Впервые за всю историю своей независимости Украина оказалась в ситуации острой нехватки угля и вынуждена импортировать...
Впервые за всю историю своей независимости Украина оказалась в ситуации острой нехватки угля и вынуждена импортировать. Также впервые украинским властям пришлось задуматься о том, как вывезти уже добытый энергоноситель с территории, которая оказалась не в их подчинении. В Минэнерго с горечью констатируют: на подконтрольной террористическим группировкам территории осталась большая часть от общего количества шахт Украины.
"На нашей территории, территории, которая подконтрольна Украине, осталось 37 государственных шахт. Государственных, подчеркиваю. Всего в Украине 150 шахт. Из 150 шахт 67 на сегодня не работают по добыче угля. На территории, которая контролируется террористическими группировками, находится 83 шахты всех форм собственности - это 55% от общего количества шахт на Украине", - рассказал РБК-Украина первый заместитель министра энергетики и угольной промышленности Юрий Зюков.
Проблема еще и в том, что под уголь, добываемый в Донецко-Луганском бассейне, технологически заточены 40% теплоэлектростанций Украины.
"Шахты, которые остались под контролем террористов, добывали марку антрацит и марку тощие угли. Эти угли находятся только на территории, которая контролируется боевиками. На нашей территории остались шахты, которые добывают газовую группу угля, и мы этим углем полностью обеспечиваем потребности энергетики всех наших генераций и тех станций, которые работают на газовой группе. А отгрузку антрацитов и "тощаков" с конца июля на территорию Украины остановили. Шахты частично разрушены, разрушена инфраструктура, разрушены железнодорожные подъездные пути и все это стало причиной того, что 40% наших станций остались без угля, и мы вынуждены закупать уголь, импортировать. Хотя до этого Украина всегда экспортировала", - объяснил замминистра.
В итоге правительством Украины было принято решение импортировать уголь недостающей марки из Южно-Африканской Республики.
"Пока речь идет о том, что в ноябре должно прийти порядка 250 тыс. тонн. Всего должен быть миллион, распределен по 250 тыс. тонн в месяц. На сегодня из тех предложений, которые были нам сделаны, цена за южноафриканский уголь самая низкая, то есть это самое приемлемое соотношение цены и качества", - отметил Зюков.
Всего, по подсчетам Минэнерго, уголь из ЮАР вынесет из украинского бюджета 86 млн долл.
Невзирая на тот факт, что уголь с африканского континента - дешевый и вполне приемлемый вариант замещения, в министерстве не теряют надежду все-таки вывезти уже добытый уголь, находящийся на шахтах оккупированной боевиками территории. И рассчитывают при этом на благоразумие последних.
"Мы ведем переговоры с руководителями государственных предприятий и говорим о государственном угле. Как получится - будем смотреть. Потому что проблем много: и отгрузка, и вывоз этого угля, железная дорога, бандформирования... Но мы говорим не о финансировании террористов, как подали некоторые СМИ, а мы говорим о том, чтобы украинский уголь попал на украинские электростанции. То есть речь идет о перечислении денег государственным предприятиям на украинской территории. Для этого есть механизмы. Государственные предприятия, которые остались на территории террористических организаций, открыли счета на территории Украины: в Киеве, Харькове, Днепропетровске... На эти счета мы можем платить зарплату шахтерам... Если они (боевики, - ред.) этого не поймут и не дадут проехать составам с углем, то шахты и поселки зимой замерзнут. Я рассчитываю, что там все-таки здравый смысл восторжествует", - заявил Зюков.
Тем не менее, пока представители терорганизаций все чаяния украинских властей загрузить ТЭС уже добытым и дотированным донбасским углем делают тщетными и, как утверждает мониторинговая миссия ОБСЕ, уверенно вывозят украинский уголь на территорию России. В связи с чем в Минэнерго начали работу над проектом постановления о запрете экспорта низколетучих углей из Украины.
"Начал активно вывозиться уголь, открылась его нелегальная добыча в Луганской и Донецкой области, уголь вывозится на порты. Мы провели совещание вместе с военными, милицией, таможней и СБУ и сейчас будем делать проект постановления, чтобы запретить вывоз низколетучих углей из страны в это тяжелое время", - отмечает Зюков.
В свою очередь эксперт по делам энергетики Сергей Дьяченко отмечает, что угольная промышленность - не та сфера, на которую нужно делать ставки, особенно в контексте евроинтеграционных процессов.
"К сожалению, наша угольная промышленность, которая во все годы независимости считалась основой энергетической безопасности, уже таковой являться не может. Но у каждой ситуации, как говорится, есть свои плюсы и минусы. Уголь, с точки зрения интеграции в Европейский союз, - очень проблемное топливо. Есть директива №80 и там очень жесткие требования по выбросам к тепловым электростанциям, которые работают на угле. Поэтому, поскольку у нас сейчас намечается дефицит угля, Украине надо срочно сделать анализ энергосистемы и принять решение об изменении структуры. В Украине, в принципе, нет выхода, кроме как делать ставку на атомную энергетику", - отмечает эксперт.
Говоря о перспективе угольной промышленности, Дьяченко отмечает, что для начала "нужно сделать ревизию тех шахт, которые остались, и задуматься о реформировании угольной отрасли, что предусматривает закрытие части шахт и модернизацию остальной".
В свое время, по его словам, подобным путем пошло правительство Маргарет Тэтчер, чьи радикальные реформы в угольной отрасли Великобритании в начале 80-х привели к закрытию большинства шахт страны, которые на то время перестали быть прибыльными. Схожая ситуация и в Украине.
"Украинскую угольную промышленность государству приходилось дотировать. 70-80 долл. на тонну - это только дотации, плюс столько же платила ТЭС, чтобы купить уголь, то есть получалось около 120-140 долл., а импортировать стоит около 80 долл. Поэтому понятно, что импортировать выгоднее, чем заниматься собственной добычей", - отметил Дьяченко.
Подводя итог, эксперт сообщил, что путем модернизации перспективных шахт можно было бы фактически удвоить добычу угля. Также необходимым Дьяченко считает развитие Львовско-Волынского бассейна и переоборудование ТЭС работающих на угле марки А под газовый: "Это не такая большая проблема", - считает он.
Хотя в Министерстве энергетики и угольной промышленности такое мнение не разделяют и говорят, что переоборудование котлов 40% ТЭС - длительный и дорогостоящий процесс.
Ирина Голод