Дополнительный импортный сбор: госрегулирование против реальной экономики
Бизнес активизировал свои попытки повлиять на Кабмин Арсения Яценюка в вопросе отмены дополнительного импортного сбора, введенного на год для стабилизации платежного баланса Украины. На сторону предприятий встала Гостаможня, отмечающая рост контрабанды в результате применения дополнительных мер тарифного регулирования. Но Минфин непреклонен - торговый баланс позитивный, а бюджет к середине июня получил дополнительные 7,8 млрд грн, потому сбор будет действовать до конца года.
На 19 июня запланировано заседание Комитета Всемирной торговой организации (ВТО) по ограничениям, на котором рассмотрят вопрос введения Украиной дополнительной ограничительной меры в виде импортного сбора в размере 5-10%.
Комитет уже собирался в конце апреля. Тогда большинство стран-членов ВТО признали, что таможенный сбор применяется Украиной как комплексная мера, направленная на стабилизацию платежного баланса. Но некоторые страны стран, в частности, Россия, рассматривали это, как введение дополнительной нагрузки для экспортеров и снижение их конкурентоспособности на украинском рынке. Поэтому, высказались представители этих стран, Украина должна отменить действие сбора не позже 2015 года.
11 июня прошли очередные консультации членов ВТО с делегацией Украины. Консенсуса пока нет. Россия все так же заявляет о несоответствии ограничительных мер нормам ВТО. А Япония, Индонезия и Турция высказали "системную озабоченность" действиями Украины, подчеркивая важность отмены нормы. Об этом сказано в письме постпреда Украины при отделении ООН и других международных организациях в Женеве Юрия Клименко заместителю министра экономического развития и торговли -торгпреду Украины Наталье Микольской.
В Украине тоже не все согласны с дополнительным сбором. Замглавы Государственной фискальной службы (ГФС) Константин Ликарчук (курирует таможню) заявил, что его подразделение подготовило несколько докладных записок по этому вопросу. Суть записок сводится к тому, что введение ограничительной меры привело к увеличению контрабанды.
"База налогообложения сузилась, растамаживать, оплачивая все платежи в бюджет, субъектам предпринимательской деятельности стало абсолютно невыгодно, и они начали использовать разные пути, - сказал Ликарчук. - Нужно рассмотреть вопрос о применении этого импортного сбора, насколько он необходим государству на данный момент, потому что, кроме бюджетних показателей, от этого импортного сбора есть еще определенный негативный эффект, который он оказывает на легальный бизнес в Украине. К нам очень много обращений за последний месяц поступило от известных иностранных компаний. Они вынуждены закрывать свое производство, увольнять людей. А это имеет цепной эффект, потому что это вопрос не только таможенных платежей, а и вопрос рабочих мест, налогов, зарплаты".
О каком объеме контрабанды идет речь, главный таможенник не уточнил. Но, согласно отчету о движении имущества, изъятого из-за нарушений таможенных правил на 1 мая, на складском учете таможен находится товара на сумму 265,4 млн грн. В рамках дел о нарушении таможенных правил изъято - на 102,015 млн грн. В частности, львиную долю конфиската занимает автотранспорт (на 27,5 млн грн), оборудование (18 млн грн), продукты питания (14 млн грн), табачные изделия (8 млн грн).
По данным пресс-службы ГФС, с дня введения сбора по 15 июня Гостаможня перечислила в бюджет 7,84 млрд грн (план по году более 17 млрд грн). Только за 15 дней июня поступило 890 млн грн. Пиковые платежи были в марте-апреле - 2,65 млрд грн и 2,34 млрд грн, соответственно.
Кроме того, в распоряжении РБК-Украина имеется справка о мониторинге действия мер по стабилизации платежного баланса, подготовленного МЭРТ на 2 июня. В министерстве ссылаются на статистику Нацбанка: сокращение импорта (за 4 месяца на 36,6%, по сравнению с январем-апрелем 2014 года) повлияло на уменьшение дефицита текущего счета.
Будучи дефицитным в январе-феврале, уже в первые два месяца весны счет текущих операций стал профицитным. Таким образом, за 4 месяца дефицит счета сократился на 83% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составляет 265 млн долл.
В то же время, анализ эффективности сбора показывает, что в МЭРТ предполагают влияние тарифных ограничений на подорожание сырья. В марте стоимость импорта выросла почти на 10%, по сравнению с предыдущим месяцем, в апреле - на 2,7%.
Менее значительный рост цен в апреле чиновники объясняют незначительным укреплением гривны и благоприятной ценовой динамикой на мировых рынках, в частности, на металлы, минералы. Это и дало возможность нивелировать часть дополнительных расходов для импортеров.
Признают в правительстве и негативное влияние дополнительного сбора на внутреннее производство и экспорт товаропроизводителей, зависящих от импортного сырья. Плюс к этому, на падение производства и экспорта повлияли перебои в работе предприятий на оккупированных территориях, нарушение логистических связей, низкий внутренний спрос и торговые проблемы с Россией.
Поэтому бизнес активизировал свои попытки повлиять на правительство и парламент и отменить импортный сбор. Президент Союза химиков Украины Алексей Голубов в письме на имя главы парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нины Южаниной ("Блок Петра Порошенко") отметил, что введение сбора еще больше ухудшило финансовое состояние отрасли, которая в 2014 году получили 34 млрд грн убытков. А финрезультаты работы отрасли в 1 квартале ожидаются еще хуже, чем в январе-марте прошлого года.
"Введение сбора привело к росту себестоимости и цен на химическую продукцию, конкурентноспособность товаров и снижение объемов экспорта. В I квартале экспорт составил всего 517,6 млн долл, что составляет всего 71,3% к аналогичному периоду 2014 года, - пояснил Голубов. - Производители сложных фосфорных удобрений, которые используют импортное сырье - природные фосфаты кальция - свою продукцию и так не экспортируют из-за высокой себестоимости и низких экспортных цен, а с введением импортного сбора цена выросла еще больше и для многих потенциальных потребителей минеральных удобрений в сельском хозяйстве стала недоступной".
Аналогичная ситуация почти у всех производителей. Президент ассоциации "Укркондпром" Александр Балдынюк рассказал, что ограничительные меры правительства привели к удару по продукции с глубокой степенью переработки, в основном ориентированные на экспорт, в частности, и в страны ЕС.
Среди товаров, на которые распространяется импортный сбор, есть сырье и оборудование, которые не производятся и не могут производиться в Украине, но используются украинскими кондитерами - какао-бобы, кокосовые орехи, миндаль, ароматизаторы, упаковочные машины и запчасти к ним.
В целом, 40-70% в производстве кондитерской продукции занимает импортное сырье.
"Украина усложнила доступ к сырью, и бьет по нашему экспорту, который приносит валюту в страну, - подчеркнул Балдынюк. - В этом году мы видим сокращение экспорта по нашим традиционным рынкам сбыта, на которые приходится 20-50% экспорта. Это Азербайджан, Беларусь, Киргизстан, Таджикистан, Молдова. Это сложно объяснить войной и отношениями с Россией. Россия не мешает нам экспортировать в Молдову и Беларусь".
Балдынюк прогнозирует, что результатом действия сбора может стать падение производства почти на 40 тыс. т в год, или 2,7 млрд грн, сокращение сотрудников до около 4,5 тыс. человек (уже 1,5 тыс. уволено). Сократятся и отчисления в бюджет.
"Правительство должно понимать, что сейчас собрали 8 млрд грн, а не доберут в перспективе больше. Если убьют предприятия, с кого они налоги будут собирать. Никогда такого кризиса в отрасли не было, даже в лихие 90-е годы", - сказал бизнесмен.
К проблеме сбора добавляется рост затрат на производство (мучная группа - на 80-90% в 2014-2015 годах, шоколадно-сахаристая группа - 110-120%), невозмещение НДС (задолженность перед отраслью на 1 апреля - более 200 млн грн), валютное регулирование.
"Решая краткосрочные вопросы, Кабмин лишний раз подтверждает, что производить в Украине невыгодно, - добавляет гендиректор Федерации работодателей Украины (ФРУ) Руслан Ильичев. - Вот, например, Турция с 2012 года ввела льготы: инвестируешь в производство 1 млн лир (около 400 тыс. долл., - РБК-Украина), получаешь возможность без пошлин и НДС ввозить любое оборудование. У нас же 5-10% сбора, пошлины, НДС. На 30% мы не конкуренты, чем коллеги из Турции. Будучи иностранным инвестором, я бы не пришел в Украину".
Исполнительный директор ассоциации "Укрлегпром" Татьяна Изовит отметила, что рынок легкой промышленности и так максимально в тени, а дополнительные ограничения еще более будут способствовать развитию тени.
"Товар не требует хранения, его можно завезти как угодно. В 2014 году официальный оборот составил 40 млрд грн, а реальный - 120 млрд грн. Разница - это тень", - сказала Изовит.
По ее словам, отрасль предлагала вводить сбор на импорт готовых изделий, а сырье и оборудование вывести из-под налогообложения. Но в Кабмине аргументы слушать не захотели. В итоге, за I квартал экспорт сократился на 29%, импорт - на 32%, а объемы производства за 4 месяца - на 13%.
По данным менеджера по вопросам фискального регулирования "Филипп Моррис Украина" Алексея Калиниченко, введение дополнительного импортного сбора не только повысило себестоимость продукции на внутреннем рынке, но и негативно повлияло на экспортные возможности. По его оценкам, негативное влияние на компанию в 2015 году составит более 200 млн грн.
Отметим, в Верховной Раде уже зарегистрирован законопроект №2674 об отмене сбора. Документ в начале июня включен в порядок дня сессии.
Но, несмотря на все обращения и аргументы, Минфин пока остается непреклонен. Сбор будет действовать до конца года, и это согласовано с МВФ и ВТО.
"И для табачных компаний, и для целой экономики было бы более важным стабилизировать платежный баланс, и таким образом, создать лучшие условия для, извините, продажи табака, - заявила вчера в парламенте министр финансов Наталья Яресько. - Если мы должны выбирать, то должны выбрать платежный баланс и стабилизацию макрофинансовой системы".
Напомним, дополнительный таможенный сбор начал действовать с 26 февраля. Ставка 10% применяется для продуктов питания, подакцизных товаров, 5% - на все остальные товарные группы, кроме критического импорта, в частности, энергоносители и медикаменты.