Эльчин Мамедов: “Открытие НПЗ нельзя ограничивать одним ценовым углом”
РБК-Украина: Сколько автозаправочных комплексов (АЗК) SOCAR построил в Украине и сколько еще планируется построить в Украине?
Эльчин Мамедов: На данный момент на территории Украины под брендом «SOCAR» действует 30 АЗК. Планируем к началу 2013 г. довести их количество до 100 единиц.
Мы долго изучали украинский рынок. Для этого было открыто представительство Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР/SOCAR) в 2008 г., а затем создана коммерческая компания «SOCAR». С тех пор, на основании проведенных исследований рынка, мы реализовываем собственную программу развития, которая базируется, в том числе, на предоставлении максимального сервиса.
РБК-Украина: По имеющейся информации, вами недавно была приобретена часть бывшей сети АЗС «Калина» - 24 объекта.
Эльчин Мамедов: Приобретение коммерческих активов в целом, а в том числе, сетей АЗК, - достаточно сложная процедура. Она возможна только при условии соблюдения антимонопольного законодательства.
Процедура приобретения части активов сети «Калина» сейчас осуществляется в соответствии с законодательством. Но говорить о ее завершении - преждевременно. В данном случае самый короткий путь - путь по прямой. Мы идем по этой дороге.
РБК-Украина: Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) выдал разрешение SOCAR EnergyUkraine на покупку части уставного капитала ООО «Альма-2», который входит в структуру группы, управляющей одноименной сетью АЗС. На каком этапе процесс сделки, какие дальнейшие действия компании?
Эльчин Мамедов: Еще в ноябре 2011 г. АМКУ выдал нам разрешение на приобретение доли в уставном капитале компании «Альма-2». В результате этого ООО «Альма-2» и подконтрольные ей предприятия вошли в структуру предприятий «СОКАР Украина». Это пять АЗК: три в Киеве и две в Обухове (Киевская обл.). Сейчас на них осуществляется ребрендинг для эксплуатации их под брендом «SOCAR».
РБК-Украина: В связи с уходом с украинского рынка ТНК-ВР, не собирается ли SOCAR выкупить часть их АЗС и задействовать их кадровый ресурс?
Эльчин Мамедов: Рассматриваем возможности приобретения всех привлекательных активов, вне зависимости от того, кому они принадлежат. В Украине SOCAR представлено двумя направлениями.
Первое - представительство SOCAR в Украине, которое не ведет коммерческой деятельности, а только анализирует происходящие процессы. Второе - группа компаний «SOCAR», которая существует как коммерческий проект и занимается непосредственной реализацией всех наших задач.
Однозначных приоритетов в поиске активов у нас нет - будет ли это ТНК или другая сеть. Подобное отношение у нас и к кадрам - мы готовы работать с профессионалами из разных компаний, в том числе - из ТНК.
РБК-Украина: То есть, конкретики в планах развития пока нет?
Эльчин Мамедов: А тут ее и не должно быть. Это наш текущий рабочий внутренний процесс. Достаточно того, что мы уверенно вошли на рынок и являемся его полноправным участником.
РБК-Украина: Почему SOCAR не поставляет и не перерабатывает в Украине азербайджанскую нефть, а продает европейский бензин?
Эльчин Мамедов: Это связано с технологическими характеристиками украинских НПЗ. Как известно азербайджанская нефть - малосернистая и превышает по качеству многие другие сорта нефти. Именно в этом пока существует загвоздка.
Поскольку наши АЗК уже функционируют, выход для нас один - приобретать для реализации высококачественное топливо стандарта Евро-4, Евро-5 на европейских НПЗ Литвы, Венгрии, Белоруссии, России, Румынии, Болгарии.
В дальнейшем, если у нас будет своя переработка в Украине, естественно, будем перерабатывать азербайджанскую нефть, потому что из нее получаются очень качественные нефтепродукты.
РБК-Украина: В этом контексте, есть ли у компании дальновидные планы приобрести НПЗ и запустить свое производство?
Эльчин Мамедов: В идеале каждая крупная нефтяная компания должна иметь свой НПЗ. Но есть теория, а есть практика. Не исключаю, что придет время, когда мы примем решение о покупке НПЗ. Или это будет уже существующий, или мы построим новый - опять-таки время покажет.
РБК-Украина: Это вопрос цены?
Эльчин Мамедов: Не только. Этот вопрос нельзя ограничивать одним ценовым углом.
РБК-Украина: Но в правительстве обещают буквально до конца лета разработать программу возобновления работы отечественных НПЗ.
Эльчин Мамедов: Буду рад, если все получится. Но как бы там ни было, при любых обстоятельствах на АЗК под брендом «SOCAR» будет реализовываться топливо только европейских стандартов - Евро-4 и Евро-5.
РБК-Украина: Вы направляли предложения правительству по налаживанию работы НПЗ?
Эльчин Мамедов: Я считаю, что в нашем правительстве работают мудрые и дальновидные люди, которые и без нашего совета они знают что делать.
РБК-Украина: С августа 2011 г. SOCAR начала бункеровочный бизнес, предоставляя услуги по заправке топливом судов непосредственно в акватории Днепра. Как развивается это направление бизнеса?
Эльчин Мамедов: Правильнее будет сформулировать - мы вышли в новый сегмент бизнеса по заправке топливом малых и средних судов. Так сказать, мы только поздоровались с ним. Несамоходное топливозаправочное судно «Баку-1» под брендом «SOCAR» мы спустили на воду в конце августа 2011г.
Потребление топлива водными судами выпадает преимущественно на летние месяцы, когда водные развлечения в разгаре. К нам обратилось руководство одного из киевских яхт-клубов с предложением разместить бункеровщик поближе к акватории клуба.
Также в этом сезоне мы запустим еще одну плавучую заправочную станцию в Одессе.
РБК-Украина: Недавно компанией была открыта АЗС с самообслуживанием. Ранее такой эксперимент проводила Волынская сеть «Арис-Юг», открывшая пять станций, рассчитанных в основном на дальнобойщиков. Чем, кроме сокращения операционных расходов, обусловлен выбор такой системы?
Эльчин Мамедов: Логика такова - делая автоматизированные заправки, мы снижаем свои эксплуатационные затраты, что, в первую очередь, отображается на цене топлива для клиентов. В среднем на обычной заправке работает 5-6 человек в смене, это определенные расходы, налоги и т.д. На автоматической АЗС этого нет. Соответственно, цена на топливо на таких АЗС ниже в среднем на 20 коп.
Хотя мы этим Америку не открыли. С 80-х годов подобные АЗС успешно развиваются в Европе. Мы географически являемся частью Европы и не должны оставаться в стороне.
РБК-Украина: Какая доля в бизнесе выделяется под этот сегмент?
Эльчин Мамедов: Под брендом «SOCAR» в Украине будет работать три направления. Первое направление - это наши традиционные АЗК«SOCAR». Второе направление - автоматические заправки SOCAR Rapid. Будут еще заправочные комплексы Nanoby SOCAR, названные в честь фирменного топлива, они будут немного отличаться по дизайну и концепции.
РБК-Украина: Будут ли в сети SOCAR АЗК приспособленные исключительно для дальнобойщиков с ускоренным режимом заправки?
Эльчин Мамедов: Отдельной специализации АЗС мы не делаем. У нас практически на всех АЗК есть специальные скоростные колонки.
РБК-Украина: Интересно ли SOCAR развитие газового направления в Украине?
Эльчин Мамедов: Конечно, интересно. Последние пять лет в Азербайджане открываются новые газовые месторождения. На газовом рынке происходит много изменений и есть что анализировать. Это и правила торговли газом, и ценообразование, пути и возможности поставок и прочее. Ведь если браться за дело, то обязательно надо быть конкурентоспособным.
РБК-Украина: Есть вероятность, что по окончанию исследований это направление будет запущено, ввиду сложных газовых отношений между Украиной и Россией?
Эльчин Мамедов: Не исключено. Это политические вопросы и я туда не хочу вмешиваться. Но дружественные страны - Азербайджан и Украина - найдут общий язык.
Беседовала Диана Роженцова