея Билана перестали быть слухами. Если ранее о возможных кадровых ротациях в ГФС говорили в правительстве и, все более активней, после смены Кабмина, то теперь инициативу перехватил парламент.


Еще в среду вечером, 11 мая, ряд депутатов-членов комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики говорили о перспективе рассмотрения рекомендаций правительству уволить руководство службы. Уже утром в четверг, 12 мая, депутаты от "Самопомочи" подтвердили РБК-Украина, что этот вопрос стоит в повестке внеочередного заседания комитета.

Однако, несмотря на наличие кворума и проекта решения, глава комитета Нина Южанина предложила отложить его до следующего заседания - 18 мая. Кроме того, еще одним фактором для отсрочки стало физическое отсутствие Насирова в Украине. Он находится на глобальном антикоррупционном саммите в Лондоне. "Решение правильное, но проект нужно выписать, вычитать и отдельно указывать по Насирову, Билану и ситуации на таможне", - заявила Южанина.

- Насколько мне известно, решение с утра было известно. Куда же оно делось? - возмутился на это первый замглавы комитета Андрей Журжий ("Самопомич").

Член комитета, лидер фракции РПЛ Олег Ляшко вообще заявил, что больше не будет приходить на заседания, раз такие важные решения откладываются и обвинил Южанину в содействии коррупции и контрабанде на таможне в угоду политическим договоренностям. Речь идет об изменениях в законодательство о прокуратуре и назначении генпрокурором Юрия Луценко.

"Получилась ситуация следующая. БПП и президенту нужны были голоса за закон о своем генпрокуроре. Их дало "Видродження" Виталия Хомутынника, в том числе, в обмен на сохранение баланса с Насировым, - рассказал РБК-Украина один из депутатов. - Плюс "Народний фронт", который контролирует областную таможню, против того, чтобы наказывать ее руководителя. И, чтобы его сохранить, договорился о балансе интересов". Сам Хомутынник отказался реагировать на обвинения. Стоит отметить, что при попытке комитета вернуться к рассмотрению отставки, депутаты от БПП и НФ встали и ушли с заседания.

Комитет подготовил два проекта решения. Они основываются на результатах заслушивания Насирова и Билана на закрытом заседании 21 апреля. Один проект предусматривает признание работы руководства ГФС неудовлетворительной и рекомендует правительству их уволить с занимаемых должностей. Причина - ненадлежащая и неэффективная организация работы, отсутствие контроля главы ГФС и его первого заместителя, жалобы бизнеса, необоснованное давление на компании со стороны налоговой милиции.

В документе приводятся примеры злоупотребления должностными лицами служебными полномочиями. Например, в селе Кочержинцы Уманского района Черкасской области налоговая милиция арестовала товар на складах плательщика с применением силы. "Объяснения оснований проведения следственных действий с применением силовым мер к плательщикам, которые занимались закупкой и экспортом орехов, были предоставлены. Но они не имели обоснованований", - указано в проекте решения.

Свидетельства не в пользу

В комитете пришли к выводу, что расходы на содержание налоговой милиции в 2015 году превысили экономический эффект от деятельности этого органа на более 33 млн гривен. Из 5587 уголовных производств, открытых в прошлом году, в половине случаев принято решение о закрытии дел по причине отсутствия события или состава правонарушения. В суд направлено всего 180 дел.

Сергей Билан в своих комментариях был немногословен, но считает, что налоговая милиция делает свою работу хорошо. "И это видно по значительно увеличенным поступлениям в бюджет - плюс 16 млрд гривен сверхплана с начала года. Но у каждого может быть свое мнение", - заявил он РБК-Украина.

Экспорт орехов, как отвечает на запрос комитета ГФС, "на постоянном контроле руководства". В большинстве случаев таможенное оформление этого товара на экспорт задерживается по причине выполнения ориентировок, поступающих от правоохранительных органов.

Напомним, что для главы Одесской облгосадминистрации Михаила Саакашвили тема орехов также находится на особом контроле. Неоднократно он называл СБУ с ГФС "ореховой мафией". В то же время, налоговики приводят такие данные: с ноября 2014 года по сентябрь 2015 года объемы экспортных операций составили 30,7 тыс тонн, общей фактурной стоимостью 2,2 млрд гривен. При этом налогов уплачено на сумму почти 39 млн гривен, валютной выручки возвращено на 341 млн гривен. В период с октября 2015 года по февраль 2016 года фактически экспортировано 19,2 тыс тонн грецких орехов на сумму 1,2 млрд гривен. В бюджет уплачено 10,2 млн гривен.

Указывают депутаты и на откровенный саботаж правительственных поручений. Еще Арсений Яценюк, будучи премьер-министром, ставил задание Насирову в течение 3 месяцев реформировать органы фискальной службы. "Прошел год, но поставленные задания так и не выполнены, - говорится в проекте решения. - С 7 сентября и по сегодняшний день не назначен замглавы по таможенным вопросам, что привело к отсутствию надлежащей организации контроля за этим направлением".

Количество жалоб от плательщиков на действия должностных лиц не сократилось, администрирование не улучшилось, старые схемы уклонения от уплаты налогов сохранились, а борьба с коррупцией не результативна. Возмущены депутаты и потерей ГФС около 3 террабайт информации. А речь идет о 351 тыс. электронных документов, 26 тыс. данных в регистрационных карточках.

Член комитета Татьяна Острикова ("Самопомич") говорит о фактах вмешательства в систему электронного администрирования НДС. По ее данным, есть факты "вброса" сумм налога, якобы уплаченных компанией "Мриолендж" при ввозе товара. В результате этих действий ряд субъектов хозяйствования, в том числе и те, которые имеют признаки фиктивности, увеличили регистрационную сумму и получили право выписки налоговой накладной и ее регистрации в системе. По предварительным оценкам, потери бюджета могут составить почти 11 млн гривен. По этому факту депутат обратилась в прокуратуру.

Таможенные просчеты

Второй проект решения комитет касается более узкого круга проблем. Речь идет о том, каким образом Роман Насиров обеспечивает выполнение требований законодательства в деятельности Киевской таможни ГФС (областной). Поводом для этого стала информация, озвученная в феврале Юрием Луценко, о нарушениях норм при определении таможенной стоимости, организации контроля. Это привело к тому, что только в декабре 2015 года бюджет недополучил таможенных платежей почти на 1 млрд гривен.

В налоговом комитете утверждают, что в 2015 году по сравнению с предыдущим годом значительно сократились бюджетные отчисления по 9 товарным группам: при оформлении топлива и нефтепродуктов - на 309 млн гривен, растений - на 105 млн гривен, синтетических волокон - на 6,2 млн гривен, обуви - на 3,7 млн гривен.

Объемы импорта снизились по 79 группам товаров почти на 3 млрд долларов. Члены комитета обратили внимание на то, что таможенное оформление товаров широкого потребления, бытовых приборов, высоколиквидной одежды проходит по необоснованно низким ценам, в то время как при определении таможенной стоимости должностные лица должны руководствоваться индикативными показателями и аналитическими данными с учетом анализа рисков.

Стоит отметить, что по таможенному вопросу депутатами собраны более конкретные примеры и аналитика на основе сравнительного анализа наиболее схожих по логистическим параметрам Киевской таможни (КТ) и Киевской городской таможни (КГТ). Так, в декабре прошлого года средний уровень таможенной стоимости в первом подразделении составлял 2,9 долларов/1 кг, во втором - на 21% больше. Налоговая нагрузка на 1 кг импортного товара на КГТ составляет 24,5 гривен, что на 22% выше показателя КТ. Показательна нагрузка и в разрезе "таможенной очистки" (растаможивания) контейнеров: 12,7 тыс. долларов против 9 тыс. долларов в пользу городской таможни. Такие льготные условия привели к "миграции" товаропотоков.

По данным комитета, через Киевскую таможню проходили или проходят целые группы фирм-минимизаторов. Например, основными принципами работы таких компаний, как "КК Юг-Стандарт", "Соломон Трейд", "Стил кинг" является недостоверное декларирование с использованием "товаров прикрытия" с низким уровнем налоговой нагрузки. То есть, при оформлении партии только 10% от общего объема оформляется под своим наименованием, все остальное декларируется под другими кодами с уровнем таможенной стоимости от 30 до 50 центов/1 кг.

По информации импортеров, осуществляется систематическое блокирование таможенного оформления цветов, как высоколиквидного товара с ограниченным сроком хранения. В зоне деятельности Волынской таможни задерживаются машины и поступают настоятельные рекомендации растамаживаться на КТ. В противном случае -полный досмотр и отказ в пропуске транспортного средства.

Неудовлетворительными являются и уровень аналитико-поисковой работы и борьбы с контрабандой. КГТ завела 325 дел о нарушении таможенных правил на сумму почти 75 млн гривен, КТ всего 100 на 19,3 млн гривен.

На запрос комитета, проверяет ли центральный аппарат ГФС факты оформления компаний-минимизаторов, руководство службы сообщило, что "осуществляется анализ рисков оформленных деклараций". В КТ в 2015-2016 годах направлено 38 сообщений о возможной подмене товара, а некоторым сотрудникам таможни объявлен выговор.

Отметим, что оформление товаров групп компаний-минимизаторов присуще не только Киевской таможне. Сумская таможня в декабре 2015 года оформляла одежду, обувь, товары народного потребления, сантехнику фирмы "Сектор Сервис" по заниженной таможенной стоимости. С такими же нарушениями, но уже Николаевская таможня оформляла ткань, импортируемую ООО "Финлекс-Перспектива-К".

Представители бизнеса отмечают наличие "цепочек" на Одесской таможне. "Но там, скорее, от незнания. А, кроме того, все оформляется по декларируемой цене, вот и едут туда", - говорит один из представителей бизнеса.

В материалах комитетом сделан вывод, что Роман Насиров утратил контроль над ситуацией, что приносит ущерб государству. А ошибочная кадровая политика привела к "расцвету" минимизаторов. В проекте решения комитета указаны рекомендации главе ГФС провести служебное расследование в отношении начальника КТ Сергея Рудченко.

В ожидании последствий

Но депутаты решили на следующем заседании комитета все же рекомендовать правительству провести проверку и руководства ГФС. "Уволить мы не можем, это не наша компетенция, можем только рекомендовать, а Кабмин уже будет решать, что делать. Такая же ситуация и со служебной проверкой. Чисто политически Кабмин не сможет не прислушаться", - говорит Нина Южанина.

Татьяна Острикова считает, что если проверка и будет назначена, то среди проверяющих не должно быть депутатов, министров, то есть тех, кто имеет политическую заинтересованность, чтобы не повторить ситуацию с прошлым руководством ГФС.

Напомним, более года назад глава службы Игорь Билоус и его заместители Владимир Хоменко, курирующий силовой блок, и Анатолий Макаренко, отвечающий за таможенное направление, были уволены с должностей без последствий. В состав комиссии должны войти исключительно правоохранительные органы, представители Счетной палаты и службы по защите информации для получения более конкретных результатов.

Бизнесу тоже есть, что сказать. Замглавы совета Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник говорит, что руководство ГФС за год работы так и не показало ожидаемых бизнесом реформ. Об этом говорит и наличие схем по "прерванному транзиту", показатели возмещения НДС.

"Кому господин Насиров в последние 2 месяца возмещает НДС? Объемы возмещения за этот срок огромны, более 13,3 млрд гривен. Для сравнения в марте-апреле 2015 года возмещено было менее 7,4 млрд гривен. Но еще веселее то, что за эти же 2 месяца задолженность по возмещению на счета плательщиков выросла на 3,6 млрд гривен! - уточняет Олейник. - Еще одна "странность" обнаруживается, если сравнивать рост сбора НДС без учета возмещения и рост собственно возмещения. Выходит, что суммарно рост сбора НДС на таможнях и в налоговых в марте-апреле составил около 20%. В то же время рост возмещения 80%. И при этом растет еще и задолженность по возмещению. Замечательная "прозрачность" в работе руководства ГФС! Замечательное "улучшение администрирования" благодаря введению электронного
администрирования НДС".

Вице-президент, глава комиссии по вопросам экономической политики Украинского союза промышленников и предпринимателей Юлия Дроговоз добавляет, что "ручное" вмешательство в систему СЭА имеет место. Бизнесом фиксируются факты подделки электронных ключей, что дает доступ в систему для "воровства" налогового кредита, систематические сбои в процессе подачи отчетности, искусственное блокирование выдачи электронных договоров.

Из последних негативных моментов, которые усложнили жизнь бизнесу, наличие технических сбоев при подаче отчета по трансфертному ценообразованию. "Увольнять есть за что, но хватит ли политической воли на это? Слишком многим он выгоден, чтобы убирать его из ГФС", - считает Дроговоз.

Роман Насиров вчера так и не нашел времени ответить на вопросы РБК-Украина. Но, находясь на саммите в Лондоне, он заявил, что преодоление коррупции является ключевым заданием реформ. А СЭА все-таки дала возможность исключить махинации по НДС и увеличить отчисления в бюджет.

"Перевыполнение с начала года говорит, что экономика начала выходить из тени, особенно по таким налогам, как НДС. Если брать первое полугодие 2015 года, то средний сбор внутри страны по НДС был на уровне 8 млрд гривен, в ноябре-октябре этот показатель достиг 11 млрд гривен, а, начиная с декабря, бюджет получает ежемесячно более 12 млрд гривен", - передает слова Романа Насирова пресс-служба ГФС.

Замминистра финансов Елена Макеева, которая сейчас находится в переговорном процессе с миссией МВФ, отметила РБК-Украина, что в МВФ сдержанны касательно факта возможной отставки главы ГФС. Поскольку фонд не привязывается к человеческому фактору, им важно то, что сделано, и что нужно сделать для Украины.

"Хотели бы, чтоб в ГФС побыстрее реализовывались реформы, но фонд понимает, что не хватает времени для принятия соответствующих законов в ВР. В своих оценках МВФ сдержан, не говорит, что все плохо или они всем довольны", - рассказывает она РБК-Украина.

Кроме того, по ее словам, правительство и МВФ намерены выписывать для ГФС структурные маяки, это как раз в процессе переговоров. "Принцип такой: если направления декларирования реформирования не выполняются, то указываются структурные маяки, если это не соблюдается, то выписываются приоритетные направления деятельности, которые являются must have. Это важное условие финансирования, - поясняет Макеева. - К примеру, проведение институциональных реформ в ГФС являются приоритетными, важно оговорить срок принятия таких законов в ВРУ. Также обсуждается вопрос назначения заместителя по таможне. Мы заинтересованы привлечь профессиональные кадровые агентства для поиска кандидата. Уложиться в срок до конца июня этого года - сложно, потребуется больше времени, к примеру, до сентября текущего года. Мы в процессе переговоров и делаем все, чтобы оправдать ожидания нашего основного партнера - МВФ".