Девять быстрых побед для правовой системы
Даниил Билак, управляющий партнер CMS Cameron McKenna LLC,
советник министра юстиции украины в 1995-1997 и 2005-2006 годах
Хочу поздравить Министерство юстиции с определением программы деятельности Кабинета министров. Объявлена одна из важных задач, а именно внедрение общедоступной системы реестра недвижимого имущества.
Но на этом не нужно останавливаться.
Ниже предлагаются некоторые практические, конкретные и неотложные меры, которые могут быть быстро и успешно внедрены и которые предусматривают: а) институциональные реформы и совершенствование доступа к правосудию, б) будут защищать и поддерживать права человека и права собственности граждан и предприятий и в) будут укреплять личную свободу, борьбу с коррупцией и поощрять инвестиции. Каждая из этих предложенных реформ должна оцениваться с учетом трех ключевых принципов демократической формы управления: они способствуют прозрачности, подотчетности и предоставлению эффективных услуг людям.
A. Институциональные/структурные реформы
Неотложное действие 1. Отмена депутатской неприкосновенности. Новоизбранные депутаты Верховной Рады снова забыли свои предвыборные обещания об отмене полного иммунитета от привлечения к уголовной ответственности, которым пользуются депутаты. Отмена является принципиальным вопросом - сохранение этого оскорбления конституционному принципу равенства всех перед законом только подрывает доверие к власти, увековечивает культуру безнаказанности, которой пропитаны все институты Украины, и порождает коррупцию.
Внесение проекта закона в Верховную Раду относительно ограничения депутатской неприкосновенности является классической привилегией депутатского индемнитета, который предусматривает освобождение депутата от преследования за любое высказывание в стенах парламента. Общество будет приветствовать эту инициативу как таковую, что отстаивает справедливость, правосудие и равенство перед законом.
Неотложное действие 2. Упразднение Хозяйственного кодекса Украины. Принятый как подарок постсоветским государственным предприятиям Украины и теоретикам права советской эпохи, его положения являются идеологически несовместимыми с прекрасным современным Гражданским кодексом Украины и противоречат ему. Я не знаю ни одной другой цивилизованной страны, которая бы имела две системы регулирования гражданско-правовых отношений - государственную против рыночной. Если государство вступает в договорные отношения на свободном рынке, тогда оно должно подчиняться тем же правилам, что и все другие его участники.
Несоответствия между кодексами служат огромным источником коррупции в хозяйственных судах. Это позволяет судьям использовать противоречия между ними чтобы позволять корпоративное рейдерство и незаконный захват субъектов предпринимательской деятельности, тем самым подрывая уверенность в украинской системе правосудия и доверие к ней.
Неотложное действие 3. Ликвидация Высшего хозяйственного суда и люстрация судей. Эта инициатива является логическим продолжением предыдущей рекомендации. Она является частью более масштабной стратегической цели по созданию независимой судебной власти, как необходимой составляющей восстановления верховенства права в Украине, которое бы заслуживало на доверие. Можно принять закон или указ Президента о реорганизации системы хозяйственных судов путем ликвидации Высшего хозяйственного суда и передаче его юрисдикции Верховному Суду (которому, по моему скромному мнению, она и принадлежит) и, вследствие этого, люстрации примерно 80 судей.
После этого можно сразу же инициировать расследование относительно источников доходов, по крайней мере, пяти судей ВХС, которые, как сообщают, являются миллионерами. Я уверен, что можно найти 80 честных, порядочных и способных юристов в стране (даже иностранцев, что является популярным сейчас) на замену тем, кто будет под следствием.
Эта инициатива повысит прозрачность, подотчетность и качество услуг судебной системы, и станет значительным шагом на пути внедрения верховенства права на рынке.
Неотложное действие 4. Принятие Кодекса административных процедур, над которым Министерство работает вместе с экспертами на протяжении многих лет. Эта "конституция для государственных служащих" имеет критическое значение для обеспечения прозрачности и подотчетности в государственном управлении путем установления принципа законности того, как государственные служащие принимают решения, влияющие на права граждан. Особенно важным является то, что он устраняет произвол посредством установления обязательного следования принципу законности при реализации управленческих полномочий. Министр может объяснить людям, что таким образом обеспечивается то, что государственные служащие отныне будут действовать как слуги народа, а не как его хозяева.
B. Сделайте систему правосудия открытой и усовершенствуйте систему юридических услуг
Неотложное действие 5. Электронное управление услуг. Прозрачность должна быть отличительной чертой Министерства. Министру следует осуществить полную проверку услуг, предоставляемых Минюстом населению, и создать возможность пользоваться как можно большим количеством из них с помощью Интернета. Кроме реестра недвижимого имущества, регистрация предприятий, неправительственных организаций, рождений, смертей, браков, выдачи лицензий и т.д., может осуществляться в электронной форме. Нужно брать пример с Эстонии. Общая универсализация таких услуг путем устранения бюрократической составляющей уменьшит коррупцию, повысит их прозрачность и эффективность.
Неотложное действие 6. Облегчение регистрации неправительственных и благотворительных организаций. Законодательство времен Януковича, которое затрудняет регистрацию неправительственных и благотворительных организаций, должно быть немедленно заменено простым законом или административным актом, который способствует добровольческому движению в государстве и упрощает деятельность добровольцев. Учитывая взрыв добровольческого движения в стране, эта простая инициатива мгновенно повысит популярность правительства, и одновременно с этим сделает правительство более подотчетным гражданскому обществу и будет способствовать развитию государственно-частного партнерства.
Неотложное действие 7. Совершенствование нотариальных услуг. Подавляющая часть населения сталкивается с правовой системой через нотариусов. Нотариусы - это центральная нервная система правовой системы. К сожалению, такое столкновение отчасти является менее удовлетворительным из-за коррупции, длительного ожидания, плохого сервиса и дорогого нотариального оборудования.
Нужно сделать нотариальную систему более ориентированной на услуги путем объединения государственных и частных нотариусов в единую частную систему (малообеспеченные граждане могут получать целевую помощь для компенсации стоимости нотариальных услуг), и поощрим конкуренцию, отменив нотариальные округа. Количество нотариусов может контролироваться путем повышения стандартов чтобы добиться, чтобы только высококвалифицированным и порядочным нотариусам разрешалось осуществлять деятельность.
Неотложное действие 8. Право граждан на конституционное обжалование. Нужно ввести институт конституционного обжалования, который обсуждается уже не первый год;это позволит гражданам обжаловать нарушение их конституционных прав напрямую в высших судебных инстанциях вплоть до Конституционного суда. На данный момент такие обращения разрешаются на усмотрение судьи суда низшей инстанции или прокурора - полностью неудовлетворительная ситуация (особенно в уголовных делах), когда такое решение суда может фактически решить судьбу заявителя. А о праве обращения гражданина в Конституционный суд по вопросу защиты своих прав вообще речь не идет по действующему законодательству Украины. В то же время, соблюдение надлежащей правовой процедуры, что является основополагающей составляющей доктрины верховенства права, требует этого.
Неотложное действие 9. Общение с гражданами. Министр должен привлекать широкий круг людей себе в помощь - объясняя реформы и интересоваться мнением общества. Простые инициативы по получению обратной связи, такие как введение местных и общенациональных опросов относительно качества предоставления услуг, будут иметь большое значение для восстановления доверия к власти среди граждан.