ua en ru

Дырявые обещания, или как Кабмин намерен выполнять нереальный бюджет

Дырявые обещания, или как Кабмин намерен выполнять нереальный бюджет А.Яценюк, Н. Яресько
Народные депутаты в начале марта работали не покладая рук, принимая один за другим тьму всевозможных законопроектов. Спешку объясняли просто: нужно успеть угодить МВФ, иначе его денег не видать. В итоге суетливость слуг народа воздалась сторицей, и уже 13 марта счета Министерства финансов пополнились на 5 млрд долл.

Народные депутаты в начале марта работали не покладая рук, принимая один за другим тьму всевозможных законопроектов. Спешку объясняли просто: нужно успеть угодить МВФ, иначе его денег не видать. В итоге суетливость слуг народа воздалась сторицей, и уже 13 марта счета Министерства финансов пополнились на 5 млрд долл. С одной стороны, парламентарии спасли страну от дефолта, поспособствовали выравниванию валютного курса, возобновили так и не начавшиеся реформы (пусть пока что на бумаге).

С другой стороны, парламентарии да и вся власть крепко разозлили добрую половину населения Украины, забравшись в карманы всех граждан, решив в разы повысить тарифы на электроэнергию, газ и воду, что неминуемо приведет к увеличению затрат на ЖКХ и очередному витку инфляции.

Однако, все это лишь видимая часть айсберга, поскольку за выполнением требований МВФ тянется шлейф нагрузки на госбюджет. Причем, изменения в него за мишурой всех остальных законов прошли почти незамеченными. А очень зря.

Хитрая экономия

После того, как в декабре прошлого года был принят госбюджет-2015 с издержками и доходами, которые на 19,5% и 26%, соответственно, превышали плановые показатели 2014 года, депутатов вместе с представителями Кабмина ругали все. Однако чиновники успокаивали, мол, закончится первый квартал, и в любом случае придется прибегать к секвестру.

Март на исходе, госказна вновь перекроена, но о том, чтобы затянуть пояса, нет и речи. Под лозунгом "Все ради МВФ!" парламентарии вновь раздули как доходную, так и затратную часть бюджета. В итоге, в 2015 году будет потрачено еще на 6,6% больше, чем ожидалось, а наполнение казны увеличится на 4,6%.

Министр финансов Наталья Яресько лишь развела руками. Мол, надо же откуда-то взять 12,5 млрд грн на покрытие субсидий для населения в связи с повышением тарифов на энергоносители. И еще изыскать полмиллиарда беженцам из неспокойных регионов.

Но, видимо, не только субсидии волновали правительство. Например, увеличены расходы на аппарат Верховной Рады (более чем на 200 млн грн), а также Государственного управления делами. Несколько миллионов добавили Минэкономразвития, почти 200 млн грн - Министерству культуры, целых 5 млрд грн - Министерству образования, и столько же - Минздраву.

На 3 млрд грн увеличено финансирование "Укравтодора", в связи с чем возникает еще больше вопросов о качестве дорог по все стране и тотальном отсутствии их ремонта.

Не забыли о Государственной фискальной службе и Министерстве молодежи и спорта. И, что самое главное, выделили целый миллиард сверху Государственному космическому агентству.

Зато Яресько с помпой сообщила, что, благодаря работающим пенсионерам, которым на 15% уменьшили выплаты, а также госслужащим, которые уже с лета нынешнего года не будут получать спецпенсии (депутатам, прокурорам, судьям) дыра в Пенсионном фонде уменьшится почти на 14 млрд грн, а бюджет изрядно сэкономит.

Впрочем, одной экономией не обойтись. Налоговые поступления в 2015 году вырастут еще на 31 млрд грн (по сравнению с цифрой, утвержденной в декабре 2014 года). Еще пара миллиардов зайдет в бюджет от налогов на международную торговлю и операции ВЭД (экспортеры безусловно будут этому только рады).

И, конечно же, грядет еще большее увеличение долгов. Так, предельный уровень госдолга пересмотрен с 1,18 трлн грн до 1,4 трлн грн. Причем, сумму в размере около 13 млрд долл. правительство намеревается взять за рубежом. Очевидно, что денег МВФ в ней львиная доля.

Срочно в печать

Непонятно, как власти намерены выполнить еще больше раздувшийся бюджет при запланированном падении ВВП за 2015 год на 5,5%, и росте потребительских цен на 26,5%. При том, что Кабмин ожидает падение экономики на 8%, а инфляцию - в размере 38%. И это тот редкий случай, когда прогнозы правительства выглядят реалистичными.

Бизнес будет уходить еще в более глубокие убытки (а тот, что сможет выжить - сбежит в "тень"), настроения потребителей продолжат ухудшаться, а торговля, в том числе, и внешняя, - сжиматься.

Так что, ответ очевиден: недобор компенсируют печатным станком. Неважно, путем скрытой эмиссии под видом выпуска ОВГЗ либо явным выпуском в оборот новых купюр. Кстати, достаточно красноречив на этот счет показатель денежной массы. Только за январь-февраль она выросла почти на 19%.

В конце концов, у правительства нет выхода. Ведь только Фонд гарантирования вкладов, согласно закону о госбюджете, придется капитализировать на 20 млрд грн, а "Нафтогаз Украины" - еще на 29,7 млрд грн. Свободных ресурсов на это точно не найти. А отказаться от жизненно важных дотаций, например, от выплат вкладчикам разорившихся банков, власти не смогут, так как это равносильно признанию своей некомпетентности и неспособности выполнить требования МВФ.

Раздали всем

Еще ряд важных новшеств касается бюджетного кодекса, эпопея вокруг которого тянется с конца 2014 года. Немногим ранее, в феврале, депутаты уже поддержали предложения Президента Петра Порошенко к закону о Бюджетном кодексе. Речь шла о том, чтобы перераспределение расходов госбюджета между административно-территориальными единицами осуществлялось по решению Кабмина. Кроме того, было решено, что от суммы налога на доходы физических лиц, который взимается на территории Киева, столице останется лишь 40% (хотя другие населенные пункты получают 60%).

Теперь же Верховная Рада расширила полномочия местных органов власти по управлению расходами. Например, дала возможность осуществлять из бюджетов сел, поселков и городов отчисления на содержание учреждений социально-культурной сферы за счет трансфертов из местного бюджета. Еще одна норма касается перераспределения субвенций в сфере образования и медобеспечения.

Со стороны глав администраций разного территориального уровня не раз слышались жалобы на то, что централизованное управление местными бюджетами дискриминирует их, лишает периферию стабильного финансирования (практика изымания денег из бюджетов "второго" и "третьего" уровня, к слову, очень широко применялась правительством Юлии Тимошенко).

В итоге, местным властям пошли навстречу. И Порошенко эти изменения уже одобрил. Но, насколько разумно было делать такой широкий жест именно сейчас, когда планы по наполнению центрального бюджета воистину наполеоновские? И кто будет контролировать распределение бюджетных средств на местах? Ведь децентрализация грозит еще большими коррупционными проявлениями, с которыми правительство, напротив, пытается всячески бороться. Или только создает видимость?

Ключевые индикаторы государственного бюджета Украины на 2015 год (с учетом последних изменений)

Дырявые обещания, или как Кабмин намерен выполнять нереальный бюджет