Пенсионная система в Украине оказалась неподвластна ни одному премьер-министру и ни одному министру социальной политики. Последние потуги реформировать архаичную пенсионную модель завершились в 2011 году повышением пенсионного возраста для женщин (на пять лет) и увеличением на 10 лет общего трудового стажа.
Пенсионная система в Украине оказалась неподвластна ни одному премьер-министру и ни одному министру социальной политики. Последние потуги реформировать архаичную пенсионную модель завершились в 2011 году повышением пенсионного возраста для женщин (на пять лет) и увеличением на 10 лет общего трудового стажа.
Никаких проблем это не решило, поскольку большая часть зарплат осталась в тени. Так, осенью 2014 года Государственная фискальная служба (ГФС) сообщила, что ежемесячно работодатели платят в конвертах около 20 млрд грн. Да и уровень доходов населения, которое добросовестно платит налоги, тоже не особо вырос.
Зато дефицит Пенсионного фонда (ПФУ) растет стремительными темпами. Хотя Сергей Тигипко, идеолог реформы 2011 года, клялся, что ПФУ выведут в "ноль" уже через три года. Но к концу 2014 года дефицит ПФУ достиг 80 млрд грн. По итогам 2015 года он вырастет до 90 млрд грн, подсчитали в Минсоцполитики.
Власти принялись вновь перекраивать пенсионную систему. Все началось с точечных изменений. С начала 2015 года пенсии, размер которых превышает три прожиточных минимума, попали под налог на доходы физлиц (НДФЛ). Пару месяцев назад парламент утвердил сокращение пенсий для работающих пенсионеров вплоть до 2016 года. Было объявлено об отмене с 2016 года всех спецпенсий.
Но главную мысль правительство озвучило буквально на днях: до 2017 года в Украине должна появиться полноценная накопительная система, которая частично снимет нагрузку с ПФ и даст украинцам шанс избежать нищенской старости.
Поделят на три
Инициативы, озвученные правительством в рамках подготовленного им законопроекта, отнюдь не новы. Уже в течение полутора лет власти намерены внедрить полноценную трехуровневую пенсионную систему.
В ее основе пока что останется солидарный, привычный всем механизм, и ПФУ. Вместе с тем, уже с 2017 года будет запущен второй, накопительный уровень, который моментально станет обязательным для всех работающих граждан возрастом до 35 лет. Все остальные трудозанятые лица, от 35 до 55 лет, смогут присоединиться к накопительной системе добровольно.
Размер отчислений на первых порах составит 2% от месячного дохода, а с 2022 года вырастет до 7%. Куда пойдут деньги? В Минсоцполитики говорят, что в специальный накопительный пенсионный фонд, который будет создаваться на базе государственного ПФУ.
Третьим элементом новой пенсионной системы станет добровольное пенсионное обеспечение, в которой по классике участвуют негосударственные пенсионные фонды, банки, страховые компании. Они аккумулируют средства граждан, управляют ими, инвестируют, а с приходом пенсии - возвращают с бонусами (пенсионеру или его наследникам). Причем, как в виде разовой выплаты, так и пожизненного аннуитета, который является своеобразной прибавкой к госпенсии.
А что у них?
Министр социальной политики Павел Розенко, презентуя концепцию реформы, объяснил, что украинец должен получать пенсию не из одного, а из трех источников - солидарной системы, как сегодня, накопительной системы и негосударственного пенсионного страхования.
Аналогичным путем шли многие. Например, Чили, где пенсионную реформу 1980-х годов зачастую называют эталонной. Суть ее заключалась в переходе от солидарного механизма к накопительному, с условием обязательного страхования наемных работников. В итоге, уже больше 30 лет трудоустроенные лица платят 10% от своих доходов в один из пенсионных фондов, которых в стране насчитывается около 10. Объем средств, аккумулированных в НПФ Чили, превышает 25% ВВП, а ежегодная доходность составляет около 10%. Вслед за этой страной пошли Аргентина, Перу, Колумбия.
А в Германии, например, большая часть пенсионных обязательств лежит на государстве (обязательный уровень) и работодателе (многие предприятия платят дополнительные пенсии своим бывшим сотрудникам). Но существует, как и в Чили, третий, добровольный накопительный уровень, в котором весомую роль играют страховые компании.
Мы же пытаемся перенять опыт Польши, где в 1999 году была создана система индивидуальных пенсионных счетов, на которые каждый поляк отчисляет почти 20% зарплаты. Эта сумма делится на две части: одна идет в государственную систему соцстрахования, а вторая - в частные пенсионные фонды. Эти платежи - обязательные.
Во всех упомянутых странах каждое звено пенсионной системы жестко отрегулировано и контролируется (распределение средств, их безопасность, выплаты и т.д.). А в Украине с ответственностью распорядителей бюджетных средств - туго. Поэтому радужные обещания Кабмина во многом смущают.
С большой вероятностью, управлять средствами накопительного уровня будут частные структуры: банки и компании по управлению активами (КУА). Но кто заручится их надежностью? И кто вернет деньги пенсионерам, если банк обрушится или КУА разорится?
На такие случаи нет отдельного фонда гарантирования, который вернет хотя бы 200 тыс. грн, как вкладчикам банков. Да и средства из накопительной системы можно будет изъять не ранее 2042 года. Госбанки сегодня тоже не внушают особого доверия.
Надежность негосударственных пенсионных фондов тоже под вопросом. Во-первых, в структуре НПФ много участников (совет фонда и администратор его средств, компания, управляющая активами фонда, банк-хранитель), которые отвечают за разные составляющие работы пенсионного фонда, но по факту не ответственны за его надежность.
Во-вторых, в состав совета фонда может входить кто угодно, любой человек, неважно, насколько он далек от пенсионной системы и финансов в принципе.
В-третьих, парадокс, но по законодательству НПФ является неприбыльной организацией и не может гарантировать доход.
В-четвертых, фонды не предоставляют возможности получения пожизненной пенсии, не осуществляют индексации, не перестраховывают свои риски и даже не проводят подобное страховым компаниям резервирование.
Плюс ко всему, частные пенсионные фонды в Украине очень сильно зависят от ситуации в банковской системе. Поэтому взаимосвязь жесткая: падают банки - возрастают риски падения НПФ.
Также очень важен состав руководства накопительного пенсионного фонда и его наблюдательный совет. Кто там будет? Исключительно чиновники и "нужные" люди? Тогда судьба накоплений граждан изначально предрешена.
Начнем с доверия
Наши реформаторы, как обычно, начинают действовать не с того конца. Потому озвученная Кабмином стратегия обречена на поражение.
В первую очередь, нужно создать стимулы для либерализации зарплат и к увеличению сумм отчислений с фондов оплаты труда. Сделать это просто: провести полноценную реформу системы единого социального взноса и снизить налоговую нагрузку на работодателей и доходы граждан.
Вторая важная составляющая - доверие к любым инструментам сбережения и накопления. Возродить такое доверие крайне сложно, но необходимо, поскольку без него третий уровень пенсионной системы не заработает.
И, безусловно, необходимы:
- ликвидация коррупции в госаппарате;
- общественный контроль управления средствами будущих пенсионеров;
- прозрачность всей системы в целом.
Иначе первые же руки, которые получат право рулить накоплениями граждан, не преминут поиграться с 5 млрд грн, которые уже в 2017 году намерено аккумулировать государство.