ua en ru

Эксперты: Украинский рынок нефтепродуктов демонстрирует стабильное ресурсное наполнение

Автор: RBC.UA
Снабжение рынка Украины нефтепродуктами во ІІ квартале 2012 г. осуществлялось из Белоруссии, Литвы, Румынии, Польши, Венгрии, Болгарии, России, Бельгии и Туркменистана. Об этом говорится в отчете "Консалтинговой группы А-95", посвященном ситуации на рынке нефтепродуктов в апреле-июне 2012 г.

Снабжение рынка Украины нефтепродуктами во ІІ квартале 2012 г. осуществлялось из Белоруссии, Литвы, Румынии, Польши, Венгрии, Болгарии, России, Бельгии и Туркменистана. Об этом говорится в отчете "Консалтинговой группы А-95", посвященном ситуации на рынке нефтепродуктов в апреле-июне 2012 г.

По информации экспертов, рынок был обеспечен всеми марками топлива, случаев нехватки не отмечалось. По оперативным данным, баланс рынка Украины (совокупность импорта, экспорта и производства) в апреле-июне составил 874,6 тыс. т бензинов (-6,4% к аналогичному периоду 2011 г.) и 1452,1 тыс. т дизельного топлива (+1%). Ключевыми факторами снижения балансов бензина стало сокращение на 30,5% поставок низкооктанового бензина А-76/80 и бензина А-92 (-16,5%). Причины снижения балансов бензина станут более ясными после обработки окончательных, уточненных, данных.

Кроме того, во ІІ квартале продолжился процесс изменения структуры наполнения рынка в связи с остановкой в марте 2012 г. Лисичанского НПЗ. По бензину А-92 ключевым компенсатором лисичанских нефтепродуктов были поставки из Беларуси, по А-95 - из Литвы, Румынии и Беларуси.

В структуре наполнения рынка баланс бензина А-95 возрос на 4,9%. В то же время наполнение рынка дизельным топливом во ІІ квартале преимущественно осуществлялось за счет поставок из Беларуси и России. В то же время на рынке ДТ постепенно снижалась доля топлива из России (-25,9%) и росли поставки из Беларуси (в 2,3 раза).

Во ІІ квартале потребление бензина (розничный сегмент и промышленное потребление) в Украине фактически сохранилось на уровне аналогичного периода 2011 г., составив 1,07 млн т. Вместе с тем, в розничном сегменте продолжает значительно сокращаться доля потребления низкооктановых марок бензина (-32%). Также в прошедшем квартале незначительно улучшилась динамика продаж через сети АЗС бензина А-92 (+1%) и А-95 (+3%).

Реализация дизельного топлива в рознице во ІІ квартале увеличилось на 10% (с 405,3 тыс. т до 447,2 тыс. т), с учетом промпотребления общий рост продаж ДТ составил 12%. Увеличение потребления промышленным сектором стало ключевым фактором роста во ІІ квартале и, по мнению экспертов «Консалтинговой группы «А-95», было вызвано активной фазой подготовки к Евро-2012.

Наибольшее сокращение потребления бензинов (с учетом промпотребления) зафиксировано в Закарпатской (-14%), Волынской и Черновицкой (по -9%) областях. Максимальное снижение потребления ДТ произошло в Закарпатской и Харьковской (по -8%) областях. Падение потребления ДТ «поддержала» Черновицкая область (-1%), остальные регионы увеличили потребление дизтоплива.

Положительная динамика потребления бензинов зафиксирована, в частности, в Крыму (+10%), столичном регионе (+7%) и Киеве (+4%). Максимальный рост продаж ДТ отмечен в Киевской области (+30%).

По мнению директора "Консалтинговой группы А-95" Сергея Куюна, украинский рынок продолжает демонстрировать свое главное преимущество - стабильное ресурсное наполнение при любых условиях. "Несмотря на остановку Лисичанского НПЗ, на рынке наблюдается перманентный избыток продукта всех марок. Не вызывает сомнений, что если бы такая остановка произошла до 2005 г., когда рынок жил исключительно за счет внутренних производителей, страну бы ждал серьезный дефицит топлива, сорванная посевная и т.д.", - отметил эксперт.

По словам Куюна, сегодняшняя стабильность обусловлена диверсификацией источников поставок нефтепродуктов, в результате чего Украина не зависит от одного производителя или страны происхождения топлива. Как отметил эксперт, крайне настораживает возобновление попыток отдельных правительственных чиновников вернуться к вопросу введения пошлин или квот на импорт нефтепродуктов, а также к предоставлению фантастических льгот украинским нефтеперерабатывающим заводам. "Все это приведет к сворачиванию диверсификационной системы поставок нефтепродуктов в Украину, повышению цен пропорционально размеру пошлин, снижению качества нефтепродуктов, ведь украинские НПЗ еще минимум два года не смогут обеспечить адекватную замену высококачественному импорту)", - прогнозирует Куюн.

Впрочем, как считает эксперт, напрочь игнорируется более "трудоемкие" и "неудобные" для чиновников пути рыночного регулирования отрасли: обеспечение своевременного возврата НДС нефтепереработчикам, предоставление льгот на ввоз оборудования для модернизации НПЗ, разработка временного порядка льготного налогооблажения прибыли и других налогов на период технического вооружения предприятий отрасли. "Истинное желание чиновников возобновить работу заводов продемонстрировано на примере простаивающего второй год Одесского НПЗ, для возобновления работы которого достаточно обеспечить подачу нефти по неработающему нефтепроводу Одесса-Броды", - резюмировал Куюн.

Напомним, розничные цены на топливо на АЗС Киева 30 июля не изменились. В то же время цены на крупнооптовом рынке нефтепродуктов Украины 30 июля преимущественно снизились. Так, средняя по рынку стоимость бензина А-80 - 11080 грн/т (-230 грн), А-92 - 12630 грн/т (-60 грн), бензина А-95 - 12930 грн/т (-90 грн), дизельного топлива - 9890 грн/т (+30 грн).